УИД 63RS0№-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2021 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
при помощнике судьи Кулкаеве Р.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Хайбрахманова Р.М.,
административного ответчика Запевалова А.Ю.,
рассмотрев в открытом выездном судебном заседании административное дело №а-1771/2021 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении осужденного Запевалова А. Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Запевалова А.Ю., осужденного приговором Апшеронского районного суда <адрес> от <дата>.
<дата> осужденный Запевалов А.Ю. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, имея неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений. За время отбывания наказания осужденный допускал нарушение установленного порядка отбывания наказания, имеет 34 дисциплинарных взыскания, поощрений не имеет.
С целью предупреждения совершения повторных преступлений, административный истец в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить в отношении Запевалова А.Ю. административный надзор сроком на 8 лет, установить следующие ограничения:
1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 до 07:00;
2) запретить посещение питейных заведений, кафе, баров, ресторанов осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив;
3) запретить выезд за пределы территории <адрес>;
4) обязательная явка 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела без участия представителя административного истца в соответствии с положениями статьи 272 КАС РФ.
Осужденный Запевалов А.Ю. признал заявленные требования частично, полагает срок административного надзора и установление 3 обязательных явок и запрета посещения заведений, осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции на розлив, чрезмерно суровыми ограничениями. После отбытия наказания намерен проживать в <адрес> с гражданской супругой.
Помощник прокурора <адрес> Хайбрахманов P.M. в судебном заседании пояснил, что полагает административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, в отношении административного ответчика подлежит установлению административный надзор на срок 8 лет с установлением ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00, запрета посещения питейных заведений, кафе, баров, ресторанов осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив, а также обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Выслушав участников процесса, изучив и проверив материалы дела, личного дела осужденного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступившим в законную силу - <дата>) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании ч.1 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных части 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Судом установлено и подтверждено материалами личного дела, что Запевалов А.Ю. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по приговору Апшеронского районного суда <адрес> от <дата> по ч. 2 ст. 325 (2 эпизода), п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, которым с применением ч. 3 ст. 69, ст. 70 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из приговора Апшеронского районного суда <адрес> от <дата> следует, что в действиях Запевалова А.Ю. имеется опасный рецидив преступлений.
<дата> осужденный Запевалов А.Ю. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по отбытию срока, т.е. после вступления в законную силу Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» для установления административного надзора в отношении Запевалова А.Ю.
Административный надзор не относится к мерам ответственности за нарушения порядка отбывания наказания и согласно статье 2 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, имеющий цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение умышленного преступления при наличии в действиях опасного или особо опасного рецидива на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.
В соответствии со ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, суд считает необходимым установить в отношении Запевалова А.Ю. срок административного надзора - восемь лет.
Согласно ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений.
В силу требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <дата> №- ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что часть 1 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно характеристики, утвержденной заместителем начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, осужденный Запевалов А.Ю. прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> <дата> из СИЗО-2 <адрес>, распределен в отряд №. <дата> переведен в отряд №. При общении с сотрудниками администрации и осужденными вынужденно вежлив и тактичен, старается не допускать в обращении грубость и употребление жаргонных слов. Требования правил внутреннего распорядка систематически нарушает. За время отбывания наказания в виде лишения свободы допустил 34 нарушения установленного порядка отбывания наказания, за которые объявлены дисциплинарные взыскания, все они на данный момент не сняты в порядке поощрения и не погашены временным фактором. Поощрений от администрации учреждения нет. К режиму содержания относится посредственно. Мероприятия культурно- массового и спортивного характера посещает неохотно. Мероприятия воспитательного характера посещает, но не делает для себя положительные выводы. Требования правил пожарной безопасности, санитарии и личной гигиены систематически нарушает. Внешне не всегда опрятен, спальное место содержит в относительной чистоте. В колонии окончил ПУ 117, присвоена квалификация «повар 3 разряда». По приговору суда имеет образование 9 классов. К учебе относится посредственно. В настоящее время трудоустроен с <дата> уборщиком территории обслуживающего персонала жилой зоны. Также был трудоустроен дневальным с <дата>. Работу по благоустройству колонии согласно ст. 106 УИК РФ выполняет под контролем администрации. К труду относится посредственно. Дружеские отношения поддерживает с различными категориями осужденных. Отношения с родственниками поддерживает путем получения передач и личных свиданий, общение с родственниками положительного влияния на осужденного не оказывает. В совершенном преступлении раскаялся, вину признал. По приговору суда имеет материальный иск. Исполнительные листы погашены в полном объёме. Характеризуется отрицательно
Из справки о поощрениях и взысканиях следует, что на Запевалов А.Ю. за время отбывания наказания получил 34 взыскания. Поощрений не имеет.
При определении ограничений и обязанностей при установлении административного надзора в отношении Запевалова А.Ю. суд учитывает обстоятельства совершения им преступления, а также оценивает данные характеризующие личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания.
Принимая во внимание вышеизложенное, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения суд считает необходимым установить Запевалову А.Ю. следующие ограничения и обязанности:
- обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что соответствует обстоятельствам совершения преступления, данных характеризующих личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00, поскольку из приговора следует, что административный ответчик совершал преступления в ночное время;
- запретить посещение питейных заведений, кафе, баров, ресторанов осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив, поскольку из приговора следует, что административный ответчик совершал преступления в состоянии алкогольного опьянения.
Суд не усматривает оснований для установления ограничений в виде запрета выезда за пределы территории <адрес>, поскольку Запевалов А.Ю. имеет регистрацию, намерен проследовать после отбытия к месту жительства в <адрес>.
Установленные в отношении Запевалова А.Ю. ограничения являются временным ограничением права и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, последний не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм статьи 9 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений.
Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, Федеральным законом от <дата> № 64-ФЗ «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении осужденного Запевалова А. Ю., удовлетворить частично.
Установить в отношении осужденного Запевалова А. Ю., <дата> года рождения, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет.
Установить в отношении Запевалова А. Ю., <дата> года рождения, следующие ограничения и обязанности:
- обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00;
- запретить посещение питейных заведений, кафе, баров, ресторанов осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив.
В остальной части административного иска – отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или, фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Судья: В.А. Зинкин