РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2020 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Голубятниковой И.А.,
при секретаре Логиновой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1321/2020 по административному иску Ломакина И. А. об оспаривании решения призывной комиссии <адрес>, обязании выдать военный билет
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения призывной комиссии Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных основания, обязать призывной комиссии рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежавшего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацами 6 пунктов 1 статей 28, 52 Закона о воинской обязанности выдать военный билет.
В обоснование требований истец указал, что состоял на воинском учете, с сентября 2005 года по <дата> в связи с обучением в университете и ординатуре, ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу. с сентября 2013 года истец работает в должности профессорского-преподавательского состава в Академии постдипломного образования ФЕНК ФМБА России. С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу до достижения 27 летнего возраста истец повестки о явке в военкомат не получал. <дата> призывной комиссией принято решение о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, истец зачислен в запас. С таким решением истец не согласен, поскольку военным комиссариатом не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву истца на военную службу, то есть истец не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
В судебном заседании представитель истца требования и доводы, изложенные в иске, поддержал. Истец пояснил, что институт и ординатуру он закончил в августе 2013 года, с сентября 2013 года осуществляет педагогическую деятельность и живет в <адрес>, при этом был зарегистрирован до 2018 года в <адрес>, по месту прописки проживают родители истца, о повестках в военкомат ему ничего не сообщали, о смене места жительства в военкомат не сообщал, знал, что подлежит призыву. Представитель истца пояснил, что военный билет нужен истцу для должностного роста.
Ответчик представитель военного комиссариата городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и <адрес> в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, пояснила, что истец неоднократно вызывался повестками, о смене места жительства не сообщил.
Ответчик представитель призывной комиссии Пушкинского муниципального района <адрес> в судебном заседании иск не признал, поддержал решение.
Ответчик Военный комиссариат <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, возражений не представил.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд не находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от <дата> N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закона о воинской обязанности и военной службе) при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с <дата>, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Материалами дела установлено:
Ломакин И.А. <дата> года рождения состоял на воинском учете с <дата> по <дата> в военном комиссариате <адрес> края, военную службу не проходил;
Решением призывной комиссии военного комиссариата <адрес> от <дата> Ломакину И.А. до <дата> предоставлена отсрочка от призыва до <дата> год на основании пп. а п. 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности и военной службе;
Решением призывной комиссии Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> протокол № Ломакин И.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас, решение принято единогласно;
Взамен военного билета Ломакину И.А. выдана Справка АС №.
Оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны ответчиков.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений ).
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
В силу положений статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В юридически значимый период, то есть с <дата> по <дата> истец, подлежащий призыву, военную службу не прошел, до <дата> истец обучался в ординатуре ФГБУ ФНКЦ ФМБА России.
Согласно справки от <дата> истец с <дата> по день выдачи справки работал в Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в составе профессорско- преподавательского состава в должности ассистента кафедры хирургии и кафедры сестринского дела.
Должность ассистента, в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 678, относится к должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.
Таким образом, в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 25 Закона о воинской обязанности и военной службе, истец, как педагогический работник образовательной организации, подлежал призыву на военную службу с 1 мая по 15 июля.
Как усматривается из материалов личного дела призывника Ломакина И.А. военным комиссариатом <адрес> по адресу места жительства истца – <адрес> ул. 60 лет ВЛКСМ <адрес> направлялись повестки о явке в военкомат <дата> (согласно объяснительной повестку не удалось вручить, так как со слов матери Ломакин И.А. живет в Красноярске и не приезжает, повестку не взяла, л.д. 107), <дата> и <дата> (повестки помещены в почтовой ящик и в дверь, л.д. 110, 111 ), <дата> (согласно объяснительной при посещении адреса через домофон сказали, что такого лица нет и бросили трубку, л.д. 113,114), <дата> (согласно объяснительной со слов жильцов И. не проживает по этому адресу, точное местонахождение сообщать отказались, повестку передавать отказались, л.д. 116, 121, 122).
Согласно паспорту истца, истец в период с 1996 года по 2018 год зарегистрирован по адресу <адрес> ул. 60 лет ВЛКСМ <адрес>.
Принимая во внимание, что военкомат принимал меры по извещению призывника для прохождения медицинской и призывной комиссии по адресу его регистрации, суд полагает, что обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу в отношении истца выполнена в полном объеме.
То обстоятельство, что истец после окончания ординатуры в августе 2013 года проживает в <адрес>, что подтверждается самим истцом, не является основанием полагать, что призывник не был извещен о необходимости явки в военкомат, поскольку истец не известил военкомат о смене места жительства, при этом на учет в военкомате в <адрес> по месту пребывания не встал. В судебном заседании истец подтвердил, что не извещал военкомат о смене места жительства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
Учитывая приведенные положения, истец был обязан встать на воинский учет по месту пребывания в городе Москве, что им сделано не было.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от <дата> N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня "В".
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам РФ, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в связи с чем, ему правомерно выдана справка взамен военного билета.
Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░░