Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-2580/2018 от 27.08.2018

Решение в окончательной форме изготовлено 05 ноября 2018 года

(с учетом выходных дней)

Дело № 2-2580/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2018 года      город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Мацуевой Ю.В.,

при секретаре Горожанцевой Р.А.,

с участием:

истца Ефремова В.Г.,

представителя истца Петровского И.Л.,

представителя ответчика Неверчика Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремова В.Г. к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о признании незаконным выставление счетов оплаты за отопление по жилому помещению,

у с т а н о в и л:

АО «Мурманэнергосбыт» обратилось в суд с иском к Ефремову В.Г. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований истец указал, что квартира , расположенная в многоквартирном доме по улице ***, город Мурманск, является частной, собственником является Ефремов В.Г.

Исполнителем коммунальных услуг на снабжение тепловой энергией в горячей воде в отношении указанного многоквартирного дома является АО «Мурманэнергосбыт». Ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по оплате коммунальных услуг по отоплению и подогреву воды, в связи с чем, за период с 01 марта 2017 года по 30 июня 2018 года в размере 75 136 рублей 48 копеек, пени в размере 8186 рублей 96 копеек, которые просило взыскать с ответчика в полном объеме, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2699 рублей 70 копеек.

Определением суда от 31 августа 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Ефремова Э.М.

Определением суда от 18 сентября 2018 года принят встречный иск Ефремова В.Г. к АО «Мурманэнергосбыт» о признании незаконными действий АО «Мурманэнергосбыт» по выставлению счетов с начислением оплаты за отопление по жилому помещению – квартире , расположенной по адресу: <адрес> за период с января 2015 года по август 2018 года.

В обоснование встречных требований, Ефремов В.Г. указал, что квартира , расположенная в многоквартирном доме по улице <адрес> города Мурманска переведена на электрообогрев, отопительные приборы демонтированы в жилом помещении предыдущим собственником, в связи с чем просит признать незаконными действия АО «Мурманэнергосбыт» по выставлению счетов с начислением оплаты за отопление по жилому помещению – квартире , расположенной по адресу: <адрес> за период с января 2015 года по август 2018 года.

Определением суда от 29 октября 2018 года производство по делу в части исковых требований АО «Мурманэнергосбыт» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с Ефремова В.Г. прекращено в связи с принятием судом отказа истца от иска.

Истец Ефремов В.Г. и его представитель Петровский И.Л. в судебном заседании поддержали свои исковые требования в полном объёме. Пояснили, в квартире истца предыдущим собственником демонтированы нагревательные приборы водяной системы отопления сетей центрального отопления, в связи с этим начисление платы за отопление должно производиться, исходя из остаточного тепла от стояков, расположенных в квартире.

В судебном заседании представитель АО «Мурманэнергосбыт» – Неверчик Н.Ф. просил отказать в удовлетворении исковых требований Ефремова В.Г., представил письменные возражения, согласно которым начисление за коммунальную услугу «отопление» производится в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354. Освобождение собственника жилого помещения, переведенного на электрообогрев, от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу «отопление» фактически нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за отопление в большем размере. Система отопления многоквартирного дома является единой и взаимосвязанной, в связи с чем изменения в ней, произведенные в отдельно взятом жилом помещении, отражаются на теплопотреблении в других помещениях многоквартирного дома. Нормативы потребления устанавливаются Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области. Пунктом 15 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в целом предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (л.д. 100-102).

Третье лицо Ефремова Э.М. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Суд, выслушав истца Ефремова В.Г. и его представителя Петровского И.Л., представителя ответчика Неверчика Н.Ф., исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Мурманска № 2-294/2018, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения у него права собственности на жилое помещение.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, как следует из частей 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Судом установлено, что Ефремов В.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 февраля 2015 года (л.д. 80).

Ранее, собственником указанного жилого помещения являлся ФИО1

12 июля 2010 года между бывшим собственником ФИО1 и ОАО «110 Электросеть» был заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям организации электроотопления квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

14 сентября 2010 года Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск принято решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения для установки дополнительного электрообогрева (л.д. 111).

Соответствующие работы были выполнены, что подтверждается актом приемки выполненных работ по переустройству жилого помещения на дополнительный электрообогрев от 03 декабря 2010 года (л.д.110).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в квартире истца действительно демонтированы нагревательные приборы водяной системы отопления сетей центрального отопления (радиаторы).

Указанное обстоятельство не оспаривалось и ответчиком.

Согласно расчету отопления квартиры , расположенной в многоквартирном доме по улице *** города Мурманска, выполненного в 2010 году ООО КПФ «ДЕК», при переоборудовании водяного отопления на отопление электрическими приборами количество остаточного тепла от стоков, расположенных в квартире, из объема тепла за месяц составляет 0,35582 Гкал/мес (л.д.75-78).

