Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-688/2021 от 26.02.2021

Судья Бардина Е.Е.                  Дело № 33-688/2021

№ 2-2002/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2021 г.                           город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коротченковой И.И.,

судей Букаловой Е.А., Второвой Н.Н.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гвоздева И.Е. к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным отказа в предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

по апелляционной жалобе Гвоздева И.Е. на решение Советского районного суда г.Орла от 24 декабря 2020 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения истца Гвоздева И.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Гвоздев И.Е. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области с иском о признании незаконным отказа в предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований указывал, что он, являясь лицом, имеющим право на ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах», <дата> обратился к ответчику с соответствующим заявлением о ее назначении, в чем ему было отказано в связи с наличием задолженности.

Ссылаясь на отсутствие задолженности по коммунальным платежам, просил суд признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ему федеральной льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным и возложить на ответчика обязанность произвести оплату льгот за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права на льготу, а также возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В ходе рассмотрения настоящего дела ненадлежащий ответчик – Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области заменен на надлежащего – казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения»; Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Разрешая спор, суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Гвоздев И.Е. просил решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в силу действующего законодательства и разъяснений практики его применения Верховным Судом Российской Федерации наличие задолженности по коммунальным услугам не является безусловным основанием к отказу в предоставлении ему вышеуказанной компенсации, что необоснованно не было учтено судом.

Указывает на то, что суд проигнорировал представленные им платежные документы по оплату электроэнергии за 3 года до наступления права на получение социальной льготы и обращения в орган социальной защиты, не проверил позицию ответчика о наличии долга и его образовании в пределах срока исковой давности.

В судебное заседание ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Ответчик представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как установлено судом, Гвоздев И.Е., <дата> рождения, является ветераном военной службы и пользуется установленными действующим законодательством необходимыми льготами.

<дата> Гвоздев И.Е. с целью получения ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг обращался с заявлением в отдел социальной защиты населения по Советскому району г. Орла, которым Гвоздеву И.Е. было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации, поскольку у него имеется задолженность по оплате коммунальных платежей.

Не согласившись с указанным отказом, <дата> Гвоздев И.Е. обратился с жалобой на него к руководителю Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области.

<дата> Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> Гвоздеву И.Е. разъяснено, что в назначении ежемесячной денежной компенсации ему было отказано в связи с наличием задолженности перед ресурсоснабжающей организацией по оплате электроэнергии, подтвержденной приложенными им к своему заявлению 2018 г. платежными документами ООО «Вион-комплект» и справкой данной управляющей организации.

Кроме того, из содержания данного ответа усматривается, что в июне 2019 г. Гвоздев И.Е. обращался в суд с иском к ФИО7 и ФИО8 о списании долга, который судом был оставлен без удовлетворения, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Обращаясь в суд с иском и поддерживая свою позицию в суде, Гвоздев И.Е., не оспаривая наличие вступившего в законную силу судебного акта о наличии у него задолженности по оплате электроэнергии, ссылался на отсутствие какой-либо задолженности, а потому полагал отказ ответчика в назначении ему соответствующей компенсации незаконным. На вопросы суда о возможной уважительности причин образования задолженности вновь указал об отсутствии задолженности и одновременно выразил несогласие с взысканием с него по ранее состоявшемуся решению суда долга за пределами срока исковой давности.

Проверяя доводы истца, суд установил, что Гвоздев И.Е. действительно обращался в суд с иском к ФИО7 ФИО8 о защите прав потребителя, в котором в числе прочего просил исключить из квитанции по оплате коммунальных платежей сведения о наличии задолженности но оплате за электроснабжение в размере <...>. по <адрес> в <адрес>.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда от <дата>, исковые требования Гвоздева И.Е. к ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт», ООО «ВИОН-комплект» о защите прав потребителя оставлены без удовлетворения.

При этом судом было установлено наличие у Гвоздева И.Е. задолженности по оплате электроэнергии по состоянию на <дата> и отражено, что доказательства оплаты данной коммунальной услуги в полном объеме за трехлетний период обращением в суд с данным иском отсутствовали.

Это решение суда было оставлено без изменения судом апелляционной инстанции <дата>, судом кассационной инстанции – <дата>

Установив изложенное, оценив, в том числе позицию истца, не ссылавшегося на уважительность причин образования задолженности, но настаивавшего на ее отсутствии, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Федеральный закон «О ветеранах» к ветеранам военной службы относит военнослужащих Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

Статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 3 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 г. № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, являются расходными обязательствами Орловской области и финансируются за счет средств областного бюджета. Порядок их предоставления утверждается Правительством Орловской области. Форма предоставления мер социальной поддержки, установленных статьей 1 настоящего Закона, определяется Правительством Орловской области.

Согласно абз. 6 п. 3.3 Постановления Правительства Орловской области от 29 мая 2009 г. № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (вместе с «Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области») гражданину отказывается в назначении ежемесячной денежной компенсации, в том числе, если у заявителя имеется задолженность по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и не заключены либо не выполняются соглашения по ее погашению.

Таким образом, по общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Как отмечено выше, наличие у Гвоздева И.Е., относящегося к категории лиц, которым может быть назначена компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, задолженности по оплате коммунальной услуги по электроснабжению по состоянию на январь 2018 г. подтверждено вступившим в законную силу судебным решением.

Давая пояснения суду апелляционной инстанции, истец не отрицал, что данная задолженность до настоящего времени им не погашена и какого-либо решения (уполномоченной организации либо суда) относительно ее списания не имеется. Принципиально настаивая на ее отсутствии, Гвоздев И.Е. не указывал возможных уважительных причин ее образования.

В этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований для признания действий ответчика незаконными и удовлетворения иска Гвоздева И.Е., поскольку при изложенных выше обстоятельствах орган социальной защиты населения действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с приведенными выше требованиями закона.

Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции исходит из того, что вышеуказанными законоположениями право определенных категорий граждан, в том числе ветеранов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Между тем, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки наряду с федеральным законом установлены также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат льготной категории граждан по оплате жилого помещения и направлены на поддержание их нормального жизненного уровня.

Таким образом, при разрешении настоящего дела юридически значимым обстоятельствам суд дал надлежащую правовую оценку с учетом материальноправового обоснования требований Гвоздева И.Е., сделав выводы, основанные на правильном применении норм материального права.

Вопреки утверждению истца о несоответствии решения суда разъяснениям практики применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, Верховным Судом Российской Федерации, изложенные в решении выводы, соответствующие таким разъяснениям.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов обжалуемого решения, по своей сути дублируют позицию истца, в связи с чем не являются основанием к отмене судебного акта.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г.Орла от 24 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гвоздева И.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Бардина Е.Е.                  Дело № 33-688/2021

№ 2-2002/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2021 г.                           город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коротченковой И.И.,

судей Букаловой Е.А., Второвой Н.Н.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гвоздева И.Е. к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным отказа в предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

по апелляционной жалобе Гвоздева И.Е. на решение Советского районного суда г.Орла от 24 декабря 2020 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения истца Гвоздева И.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Гвоздев И.Е. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области с иском о признании незаконным отказа в предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований указывал, что он, являясь лицом, имеющим право на ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах», <дата> обратился к ответчику с соответствующим заявлением о ее назначении, в чем ему было отказано в связи с наличием задолженности.

Ссылаясь на отсутствие задолженности по коммунальным платежам, просил суд признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ему федеральной льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным и возложить на ответчика обязанность произвести оплату льгот за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права на льготу, а также возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В ходе рассмотрения настоящего дела ненадлежащий ответчик – Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области заменен на надлежащего – казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения»; Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Разрешая спор, суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Гвоздев И.Е. просил решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в силу действующего законодательства и разъяснений практики его применения Верховным Судом Российской Федерации наличие задолженности по коммунальным услугам не является безусловным основанием к отказу в предоставлении ему вышеуказанной компенсации, что необоснованно не было учтено судом.

Указывает на то, что суд проигнорировал представленные им платежные документы по оплату электроэнергии за 3 года до наступления права на получение социальной льготы и обращения в орган социальной защиты, не проверил позицию ответчика о наличии долга и его образовании в пределах срока исковой давности.

В судебное заседание ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Ответчик представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как установлено судом, Гвоздев И.Е., <дата> рождения, является ветераном военной службы и пользуется установленными действующим законодательством необходимыми льготами.

<дата> Гвоздев И.Е. с целью получения ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг обращался с заявлением в отдел социальной защиты населения по Советскому району г. Орла, которым Гвоздеву И.Е. было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации, поскольку у него имеется задолженность по оплате коммунальных платежей.

Не согласившись с указанным отказом, <дата> Гвоздев И.Е. обратился с жалобой на него к руководителю Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области.

<дата> Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> Гвоздеву И.Е. разъяснено, что в назначении ежемесячной денежной компенсации ему было отказано в связи с наличием задолженности перед ресурсоснабжающей организацией по оплате электроэнергии, подтвержденной приложенными им к своему заявлению 2018 г. платежными документами ООО «Вион-комплект» и справкой данной управляющей организации.

Кроме того, из содержания данного ответа усматривается, что в июне 2019 г. Гвоздев И.Е. обращался в суд с иском к ФИО7 и ФИО8 о списании долга, который судом был оставлен без удовлетворения, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Обращаясь в суд с иском и поддерживая свою позицию в суде, Гвоздев И.Е., не оспаривая наличие вступившего в законную силу судебного акта о наличии у него задолженности по оплате электроэнергии, ссылался на отсутствие какой-либо задолженности, а потому полагал отказ ответчика в назначении ему соответствующей компенсации незаконным. На вопросы суда о возможной уважительности причин образования задолженности вновь указал об отсутствии задолженности и одновременно выразил несогласие с взысканием с него по ранее состоявшемуся решению суда долга за пределами срока исковой давности.

Проверяя доводы истца, суд установил, что Гвоздев И.Е. действительно обращался в суд с иском к ФИО7 ФИО8 о защите прав потребителя, в котором в числе прочего просил исключить из квитанции по оплате коммунальных платежей сведения о наличии задолженности но оплате за электроснабжение в размере <...>. по <адрес> в <адрес>.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда от <дата>, исковые требования Гвоздева И.Е. к ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт», ООО «ВИОН-комплект» о защите прав потребителя оставлены без удовлетворения.

При этом судом было установлено наличие у Гвоздева И.Е. задолженности по оплате электроэнергии по состоянию на <дата> и отражено, что доказательства оплаты данной коммунальной услуги в полном объеме за трехлетний период обращением в суд с данным иском отсутствовали.

Это решение суда было оставлено без изменения судом апелляционной инстанции <дата>, судом кассационной инстанции – <дата>

Установив изложенное, оценив, в том числе позицию истца, не ссылавшегося на уважительность причин образования задолженности, но настаивавшего на ее отсутствии, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Федеральный закон «О ветеранах» к ветеранам военной службы относит военнослужащих Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

Статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 3 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 г. № 440-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, являются расходными обязательствами Орловской области и финансируются за счет средств областного бюджета. Порядок их предоставления утверждается Правительством Орловской области. Форма предоставления мер социальной поддержки, установленных статьей 1 настоящего Закона, определяется Правительством Орловской области.

Согласно абз. 6 п. 3.3 Постановления Правительства Орловской области от 29 мая 2009 г. № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (вместе с «Порядком осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области») гражданину отказывается в назначении ежемесячной денежной компенсации, в том числе, если у заявителя имеется задолженность по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и не заключены либо не выполняются соглашения по ее погашению.

Таким образом, по общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Как отмечено выше, наличие у Гвоздева И.Е., относящегося к категории лиц, которым может быть назначена компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, задолженности по оплате коммунальной услуги по электроснабжению по состоянию на январь 2018 г. подтверждено вступившим в законную силу судебным решением.

Давая пояснения суду апелляционной инстанции, истец не отрицал, что данная задолженность до настоящего времени им не погашена и какого-либо решения (уполномоченной организации либо суда) относительно ее списания не имеется. Принципиально настаивая на ее отсутствии, Гвоздев И.Е. не указывал возможных уважительных причин ее образования.

В этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований для признания действий ответчика незаконными и удовлетворения иска Гвоздева И.Е., поскольку при изложенных выше обстоятельствах орган социальной защиты населения действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с приведенными выше требованиями закона.

Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции исходит из того, что вышеуказанными законоположениями право определенных категорий граждан, в том числе ветеранов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Между тем, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки наряду с федеральным законом установлены также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат льготной категории граждан по оплате жилого помещения и направлены на поддержание их нормального жизненного уровня.

Таким образом, при разрешении настоящего дела юридически значимым обстоятельствам суд дал надлежащую правовую оценку с учетом материальноправового обоснования требований Гвоздева И.Е., сделав выводы, основанные на правильном применении норм материального права.

Вопреки утверждению истца о несоответствии решения суда разъяснениям практики применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, Верховным Судом Российской Федерации, изложенные в решении выводы, соответствующие таким разъяснениям.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов обжалуемого решения, по своей сути дублируют позицию истца, в связи с чем не являются основанием к отмене судебного акта.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г.Орла от 24 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гвоздева И.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-688/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гвоздев Игорь Евгеньевич
Ответчики
Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения»
Суд
Орловский областной суд
Судья
Букалова Елена Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
01.03.2021Передача дела судье
24.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее