№ 2-357/2012
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Визинга 17 июля 2012 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Фоминой Г.Д.
при секретаре Поповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сысольского района обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Куратово» о признании бездействия незаконным, обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сысольского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Сысольский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Куратово» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по включению в реестр муниципальной собственности бесхозяйных сооружений - артезианских скважин №__ (<___>), №__ <___>), №__ <___>), понуждении в срок до 01.07.2013 принять артезианские скважины в собственность и включить в реестр муниципальной собственности, обязании не позднее одного месяца после принятия в собственность принять меры по организации засыпки (тампонажа) указанных скважин. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что администрацией сельского поселения «Куратово» не выполняются обязанности, возложенные на нее Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 ФЗ от 06.10.2003, Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 –ФЗ от 30.03.1999, требований п.п. 1.6, 5.8 СанПиН 2.1.4.1175-02.2.1.4., что нарушает интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые могут привести к загрязнению подземных вод различного рода опасными веществами, ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения. Также создает угрозу причинения вреда здоровью жителей сельского поселения «Куратово» и других граждан, использующих подземные воды в питьевых целях. Приведены доводы о том, что артезианские скважины расположены на территории МО СП «Куратово».
В процессе рассмотрения гражданского дела истец уменьшил исковые требования к администрации муниципального образования сельского поселения «Куратово» просит: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «Куратово», выразившееся в неприятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества в виде объекта водоснабжения – артезианской скважины №__ <___>, обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Куратово» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества в виде объекта водоснабжения - артезианской скважины №__ <___>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сысольского района Коновалова Л.А. уменьшенные исковые требования поддержала в полном объеме и полагает с учетом угрозы причинения вреда здоровью жителям сельского поседения «Куратово», а также угрозы возникновения аварийных ситуаций и технических нарушений, ответчику следует исполнить обязательства по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества в виде объекта водоснабжения – артезианской скважины №__ в <___>. Настаивает, что месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда достаточный для обращения с заявлением в регистрирующий орган.
Представитель ответчика – глава муниципального образования сельского поселения «Куратово» Мишарин А.В. исковые требования прокурора признал в полном объёме.
Представитель третьего лица - территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми - Холопова Н.И. (по доверенности) исковые требования прокурора поддержала и показала, что на территории МО СП «Куратово» находится бесхозяйное имущество в виде объекта водоснабжения – артезианской скважины №__. Подтвердила необходимость постановки на учет в регистрирующем органе скважины №__ как объекта водоснабжения.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Из представленного истцом акта осмотра скважины №__ от **** следует, что при совместном осмотре скважины старшим помощником прокурора Сысольского района Коноваловой Л.А. и главой сельского поселения «Куратово» Мишариным А.В. было установлено, что артезианская скважина находится в аварийном состоянии, не функционирует, тампонаж скважины не произведен, на момент осмотра сруб отсутствует, труба частично закрыта куском бетона, подвержена коррозии, дебит воды низкий.
Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения.
Судом установлено, что артезианская скважина №__ отвечает признакам недвижимого имущества.
Из представленных истцом и истребованных в процессе судебного разбирательства документов Сысольского отдела Управления Росреестра по Республике Коми от 17.05.2012 №__, Агенства Республики Коми по управлению имуществом от 05.06.2012 №__, ТУ Росимущества в Республике Коми от 01.06.2012 №__, Управления по недропользованию по Республике Коми от 19.06.2012 №__, ответа на запрос главы СП «Куратово» от 10.05.2012 №__, Сысольского филиала ОАО «Коми тепловая компания» от 02.05.2012 №__ установлено, что артезианская скважина №__ не имеет собственника и официально никем не эксплуатируется, что также подтверждают данные, приведенные в государственном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Сысольском районе в 2011 году», докладе «О качестве и безопасности питьевой водопроводной воды, воды децентрализованных источников водоснабжения в Сысольском районе» от 31.08.2011, подготовленных территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми и заместителем главного государственного санитарного врача по Койгородскому, Сысольскому и Прилузскому районам.
Таким образом, в силу ст. 225 ГК РФ и предоставленных документов, судом установлено, что артезианская скважина №__ является бесхозяйным имуществом, находящимся на территории МО СП «Куратово».
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Согласно п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку скважины для добычи подземных вод связаны с использованием водных ресурсов, то в силу ст.3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 № 117-ФЗ они подпадают под понятие гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьями3,9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения органу, которому принадлежит гидротехническое сооружение или организации, которая его эксплуатирует на законных основаниях.
В силу пунктов 3, 4, 8 и 31 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
Отсутствие собственника скважины влечет невозможность исполнения обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для предотвращения аварии сооружения, организации его эксплуатации, обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и месторождения - артезианской воды, и, как следствие, обеспечения безопасности жизни и здоровьи населения, охраны окружающей среды в зоне влияния данного сооружения. Сложившаяся ситуация может повлечь загрязнение водного горизонта, создает угрозу использования данной скважины в террористических целях. В то же время, из-за отсутствия надлежащего владельца артезианской скважины не представляется возможным передать ее на законных основаниях для эксплуатации в организации либо индивидуальным предпринимателям, в установленном порядке выдать лицензию на добычу подземных вод, выполнить требования к проекту пользования недрами, в случае необходимости провести мероприятия по консервации или ликвидации скважины.
Изложенное свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления обязанностей по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В силу ст.225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Бездействие ответчика создает реальную опасность жизни и здоровью людей, т.к. может повлечь загрязнение водоносного слоя или иные негативные изменения природной среды, причинение вреда окружающей среде, т.е. нарушает права неопределенного круга лиц.
Согласно статье 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд принимает признание иска ответчиком, так как признание иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы граждан и приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сысольского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «Куратово», выразившееся в неприятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества в виде объекта водоснабжения – артезианской скважины №__ <___>.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Куратово» в течении месяца со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества в виде объекта водоснабжения - артезианской скважины №__ <___>.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий – подпись
Копия верна: судья - Г.Д. Фомина