Решение по делу № 2-1244/2012 ~ М-1035/2012 от 19.04.2012

Дело № <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г.Воркута Республики Коми     <Дата обезличена> года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Екимовой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Соболевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакулина С.Н. к <Ответчик обезличен> о включении в специальный стаж периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР, перерасчете пенсии, возложении обязанности выплатить недоплату пенсии с учетом индексации, возмещении судебных расходов,

у с т а н о в и л:

истец обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности зачесть периоды военной службы в Вооруженных силах СССР с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года в специальный стаж работы по пп.5 п.1 ст.27, произвести перерасчет размера пенсии с <Дата обезличена> года и бессрочно с учетом стажевого коэффициента <**>, взыскании недополученной суммы, индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с <Дата обезличена> года он является получателем пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 п.2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ. Считает, что период военной службы с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года подлежит включению в специальный стаж работы, при этом стажевый коэффициент по специальному стажу должен составить - <**>.

В письменном отзыве на исковое заявление ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что включение периодов прохождения службы в Вооруженных Силах СССР для определения стажевого коэффициента и расчетного пенсионного капитала неправомерно. Кроме того, Бакулин С.Н. по состоянию на <Дата обезличена> не имел регистрации и факта работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также не имел необходимого стажа работы в указанных районах, в связи с чем, у истца не определяется право на расчет пенсионного капитала с учетом отношения заработков 1,7, расчет в исковом заявлении при определении начального капитала с учетом включения периода военной службы в специальный стаж с повышенным отношением заработка 1,7 неправомерен.

В судебном заседании истец и ответчик участия не принимают, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец с <Дата обезличена> года является получателем трудовой пенсии в соответствии с пп.5 п.1 ст.27 и п.2 ст.28.1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как рабочий локомотивных бригад и работник отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.

Из пенсионного дела следует, что на дату назначения пенсии стаж истца для определения пенсионного капитала составил: общий - <*> лет <*> мес. <*> дней, стаж работы по пп.5 п.1 ст. 27 - <*> лет <*> мес. <*> дней, стаж работы в РКС - <*> лет <*> мес. <*> дней.

Согласно материалам пенсионного дела при исчислении размера пенсии истцу <Ответчик обезличен> с <Дата обезличена> года применяется стажевый коэффициент по специальному стажу - <**>.

Из военного билета следует, что истец проходил военную службу по призыву со <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года (<*> года <*> мес. <*> дн.).

Согласно таблице трудовой деятельности оспариваемый период военной службы по призыву включен ответчиком в общий трудовой стаж.

Из материалов пенсионного дела видно, что период предшествующий военной службе с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года, в качестве <Должность обезличена> и период непосредственно следующий после периода военной службы с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года, в качестве <Должность обезличена> <Организация обезличена>, учтён ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по пп.5 п.1 ст.27.

Проверив расчет специального стажа истца, суд находит его неправильным, а доводы истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР (с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года) действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Принимая во внимание, что до и после периода военной службы периоды работы, истца учтены в стаж на соответствующих видах работ по пп. 5 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, вышеназванный период службы также подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом периода службы в армии стаж истца на соответствующих видах работ составит: <*> лет <*> мес. <*> дней (стаж на соответствующих видах работ по материалам пенсионного дела) + <*> года <*> мес. <*> дней = <*> лет <*> мес. <*> дней.

При этом требования истца об установлении стажевого коэффициента <**> судом признаются необоснованными, поскольку требуемый стаж для назначения пенсии по подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ составляет для мужчин не менее 12 лет 6 месяцев. Размер стажевого коэффициента, в силу пункта 9 статьи 30, определяется с применением стажа на соответствующих видах работ имеющегося и полного.

По изложенным основаниям стажевой коэффициент по специальному стажу для определения пенсионного капитала, рассчитанный исходя из специального стажа, с учетом службы в Советской Армии (<*> года <*> мес. <*> дней) составляет - <**> (<*> лет <*> мес. <*> дней - 12 лет 6 мес., = <*> х 0,01 + 0,55 = <**>).

Следовательно, перерасчёт размера пенсии истца надлежит произвести ответчику с учётом стажевого коэффициента <**> с <Дата обезличена> года.

Расчёт пенсии истцом в исковом заявлении произведён с учётом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране - 1,7.

Из материалов пенсионного дела следует, что размер пенсии истцу рассчитан с учётом отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 1,2.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года, изложенной в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, расчётный размер пенсии определяется с учётом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.

При определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

Анализ вышеуказанных норм позволяют сделать вывод о том, что п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ, в редакции Федерального закона № 213-ФЗ вступившего в действие с 1 января 2010 года, предусмотрено применение повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1, независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В ранее действующем пенсионном законодательстве данное условие отсутствовало.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

Верховный суд РФ в п.13 Постановления Пленума от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», разъяснил, что при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Из материалов пенсионного дела усматривается, что Бакулину С.Н. назначена досрочная трудовая пенсия по старости по достижении <*> лет в соответствии с п.п.5 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При назначении пенсии истцу учтена заработная плата за период работы в должности <Должность обезличена> ОАО <Организация обезличена> с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года.

При определении расчетного размера трудовой пенсии, в соответствии с положениями п.2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, ответчиком принят во внимание среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. Согласно индивидуальным сведениям о заработной плате и стаже выплаты по районному коэффициенту отсутствуют, не отражены в разделе «территориальные условия».

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029, не содержит сведений о том, что г.Липецк и Липецкая область отнесены к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Таким образом, при назначении пенсии истцу, несмотря на то, что применялись нормы ст.28.1 Федерального закона №173-ФЗ, заработная плата не учтена за период работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и отсутствуют выплаты по районному коэффициенту.

Следовательно, правовых оснований для установления истцу при расчёте его пенсии повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 1,7 не имеется. Ответчиком, при расчёте пенсии истца, правомерно установлено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 1,2.

Из изложенного следует, что размер пенсии истцу надлежит рассчитать с учётом стажевого коэффициента по специальному стажу - 0,61 и отношением среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 1,2.

Поскольку размер пенсии истца определён ответчиком с учётом стажевого коэффициента <**>, требования истца о перерасчете пенсии и возложении обязанности выплатить недоплату пенсии с <Дата обезличена> года бессрочно являются обоснованными.

Также суд считает подлежащими удовлетворению требования истца об индексации недоплаты пенсии, поскольку суммы недоплаты пенсии, подлежащие выплате истцу, частично утратили свою покупательскую способность.

В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно квитанциям № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истцом оплачено <Организация обезличена> <Сумма обезличена> рублей за составление расчета пенсии (<Сумма обезличена> руб.), искового заявления (<Сумма обезличена> руб.).

С учетом конкретных обстоятельств дела: степени сложности иска, объема оказанных истцу услуг, суд считает возможным определить размер расходов в размере <Сумма обезличена> рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <Сумма обезличена> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

обязать <Ответчик обезличен> зачесть период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР Бакулина С.Н. со <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Обязать <Ответчик обезличен> произвести перерасчет пенсии Бакулина С.Н. с <Дата обезличена> года с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу <**>.

Обязать <Ответчик обезличен> выплатить Бакулину С.Н. недоплату пенсии за период с <Дата обезличена> года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми.

Взыскать с <Ответчик обезличен> в пользу Бакулина С.Н. судебные расходы в размере <Сумма обезличена> рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с <Ответчик обезличен> государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере <Сумма обезличена> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья          Н.И. Екимова

2-1244/2012 ~ М-1035/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бакулин Сергей Николаевич
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Екимова Нина Ивановна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
19.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2012Передача материалов судье
23.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2012Судебное заседание
05.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2014Дело оформлено
25.07.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее