Дело № 2-1468/2019
УИД 33RS0006-01-2019-001617-70
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 сентября 2019 года г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Кутузова Н.В.
при секретаре Куклевой Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Арефьева А.А. к администрации муниципального образования <адрес> о признании права собственности на дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Арефьев А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании права собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
В обосновании исковых требований указано, что Арефьеву А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на участок принадлежит истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону, участок унаследован после матери ФИО4 При жизни ФИО4 намеревалась возвести на данном участке жилой дом, в связи с чем, ей было выдано разрешение на строительство. В 2016 г. жилой дом был выстроен, но ФИО4 не смогла получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию, не зарегистрировала на свое имя право собственности. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла, наследником к имуществу умершей является сын –истец по делу Арефьев А.А.. Поскольку жилой дом не был введен в эксплуатацию, и не зарегистрирован на имя Арефьевой А.А. истец не может оформить свои права в отношении указанного жилого помещения. Выстроенный дом соответствует всем нормам и правилам, не нарушает чьих-либо прав, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При указанных обстоятельствах Арефьев А.А. полагает, что за ним возможно признать право собственности на дом в порядке наследования.
Истец Арефьев А.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, доверил представление своих интересов в суде Туговой Г.Н.
Представитель истца по доверенности Тугова Г.Н., извещенная надлежащим образом во времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик администрация муниципального образования <адрес> просил о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По смыслу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ ввод объекта в эксплуатацию производится на основании соответствующего разрешения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
Исходя из требований п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
По смыслу указанных норм прав собственности на созданную вещь приобретается лишь в том случае, если эта вещь создана с соблюдением закона и иных правовых актов.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
При рассмотрении дел указанной категории суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Как установлено судом и следует из представленных материалов, ФИО4 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал земельный участок с кадастровым номером 33:08:120106:50, и 62/100 доли в праве собственности на жилой дом (в стадии разрушения), расположенные по адресу: <адрес>.
ФИО4 при жизни, получив в дар земельный участок и жилой дом в стадии разрушения, получила в администрации <адрес> разрешение на строительство на данном участке нового жилого дома.
В целях строительства нового дома ФИО4, подготовлен градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>.
В материалы дела также представлено разрешение на строительство, выданное администрацией муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО4 разрешено строительство двухэтажного жилого дома размером 7,0 х 12.8 м. по адресу: <адрес>, в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
Строительство объекта недвижимого имущества на земельном участке по адресу: <адрес>, подтверждается техническим планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ Из плана следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 33:08:120106:50 имеется двухэтажный жилой дом площадью 179,6 кв. м., года завершения строительства 2016 <адрес> образом, строительство жилого дома произведено при жизни ФИО4Принимая во внимание, что на построенный объект недвижимости отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию, возведенный объект недвижимости носит признаки самовольного строения.
ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-НА №, выданным отделом ЗАГС администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Из наследственного дела, открытого нотариусом нотариального округа <адрес>, следует, что наследником, принявшим наследство к имуществу умершей ФИО4, является ее сын Арефьев А.А., которому было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, квартиры, денежные вклады. В том числе, истцу было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, расположенный по адресу: Вязниковский р-он, <адрес>, с кадастровым номером 33:08:120106:50 и на 62/100 доли в праве собственности на жилой дом в стадии разрушения по указанному адресу.
Право собственности истца на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
На основании решения Вязниковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Арефьева А.А., жилой дом в стадии разрушения, расположенный по адресу: <адрес>, признан прекратившим свое существование в связи со сносом.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Статьей 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (ст. 1152 ГК РФ) в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом или когда подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Согласно п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Арефьев А.А. вступил в права наследства на часть имущества матери ФИО4, суд полагает, что он принял и наследство в виде спорного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>., который обладает признаками самовольной постройки ввиду отсутствия акта ввода в эксплуатацию завершенного строительством объекта недвижимого имущества.
Из п. 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Наследником к имуществу умершей ФИО4 – истцом по делу Арефьевым А.А. были предприняты меры к легализации самовольного строения.
Из ответа управления строительства и архитектуры администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: <адрес>, не может быть выдано ввиду отсутствия необходимых документов.
Из заключения МУП муниципального образования <адрес> «Проектно конструкторское бюро» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, является объектом капитального строительства, не противоречат существующим строительным нормам и правилам. Прочность и надежность отдельных конструктивных элементов, приводящих к снижению их несущей способности, не обнаружено. Указанное строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Техническое состояние жилого дома оценивается как работоспособное, дом пригоден для дальнейшей эксплуатации.
Согласно экспертному заключению ФФБУЗ ЦГиЭ в Вязниковском и <адрес>х от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и не оказывает неблагоприятного воздействия на условия проживания жителей и окружающую среду.
Из справки Отдела надзорной деятельности по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что при проверке жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, нарушений противопожарных норм и правил не выявлено.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО4 произведено строительство жилого дома, ввод в эксплуатацию которого она не оформила. В настоящее время истцом - наследником ФИО4 представлены заключения соответствующих служб, из которых следует, что при возведении объекта недвижимости – жилого дома по адресу: <адрес>, нарушений градостроительных, строительных норм и правил не установлено. Состояние жилого дома соответствует техническим требованиям, дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, земельный участок, на котором возведен дом, допускает строительство на нем данного объекта. Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором выстроен дом, принадлежит на праве собственности Арефьеву А.А., земельный участок перешел в собственность истца в порядке наследования после смерти ФИО4 Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования Арефьева А.А. подлежащими удовлетворению, в связи с чем, за ним следует признать право собственности на спорный объект недвижимости в порядке наследования.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Арефьева А.А. удовлетворить.
Признать за Арефьевым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом общей площадью 179,6 кв.м., количество этажей – 2, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Кутузова