Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации"13" марта 2014 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре **,
с участием:
истца **,
представителя истца **,
представителей ответчика **, **,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ** к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по **** края о признании незаконными действий при подсчете общего трудового стажа, определении общего стажа работы,
УСТАНОВИЛ:
** обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по **** края (далее ГУ УПФР по **** СК) о признании незаконными действий при подсчете общего трудового стажа, определении общего стажа работы, указав, что он является получателем пенсии по старости, предусмотренной пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях РФ». Считает, что сотрудниками Управления Пенсионного фонда РФ по **** допущена ошибка при подсчете его общего трудового стажа и этим нарушено его социальное право на присвоение ему звания «Ветерана труда». Он неоднократно обращался в УПФР по **** с просьбой проверить подсчет его трудового стажа, но согласно ответа от **** **** его трудовой стаж составляет 39 лет 02 месяца 18 дней.
Также он обращался в Отделение Пенсионного Фонда РФ по **** с просьбой проверить правильность подсчета его общего трудового стажа.
**** им получен ответ начальника Управления организации назначения и выплаты пенсий **, согласно которого, продолжительность стажа с применением льгот по его исчислении составляет 47 лет 21 день, при этом в **** 23 года 17 дней.
Считает, что начальник Управления организации назначения выплаты пенсий **, допустил ошибку при определении общей продолжительности его трудового стажа в календарном исчислении составляет 39 лет 2 месяца 15 дней, потому, что включен в этот стаж работы период его работы на Омском судоремонтном заводе с **** по **** как 5 месяцев 29 дней, в то время согласно п. 2 ст. 12 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при исчислении стажа периоды работы в течении полного навигационного периода на водном транспорте и в течении полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности определяется Правительством РФ, учитывается с таким расчетом, чтобы продолжительность стажа в соответствующем календарном году составляла полный год. Считает, что при исчислении трудового стажа для назначения пенсии должен составлять 40 лет, в том числе стаж РКС и МКС более 15 лет.
Считает, что действиями сотрудников УПФР по ****, допустивших ошибку при подсчете общего трудового стажа, нарушено его право на получение звания «Ветеран труда», а также льгот для работы в РКС и МКС при начислении пенсии.
Просит признать незаконными действия сотрудников УПФРФ по **** по пенсионному делу ** при подсчете общего трудового стажа, в том числе стажа в РКС и МКС, определить продолжительность стажа работы в 47 лет 21 день, в том числе в ****, в районах Крайнего Севера и местах Крайнего Севера 15 лет.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения по **** ** о слушании дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Ранее, в судебном заседании **** ** полагал иск не подлежащим удовлетворению и пояснял, что права и законные интересы ** действиями сотрудников УПФР по **** не нарушены, так как в Управление труда и социальной защиты населения по ****, в чью компетенцию входит вопрос о присвоении звания "Ветеран труда", истец не обращался. Безотносительно того, какой трудовой стаж будет исчислен истцу в УПФР, это не повлияет на возможность присвоения ему звания "Ветеран труда", т.к. УТСЗН произведет самостоятельный расчет трудового стажа, поскольку эти правоотношения урегулированы не пенсионным законодательством.
Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица Управления социальной защиты населения по **** **
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - Управления труда и социальной защиты населения по ****.
В судебном заседании истец заявленные требования по основаниям, изложенным в иске поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме и пояснил, что неоднократно обращался к ответчику и в краевое Отделение ПФР по СК с просьбой о разъяснении вопроса по его общему трудовому стажу, который по его мнению составляет более 47 лет. Однако УПФР по **** ссылается на положения п.3 ст.30 закона от 2001 года, который не действует. Считает, что размер его общего трудового стажа должен быть рассчитан по п.4 ст.30 ФЗ -173. Вместе с тем не отрицал, что с заявлением о перерасчете пенсии и трудового стажа в УПФР по **** он не обращался, как не обращался по вопросу присвоения ему звания "Ветеран труда" и в УТСЗН ****.
Представитель истца ** также поддержала заявленные требования и пояснила, что фактически из ответа Отделения ПФР по СК следует, что Отделение признало наличие у истца общего трудового стажа 47 лет, а потому иск подлежит удовлетворению. Полагала, что истец вправе самостоятельно выбирать закон, подлежащий применению при подсчете его общего трудового стажа.
Представитель ответчика ГУ-УПФР по **** ** исковые требования не признала, суду пояснила, что истцом не представлено объективных доказательств в обоснование иска, права и охраняемые законом интересы истца действиями сотрудников УПФР по **** не нарушены, поскольку данные правоотношения носят заявительный характер, а с заявлением о перерасчете трудового стажа ** в УПФР по **** не обращался, что подтверждается его личным пенсионным делом. Имеющиеся в деле заявления истца касались вопросов разъяснения положений пенсионного законодательства и указания трудового стажа согласно материалам пенсионного дела.
Представитель ответчика ГУ-УПФР по **** ** также возражала против удовлетворения исковых требований ** и пояснила, что истец является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1.6 ст. 28 ФЗ от **** № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При определении расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» учитывается продолжительность общего трудового стажа застрахованного лица по состоянию на ****. Размер трудовой пенсии может определяться по выбору лица, либо в порядке, установленном п. 3 либо п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть по выбору наиболее выгодного варианта. Для истца наиболее выгодным вариантом являлось исчисление расчетного размера трудовой пенсии в порядке, установленном п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Общая продолжительность его трудового стажа в календарном исчислении составляет 39 лет 15 дней. Сумма пенсии, установленная из расчетного размера, исчисленного в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет около 11000 рублей. Продолжительность стажа истца с применением льгот по его исчислению составляет 47 лет 21 день. Однако, расчетный размер пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ «Трудовых пенсиях в Российской Федерации», на который ссылается истец, определяется по иной формуле. При данном исчислении, законом предусмотрено ограничение расчетного размера пенсии максимальным. Размер пенсии истца, рассчитанный по п. 4 ст. 30 ФЗ «Трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом стажа исчисленного с применением льгот, уменьшится примерно на 50%.
Истец не обращался в ГУ-УПФР по **** с личным заявлением о перерасчете пенсии по формуле определенной пунктом 4 статьи 30 вышеуказанного закона.
В случае обращения ** в Управление Пенсионного Фонда с заявлением о перерасчете пенсии, общий трудовой стаж был бы пересчитан с применением льгот, однако истец будет получать пенсию в меньшем размере.
В связи с тем, что истец не обращался в Управление Пенсионного фонда РФ по **** с заявлением о перерасчете пенсии, ГУ-УПФР по **** считает требования ** необоснованными, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчика, исследовав пенсионное дело **** **, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.
Трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии.
Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в силу с 01 января 2002 года закреплены правовые основания и условия назначения трудовых пенсий, а также периоды работы и иной деятельности, которые подлежат включению в страховой стаж.
В соответствии с п.1 пп. 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно дубликату пенсионного удостоверения **** ** назначена пенсия по старости в соответствии п. 1.6 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере 10 385 рублей 36 копеек с **** бессрочно, что также подтверждается материалами пенсионного дела № 233262.
Исходя из ч.1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, который не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания получения заработной платы в определенном размере.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд, на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными муниципальными органами.
Согласно п. 2 ст. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии принимается при условии одновременного предоставления им всех необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 4 ст. 20 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через пять дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в удовлетворении такого заявления, орган осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы.
Законодатель, реализуя свои полномочия, установил в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок обращения за назначением трудовой пенсии и исчисления ее расчетного размера, а также правила перерасчета страховой части трудовой пенсии и срока, с которого он производится.
Норма пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляющая гражданам возможность обращения за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, направлена на обеспечение беспрепятственной реализации права на пенсионное обеспечение и не нарушает права граждан.
Кроме того, в соответствии с абзацем вторым пункта 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Приложение к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб), заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
В соответствии с п. 3 Правил под обращением за пенсией следует понимать подачу гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, как о назначении пенсии, так и перерасчете пенсии, переводе с одной пенсии на другую, что свидетельствует о том, что данный пункт Правил применяется как в отношении обращения за назначением трудовой пенсии, так и за ее перерасчетом, в том числе страховой части трудовой пенсии, по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Согласно ч. 2 ст. 19 вышеназванного Федерального закона, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Пункт 6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденными Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб, регулирующими порядок обращения граждан за пенсией установлено, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
В силу п. 15 Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в ст. 19 Закона от 17 декабря 2001 года и ст. 23 Закона от 15 декабря 2001 года, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пункт 16 Правил предусматривает, что факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждаются распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 17 Правил установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы или в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения пенсии сведения, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы, в том числе и уточняющие эти сведения. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления (Закон от 17.12.2001).
Список недостающих для назначения пенсии документов и сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 Правил.
Таким образом действующее пенсионное законодательство определяет заявительный характер правоотношений граждан и пенсионных территориальных органов.
В судебном заседании бесспорно установлено и не оспаривается истцом, что ** в Управление Пенсионного Фонда РФ по **** с заявлением о перерасчете пенсии по формуле, установленной п. 4 ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не обращался.
Из объяснений представителей ответчика и письменных ответов ГУ-УПФР по **** и Отделения ПФР по ****, адресованных истцу на его обращения, следует, что продолжительность общего трудового стажа ** при исчислении по п.4 ст.30 ФЗ-173 составляет 47 лет 21 день.
Однако, как указывалось ранее, истец не обращался с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с указанными положениями закона, а в случае такого обращения ему, безусловно, будет произведен перерасчет, а следовательно, право истца на получение социальных льгот ответчиком не нарушено.
При таких обстоятельствах, истцом не представлено объективных доказательств нарушения его прав и охраняемых законом интересов действиями сотрудников ГУ-УПФР по **** при подсчете его трудового стажа.
Судом также установлено, что на момент принятия решения по данному требованию отсутствует предмет спора, в связи с чем исковые требования в части определения продолжительности стажа работы в 47 лет 21 день, в том числе в ****, в районах Крайнего Севера и местах Крайнего Севера 15 лет удовлетворению также не подлежат.
В силу ст.3 ГПК РФ право на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов принадлежит лишь заинтересованному лицу в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно п.4 ч.2 ст.131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что действиями сотрудников ГУ-УПФР по **** при подсчете его трудового стажа нарушено его право на получение социальных льгот, в том числе на присвоение ему звания "Ветеран труда".
Вместе с тем, суд находит указанные доводы о нарушении прав истца несостоятельными ввиду следующего.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда Ставропольского края установлены постановлением Губернатора Ставропольского края от 15.10.2007 N 695, согласно п.3 которого разрешение указанных вопросов отнесено к компетенции Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
В соответствии с п.4 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда Ставропольского края" гражданин, претендующий на присвоение ему звания "Ветеран труда Ставропольского края" (далее - гражданин), представляет в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа **** по месту своего жительства (далее - орган местного самоуправления по месту жительства) заявление в произвольной форме на имя Губернатора Ставропольского края (далее - заявление) и следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
2) трудовую книжку и (или) договоры, справки, подтверждающие трудовой стаж гражданина, выданные в установленном порядке органами государственной власти, учреждениями и организациями на основании архивных данных;
3) выписку, подтверждающую уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, по форме "Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗИ-5)", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п;
4) фотографию гражданина размером 3 x 4 см.
В силу п.6 Положения Орган местного самоуправления по месту жительства в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления заявления и документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в электронной форме, направляет гражданину уведомление об их получении по адресу электронной почты, указанному в заявлении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в заявлении.
(абзац введен постановлением Губернатора Ставропольского края от 13.06.2013 N 441)
В случае представления гражданином документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, не в полном объеме и (или) ненадлежаще оформленных орган местного самоуправления по месту жительства в течение 2 рабочих дней со дня их поступления направляет гражданину уведомление о перечне недостающих документов и (или) документов, ненадлежаще оформленных, и сроках их представления.
Согласно п.11 данного Положения 11. В случае возникновения спорных вопросов, связанных с присвоением звания "Ветеран труда Ставропольского края", граждане, претендующие на это звание, вправе обратиться в образуемую в министерстве комиссию по спорным вопросам.
Однако, как указывалось ранее, истец не обращался в УТСЗН по ****, в то время как исчисление трудового стажа при рассмотрении вопросов о присвоении звания "Ветеран труда" исчисляется в ином (отличном от пенсионного законодательства) порядке.
При таких обстоятельствах, безотносительно того, допущены ли нарушения закона сотрудниками ГУ-УПФР по **** при подсчете общего трудового стажа истца, указанные обстоятельства не имеют правового значения в рамках настоящего дела, поскольку в любом случае подсчет общего трудового стажа истца в соответствии с любым из положений ФЗ-173 (п.3 и п.4 ст.30) не приведет к цели обращения истца с настоящим иском в суд - получение социальных льгот в виде присвоения ему звания "Ветеран труда".
Таким образом, разрешая заявленные требования, на основании объяснений лиц, участвующих в деле, анализа представленных документов, учитывая, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии, представляющего необходимые документы, суд приходит к выводу, что истец не был лишен возможности обратиться в Управление Пенсионного фонда РФ по **** с заявлением о перерасчете пенсии. Доказательств того, что истец когда-либо обращался с подобным заявлением к ответчику, суду не представлено.
В ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушения прав, свобод и законных интересов истца действиями ответчика, при таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ** о признании незаконными действий ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ по **** при подсчете общего трудового стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ** ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ **** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ****.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░