№ 2-1485-2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2015 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Смирновой Л.А.,
С участием истца Кондратьевой Н.В.,
представителя ответчика Яковлевой И.В.,
При секретаре Кротик Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Кондратьевой Н..В. к
Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району»
о признании права нарушенным, возложении обязанности по выплате суммы, возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании нарушенным право на получение пособия на погребение в сумме *** руб. *** коп., возложении на ответчика обязанности по выплате пособия на погребение в сумме *** руб. *** коп., взыскании компенсации морального вреда в сумме *** руб.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования и пояснила, что *** умер ее отец Кузьмин В.А., являвшийся инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльском АЭС, организацию похорон она взяла на себя. В соответствии с частью 4 статьи Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1), Приложения № 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1411 «Об индексации в 2015 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее – Постановление № 1411) пособие на погребение установлено в сумме *** руб. *** коп. В *** она обратилась к ответчику с заявлением о выплате пособия на погребение в указанной сумме. Ответчиком перечислено пособие в сумме *** руб. *** коп. За остальной суммой предложено обратиться в Управление Пенсионного фонда. Она полагает отказ необоснованным, так как желает, что бы в память о подвиге отца пособие было выплачено органом, на который возложена социальная защита указанной категории граждан. Просит также возместить моральный вред за «хамское» отношение.
Представитель ответчика исковые требования не признала и пояснила, что при назначении пособия на погребение, установленного частью 4 статьи 14 Закона № 1244-1, Управление социальной политики руководствуется Письмом Минфина Российской Федерации № 120, Банка России № 05-1 от 25 декабря 1992 г. «О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым финансирование расходов органов социальной защиты, связанных с предоставлением льгот по пенсионному обеспечению (параграф 4), в том числе расходов на погребение неработающих пенсионеров и инвалидов, осуществляется сверх установленной действующим законодательством нормы. С *** на территории города Каменска-Уральского Управлением Пенсионного фонда России выплачивается социальное пособие на погребение неработающим пенсионерам и инвалидам в сумме *** руб. *** коп. Органом социальной защиты финансирование расходов на погребение неработающих пенсионеров и инвалидов-чернобыльцев осуществляется сверх установленной нормы. По обращению истца издан приказ № от ***., которым назначено пособие на
погребение в сумме *** руб. *** коп. Истцу разъяснялось право на получение пособия на погребение в сумме *** руб. *** г. в Управление Пенсионного фонда России, были приняты меры для организации получения пособия без очереди. Оснований для возмещения морального вреда не имеется. Управление социальной политики прав истца не нарушало, в связи с чем расходы на оплату услуг представителя не подлежат удовлетворению.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона № 1244-1 в случае смерти гражданина, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалида, на которого распространялись меры социальной поддержки, членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 рублей.
Пунктом 36 Приложения № 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1411 «Об индексации в 2015 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» размер пособия на погребение установлен в сумме *** руб. *** коп.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 г. № 136 утверждены Правила предоставления пособия на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с Чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы (далее – Правила предоставления пособия на погребение).
Пунктом 2 Правил предоставления пособия на погребение предусмотрено, что для получения пособия получатель подает в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), по месту жительства умершего лица заявление (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия удостоверения умершего лица, дающего право на меры социальной поддержки; б) копия справки о смерти установленной формы, выдаваемой органами записи актов гражданского состояния при регистрации смерти. В случае если копии документов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, не заверены в установленном порядке, вместе с копиями представляются оригиналы. При подаче документов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, предъявляются документ, удостоверяющий личность получателя, и платежные документы, подтверждающие расходы на похороны (пункт 3). Копия справки, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, копия документа, удостоверяющего личность получателя, и платежные документы, подтверждающие расходы на похороны, подшиваются в дело умершего лица, подлежащее хранению в установленном порядке (пункт 4).
Истец *** обратилась к ответчику с заявлением о выплате пособия на погребение в сумме *** руб. *** коп. (л. д. 11).
Ответчиком назначено пособие в сумме *** руб. *** коп. (л. д. 12).
Суд полагает отказ в выплате истцу пособия на погребение в сумме *** руб. *** коп. необоснованным.
Статьей 3 Закона № 1244-1 установлено, что гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а
также предоставление мер социальной поддержки. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Таким образом, предусматривая в Законе № 1244-1 механизм социальной защиты граждан, пострадавших в связи с чернобыльской катастрофой, законодатель закрепил правило, согласно которому гражданину, имеющему право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по данному Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по данному Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» социальное пособие на погребение выплачивается супруге, родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение.
Часть 2 указанной нормы устанавливает, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
органом, в котором умерший получал пенсию;
организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;
территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.
В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Назначение пособия на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы», утвержденным Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 27 ноября 2014 г. № 727 государственная услуга предоставляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области.
Проанализировав указанные нормы законодательства, суд полагает, что истцу, заявившей о получении пособия на погребение, установленного Законом № 1244-1, указанное пособие подлежало выплате ответчиком в полном размере. Следовательно, на ответчика подлежит возложению обязанность по выплате разницы между полагающейся суммы пособия и фактически выплаченной, что составляет *** руб. *** коп. (***).
В силу статей 5, 5.1 Закона № 1244-1 предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
С учетом изложенного выплата пособия на погребение истцу должна быть произведена за счет средств федерального бюджета.
Суд находит несостоятельными доводы ответчика на частичную выплату пособия на погребение со ссылкой на Письмо Минфина Российской Федерации № 120, Банка России № 05-1 от 25 декабря 1992 г. Данное письмо регламентирует порядок оформления, учета финансовых обязательств по Закону № 1244-1, но не регламентирует прав граждан на льготы и компенсации, установленные законом.
Суд находит необоснованными требования истца о возмещении морального вреда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В данном случае истцом указано на причинение ему имущественного ущерба и не приведено доводов о том, какие его личные неимущественные права или принадлежащие ему нематериальные блага были нарушены действиями ответчика, а также не определена степень нравственных либо физических страданий, не представлено соответствующих доказательств, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда.
Истец просит взыскать с ответчика судебные расходы в сумме *** руб.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу вышеуказанной нормы суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя критерий разумности понесенных расходов. При этом, неразумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права либо несложностью дела.
Истцом оплачены юридические услуги ООО «Глобус» по подготовке искового заявления в сумме *** руб.
С учетом объема оказанных юридических услуг, размера защищаемого права суд находит размер расходов неразумными и снижает взыскиваемую с ответчика сумму до *** руб.
Из квитанции от *** усматривается, что истец уплатила ООО «Глобус» за подготовку заявления в прокуратуру г. Каменска-Уральского на неправомерные действия ответчика *** руб.
Данные расходы суд признает несвязанными с рассмотрением судебного спора и не находит оснований для их возмещения.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ *** ░░░. *** ░░░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ *** ░░░. *** ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ *** ░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░░ 2015 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: