Решение по делу № 11-8066/2019 от 31.05.2019

Дело №11-8066/2019     Судья Карабанова О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 июля 2019 года     г.    Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Беломестновой Ж.Н.

судей Чаус И.А., Никитенко Н.В.

при секретаре Гуня К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Иванова Владимира Ивановича на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2019 года по иску Иванова Владимира Ивановича к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, Специализированной некоммерческой организации - фонду «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» о признании незаконным и недействующим постановления, незаконными действий по начислению взноса на капитальный ремонт, возложении обязанности прекратить начисление взноса на капитальный ремонт.

Заслушав доклад судьи Беломестновой Ж.Н. об обстоятельствах дела, пояснения истца Иванова В.И., его представителя Гнатюк А.В. по доводам апелляционной жалобы, возражения представителей ответчика СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области» - Тарасюк Е.Б., администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области – Тимошенко А.С. на доводы апелляционной жалобы, пояснения третьего лица Казанковой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Иванов В.И. обратился в суд с исковым заявлением (с учетом дополнений) к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, Специализированной некоммерческой организации - фонду «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее по тексту - СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области») о признании незаконным и недействующим со дня принятия постановление администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 16 декабря 2014 года №1173 «О принятии решения о способе формировании фонда капитального ремонта» в части решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Петровский, ул. Магистральная, д.4, на счете регионального оператора – СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области», признании незаконными действий СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области» по начислению взноса на капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома, аннулировании размера начисленного взноса, возложении на СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области» обязанности прекратить начисление взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

В обоснование заявленных требований сослался на следующее, что истец является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>. С марта 2015 года СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области» на основании постановления администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 16 декабря 2014 года №1173 выставляются квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт. Задолженность на ноябрь 2018 составляет 20 934 руб. 60 коп. Доказательств, подтверждающих осуществление обязанности органа местного самоуправления по созыву собрания собственников указанного многоквартирного дома для решения вопроса о выборе способа о формировании фонда капитального ремонта, и документов, подтверждающих неисполнение собственниками в установленном порядке обязанности по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, не представлено.

Представитель истца Иванова В.И. - Никитин К.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области - Пашнина Н.О. в судебном заседании исковые требования не признала.

Истец Иванов В.И., СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области», третье лицо Казанкова Н.Н., представители третьих лиц: администрации Озерного сельского поселения, ГУ «ГЖИ Челябинской области» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Иванову В.И. отказал в полном объеме.

В апелляционной жалобе Иванов В.И. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Истец является собственников ? доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру. Дом введен эксплуатацию 03 декабря 2013 года, является 10-и квартирным, у каждой квартиры по два входа. Собрание собственников для решения вопроса о выборе способа формировании фонда капитального ремонта не проводилось. Принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое не было проведено, либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано. На орган местного самоуправления возложена законом обязанность по осуществлению контроля за избранием и реализацией собственникам помещений в МКД определенного ими способа формирования фонда капитального ремонта. Ответчик не представил доказательств, подтверждающих неисполнение собственниками в установленном законом порядке обязанности по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, следовательно, оспариваемое постановление администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области является незаконным. Выражает несогласие с выводом суда о пропуске срока исковой давности, поскольку в марте 2015 года истец узнал необходимости оплаты взносов, в счет-извещении от 31 марта 2015 года в качестве получателя платежа указан СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области». В декабре 2018 года истцу стало известно об оспариваемом постановлении администрации при обращении за юридической помощью.

Истец Иванов В.И., его представитель Гнатюк А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представители ответчика СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области» - Тарасюк Е.Б., администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области – Тимошенко А.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Третье лицо Казанкова Н.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представители третьих лиц: администрации Озерного сельского поселения, ГУ «ГЖИ Челябинской области» судом апелляционной инстанции о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, не явились, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения истца Иванова В.И., его представителя Гнатюк А.В. по доводам апелляционной жалобы, возражения представителей ответчика СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области» - Тарасюк Е.Б., администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области – Тимошенко А.С. на доводы апелляционной жалобы, пояснения третьего лица Казанковой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Иванов В.И. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Петровский, ул. Магистральная, д. 4, кв. 1 (л.д. 10).

В марте 2015 года СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области» истцу направлен счет - извещение на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД по указанному адресу (л.д. 12).

Согласно счету - извещению на ноябрь 2018 задолженность на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества составляет 20 934 руб. 60 коп., пеня 3125 руб. 53 коп. (л.д. 13).

Многоквартирный дом №4 в п. Петровский по ул. Магистральная введен в эксплуатацию 03 декабря 2013 года (л.д. 11).

Документы по созыву общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в администрации Озерного сельского поселения, Управления строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области не сохранились (л.д. 65, 77).

Постановление Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года №196-П «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы» опубликовано в издании «Южноуральская панорама», № 85 от 10 июня 2014 года (спецвыпуск № 23). Многоквартирный дом по адресу: Челябинская область, <данные изъяты> включен в перечень многоквартирных домов Челябинской области, участвующих в региональной программе под №17426.

Постановлением администрации Красноармейского муниципального района от 16 декабря 2014 года №1173 указанный многоквартирный до включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Красноармейского муниципального района Челябинской области, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, согласно приложению №1, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме в шестимесячный срок с даты опубликования региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года №196-П, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован (л.д. 35 – 37).

Суд первой инстанции установив, что обязанность собственников спорного МКД уплачивать взнос за капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома возникла с марта 2015 года, документы у администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №4 п. Петровский по ул. Магистральная для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не сохранились, истцом доказательств, свидетельствующих о том, что в установленные законом сроки собственниками жилых помещений многоквартирного дома предприняты действия для выбора способа формирования фонда капитального ремонта не представлено, срок оспаривания постановления истек, пришел к выводу, что у администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области имелись предусмотренные законом основания для принятия оспариваемого постановления и отсутствуют основания полагать, что СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области» незаконно начисляет взнос на капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома, для аннулирования размера начисленного взноса и прекращения начисления оснований не имеется.

С данным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

В соответствии с ч. ст. 169 ЖК РФ, в редакции, действующей на день принятия оспариваемого постановления, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

В соответствии с ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, в редакции, действующей на день принятия оспариваемого постановления, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.

На территории Челябинской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Челябинской области от 27 июня 2013 года № 512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» (далее по тексту - Закон № 512-ЗО).

В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года №196-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы (далее по тексту - региональная программа).

На момент принятия оспариваемого постановления и рассмотрения дела судом первой инстанции Законом Челябинской области от 27 июня 2013 года №512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» срок, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирных домах, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, не был определен.

В соответствии с ч. 1-1 ст. 7-1 Закона Челябинской области от 27 июня 2013 года №512-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» (в редакции Закона Челябинской области от 02 октября 2018 года № 772-ЗО), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в данную программу при ее актуализации, возникает по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором этот многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта.

Статьей 6 ЖК РФ определено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (части 1 и 2).

В соответствии со ст. 2 Закона Челябинской области от 02 октября 2018 года № 772-ОЗ он вступает в силу со дня официального опубликования (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.10.2018, № 7400201810030018). Норме, устанавливающей срок наступления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, обратная сила не придана.

Таким образом, обязанность по внесению платы за капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных жилых домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенных в данную программу при ее актуализации не могла возникнуть ранее внесения изменений в Закон Челябинской области от 27 июня 2013 года № 512-ЗО.

Статьей 44 ЖК РФ предусмотрены правомочия общего собрания собственников в многоквартирных домах по принятию решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, по принятию решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт, выборе лица уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, по другим вопросам, отнесенным Жилищным кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 12 апреля 2016 года №10-П "О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" указал, что предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).

Проверяя конституционность положений ч. 6 и 7 ст. 170 ЖК РФ Конституционный Суд РФ отметил, что соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.

По смыслу приведенных законоположений, принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.

Таким образом, волеизъявление самих собственников многоквартирного жилого дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта является приоритетным.

Материалами дела подтверждается, что ответчиками не представлены суду доказательства, подтверждающие, что собственниками помещений спорного жилого дома принято решение о формировании фонда капитального ремонта.

Поскольку ч.1-1 с.7-1 Закона Челябинской области от 27 июня 2013 г. № 512-ЗО « Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» введена в действие с 03 октября 2018 года, то судебная коллегия, исходя из аналогии закона( ч.1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ), приходит к выводу, что обязанность по уплате взносов у истца возникает по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором внесены изменения в Закон № 512-ЗО, то есть с июля 2019 года.

На основании вышеприведенного, судебная коллегия приходит к выводу, что постановлением администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 16 декабря 2014 года №1173 нарушены права и законные интересы истца как собственника квартиры по указанному адресу, оспариваемое постановление в части решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>, на счете регионального оператора – СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области», не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, является незаконным и недействующим со дня принятия, а решение суда подлежащим отмене с принятием нового об удовлетворении требований Иванова В.И.

Оснований для применения срока исковой давности к требованиям Иванова В.И. об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления, судебная коллегия не усматривает, поскольку материалами дела подтверждено, что истцу стало известно о принятии администрацией Красноармейского муниципального района Челябинской области оспариваемого постановления из ответа на претензию от 28 декабря 2018 года, направленного СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области» в адрес истца.

С учетом обоснованности требований истца о признании незаконными действия Специализированной некоммерческой организации - Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» по начислению взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>, о возложении на Специализированную некоммерческую организацию - Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» обязанность прекратить начисление взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников названного многоквартирного жилого дома, требование истца о возложении на ответчика обязанность аннулировать лицевые счета для жилых помещений по указанному адресу не требует вынесения самостоятельного процессуального решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение:

«Признать незаконным и недействующим со дня принятия постановление администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 16 декабря 2014 года №1173 «О принятии решения о способе формировании фонда капитального ремонта» в части решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>, на счете регионального оператора – СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области».

Признать действия Специализированной некоммерческой организации - Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» по начислению взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, <данные изъяты> незаконными.

Возложить на Специализированную некоммерческую организацию - Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» обязанность прекратить начисление взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников многоквартирного жилого дома по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>

Председательствующий        

Судьи

11-8066/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Владимир Иванович
Ответчики
Специализированная некоммерческая организация - фонд Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартиных домах Ч/о
Администрация Красноармейского муниципального района
Другие
администрация Озерного сельского поселения
Никитин Константин Васильевич
Государственная жилищная инспекция Ч/о
Гнатюк Алексей Викторович
НИКОЛАЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Казанкова Наталья Николаевна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Беломестнова Жанна Николаевна
Дело на сайте суда
www.chel-oblsud.ru
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
04.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее