Дело № 2- 2031\2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Москвичевой Л.П.
при секретаре Белозеровой О.Л., с участием представителя истца Судомойкиной З.В., представителя ответчика Мазепа Р.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте 28 августа 2013 года дело по иску Елпашева А.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов службы в Советской Армии, перерасчете трудовой пенсии, валоризации РПК, о признании незаконным решения об отказе в назначении доплаты к пенсии, обязании назначить доплату к трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», взыскании недополученной пенсии, доплаты к пенсии с учетом индексации
Установил:
Истец обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Инте РК о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов службы в Советской Армии, перерасчете трудовой пенсии, валоризации РПК, признании незаконным решения ответчика от 23.06.2011г. об отказе назначить доплату к пенсии, обязании назначить доплату к трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», взыскании недополученной пенсии, доплаты к пенсии с учетом индексации, указывая, что с 10.07.97г. является получателем трудовой пенсии по старости. В спецстаж ответчик не включил период его службы в армии по призыву. Кроме того, ему отказано и назначении доплаты к пенсии, предусмотренной 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», указав, что спецстаж составляет 23 года 04 месяца 07 дней. При этом также для исчисления стажа для доплаты не включили период службы в армии.
Истец в суд не явился, о дне слушания дела извещен. Суд находит возможным дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме. Представитель ответчика исковые требования не признал.
Заслушав представителей сторон, проверив материалы дела, суд находит требования истца о включении в специальный стаж для определении размера трудовой пенсии и доплаты к ней периодов службы в Советской Армии, обязании назначить ежемесячную доплату к трудовой пенсии подлежащими удовлетворению.
Требования истца к ГУ-УПФР в г. Инте об обязании произвести перерасчет пенсии, валоризации пенсионного капитала, взыскании недополученной пенсии, взыскании доплаты к трудовой пенсии с учетом индексации суд выделяет в отдельное производство для истребования дополнительных документов.
В судебном заседании установлено, что истец является получателем трудовой пенсии по пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 с 10.07.97г.
Согласно материалам дела, истец служил в Советской Армии по призыву с 02.11.74г. по 13.11.73г. До призыва в армию работал горнорабочим на подземном участке № 11 Комбината «Воркутауголь».
В спецстаж истца период службы в армии по призыву включен не был.
В соответствии с положениями пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3.08.1972 года № 590 (далее – Положение), кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалась также:
к) служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, КГБ при Совмине СССР, министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, МВД СССР, МВД союзных республик; служба в милиции;
и) обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре;
з) обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и» засчитывались в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к».
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Также пунктом 109 указанного Положения предусматривалось, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывалась в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совмина СССР от 3.08.1972 года № 590, утратило силу на территории РФ в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
Постановлением Конституционного суда РФ № 107-0 от 06.03.2003 года разъяснено, что право граждан на досрочное назначение пенсии не должно быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в настоящее время выполняемые ими работы, дающие ранее право на назначение льготной пенсии, перестали быть таковыми по ныне действующему законодательству. Это противоречит Конституции РФ и приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.
В соответствии с разъяснением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года № 70, при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
До призыва на службу в Советскую Армию истец работал в подземных условиях на работах, предусмотренных Списком № 1, следовательно, вправе был рассчитывать по нормам действовавшего в тот период законодательства, на включение периода службы в СА в специальный стаж по Списку № 1. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления пенсионных прав истца. Суд учитывает в стаж истца по Списку № 1 для определения размера пенсии период службы в Советской Армии с 02.11.71г. по 13.11.73г.. Продолжительность приравненного периода не превышает продолжительности имеющегося у истца на 01.01.2002 г. льготного стажа работы по Списку № 1.
Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.
Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года N 481.
Подсчет специального стажа для назначения указанной доплаты аналогичен подсчету стажа для назначения трудовой пенсии, в связи с чем, период службы в Армии по призыву подлежит включению в стаж для назначения доплаты к пенсии.
Истец 14.06.2011г. обратился к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии, предусмотренной ФЗ № 84. В назначении доплаты ему было отказано, о чем ответчик сообщил письмом от 23.06.2011г., указав, что у него не имеется необходимого 25-ти летнего стажа работы –стаж составляет 23 года 04 месяца 07 дней. При этом данный стаж был определен без учета периода службы в армии- 02 года 11 дней. С учетом включения периода службы в армии по призыву, у истца стаж работы, необходимый для назначения доплаты к пенсии составит более 25 лет. -25 лет. 04 месяца 18 дней. Таким образом, действия ответчика, отказавшего истцу в назначении доплаты к пенсии нельзя признать законными. В соответствии с пп.4 п. 4 ст. 4 Федерального Закона от 10.05.2010 года № 84-ФЗ назначение доплаты к пенсии производится с 1 августа, если заявление о назначении доплаты к пенсии принято в период с 1 апреля по 30 июня. Поскольку истец обратился с соответствующим заявлением к ответчику 14.06.2011 г., то ежемесячная доплата к его пенсии должна быть назначена с 01 августа 2011г.
В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ в пользу истца следует взыскать расходы на оказание юридических услуг. Учитывая частичное удовлетворение иска, суд находит возможным взыскать в пользу истца 700 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 100 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми включить в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, дающий право на определение размера трудовой пенсии по старости Елпашева А.Ф. период службы в Советской Армии по призыву с 02.11.71г. по 13.11.73г. – 02 года 11 дней.
Признать незаконным решение ГУ УПФ РФ об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии Елапашеву А.Ф.. Обязать ГУ УПФ РФ в г. Инта включить Елпашеву А.Ф. в стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную Федеральным Законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" № 84-ФЗ периоды службы в армии по призыву с 02.11.71г. по 13.11.73г. и с учетом данного периода произвести назначение доплаты к трудовой пенсии с 01 августа 2011 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский горсуд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате 28.08.2013г.
Судья- Л.П. Москвичева.