С учетом указанного между истцом и ресурсоснабжающей организацией МУП «Североморские теплосети» был заключен договор от 01 ноября 2011 года на поставку ресурсов в виде тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения (л.д. 93-96).

В дальнейшем снабжение многоквартирных жилых домов в городе Североморске, в том числе дома по месту проживания истца, и начисление платы за предоставленные коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» стало осуществлять ОАО «Мурманэнергосбыт» (в настоящее время АО «Мурманэнергосбыт»).

Из пояснений истца и его представителя в ходе судебного разбирательства следует, что предыдущим собственником в ходе переустройства в вышеуказанной квартире были демонтированы нагревательные приборы водяной системы отопления сетей центрального отопления (радиаторы). В связи с указанным обстоятельством до июля 2015 года начисления по отоплению производились с учётом, представленного в материалы дела расчёта остаточного тепла. Однако с июля 2015 года в платежных документах, выставляемых АО «Мурманэнергосбыт», стала указываться сумма оплаты, рассчитанная исходя из норматива потребления и площади жилого помещения истца. Обратившись к ответчику с просьбой произвести перерасчет по оплате за коммунальную услугу, истец получил отказ и разъяснение, что начисление осуществлено в соответствии с действующим законодательством. С данным отказом не согласился, полагая, что в связи с демонтажем приборов отопления в квартире у него имеется обязанность по оплате только остаточного потребления тепла в соответствии с расчетом, составленным ООО КПФ «ДЕК».

Однако суд не может согласиться с данными доводами истца и его представителя по следующим основаниям.

Так, в соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных данной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее по тексту Правила).

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или в жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю, в числе прочих, коммунальную услугу по отоплению, то есть подаче по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения № 1 к данным Правилам.

Согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 данных Правил.

Пунктом 42(1) Правил определен порядок размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в Приложении 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.

В судебном заседании установлено, что коллективный прибор учета тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном доме в настоящее время в эксплуатацию не введен, дом оборудован централизованной вертикальной системой водяного отопления закрытого типа, жилое помещение истца индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудовано, доказательств обратному суду не представлено.

Согласно формуле 2 Приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2:

,

где:

- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;

- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и требования к их формированию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно данным Правилам нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с установленными категориями многоквартирных домов и жилых домов (пункт 11).

В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26).

В Мурманской области такие нормативы утверждены Приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 11 марта 2013 года № 34 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению», действующим с 01 января 2016 года в редакции Приказа от 22 января 2016 года № 9.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что действующее жилищное законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя при этом из утвержденных в установленном порядке нормативов. Иного порядка определения объема потребления коммунальной услуги по отоплению, а также невозможность применения утвержденных формул (либо изменения каких-либо величин формул) в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев действующее законодательство не предусматривает. Наличие разрешения, полученного в установленном порядке, на установку электронагревательных приборов, в данном случае об обратном не свидетельствует.

Кроме того, действующее законодательство не относит к полномочиям исполнителей коммунальных услуг определение порядка расчета платы за коммунальные услуги.

В связи с указанным расчет остаточного теплопотребления не может быть принят в качестве основания для расчета платы за потребленную тепловую энергию.

Из исследованных судом доказательств следует, что квартира истца не лишена теплоснабжения как посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, с использованием которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома, так и посредством теплоотдачи от проходящих в квартире истца стояков центрального отопления.

Таким образом, тот факт, что в квартире истца были демонтированы радиаторы центрального отопления, не означает, что теплоснабжение жилого помещения прекратилось, а также что услуга по отоплению предоставляется ему ненадлежащего качества.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание, что расчет платы за отопление истцу производится в соответствии с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливающими единый порядок расчета без каких-либо исключений для помещений с установленными электрообогревательными приборами, расчет выполняется исходя из установленного уполномоченным органом норматива потребления коммунальной услуги «отопление», оснований для перерасчета платы за данную услугу в ходе рассмотрения дела не установлено, в удовлетворении иска Ефремова В.Г. суд полагает необходимым отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Ефремова В.Г. к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о признании незаконными действий акционерного общества «Мурманэнергосбыт» по выставлению счетов с начислением оплаты за отопление по жилому помещению – квартире , расположенной по адресу: <адрес>, за период с января 2015 года по август 2018 года - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                              Ю.В. Мацуева

2-2580/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
Истцы
АО "Мурманэнергосбыт"
Ефремов Владимир Геннадьевич
Ответчики
АО Мурманэнергосбыт
Ефремов Владимир Геннадьевич
Другие
Ефремова Элла Михайловна
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Мацуева Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
len--mrm.sudrf.ru
27.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.08.2018Передача материалов судье
31.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2018Судебное заседание
08.10.2018Судебное заседание
24.10.2018Судебное заседание
29.10.2018Судебное заседание
21.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2018Дело оформлено
19.03.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.03.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее