Дело №2-458/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Зея, Амурской области 27 апреля 2018 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семёновой ФИО13 к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
<Дата обезличена> умер Архипенко ФИО16, после смерти которого открылось наследственное имущество в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что наследником первой очереди после смерти дедушки ФИО1 являлся её отец Архипенко В.Д., который фактически принял наследство после умершего Архипенко Д.Д., при этом права на наследство он не оформлял. <Дата обезличена> умер её отец Архипенко В.Д., наследником первой очереди после смерти отца Архипенко В.Д. является Семенова (Архипенко) И.В., она фактически приняла наследство, проживает в спорном жилом доме, содержит указанное имущество и несет бремя расходов. Просит суд признать за ней право собственности на жилой дом с инвентарным номером <Номер обезличен> и земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <адрес> порядке наследования.
В судебное заседание истец не явилась, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика – администрации Овсянковского сельсовета Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, отзыв на иск не представил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, временно исполняющая обязанности нотариуса Зейского нотариального округа Кизеровой Ю.Ю. – Герасимова Н.Ю. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
На основании ст.1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу ч.2 ст.1153 ГК РФ признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счёт долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п.34 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 г №9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации права на наследственное имущество и её момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В виду того, что право собственности на недвижимое имущество возникает у добросовестного приобретателя с момента регистрации такого права, то для этой цели необходимо признание права собственности на недвижимое имущество в судебном порядке.
Как разъяснено в п.36 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нём на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счёт наследственного имущества расходов, предусмотренных статьёй 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьёй 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Судом установлено, что истец Семёнова И.В. является внучкой умершего Архипенко Д.Д., и дочерью умершего Архипенко В.Д., что подтверждается свидетельством о рождении Архипенко В.Д., свидетельством о рождении Архипенко И.В. и свидетельством о заключении брака между Семёновым М.Ф. и Архипенко И.В.
Согласно свидетельству о смерти серии I-ОТ № 780059 от 17января 2018 года, Архипенко ФИО16, <Дата обезличена> года рождения, умер <Дата обезличена>.
Согласно свидетельству о смерти серии I-ОТ <Номер обезличен> от 02 июня 2016 года, Архипенко В.Д., <Дата обезличена> года рождения, умер <Дата обезличена>.
Как следует из материалов дела Архипенко Д.Д. на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от <Дата обезличена>.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.03.2018 года, представленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области, земельный участок по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете, имеет кадастровый номер <Номер обезличен>, площадь 1337 кв.м, имеет категорию – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Из представленного технического паспорта на жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что данный жилой дом поставлен на технический учёт, имеет инвентарный номер <Номер обезличен>, год постройки – до 1980, общая площадь 35,3 кв.м., отметок о регистрации прав собственности на данный дом не имеется.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области от 14.03.2018 года следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом по адресу: <адрес>.
Согласно представленным сведениям из Амурского филиала Зейского производственного участка АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 29.03.2018 года следует, что на хранении в архивном отделе имеется технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 09.06.2016 года, вместе с тем отсутствуют сведения о правах на объект недвижимости- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Из справки представленной администрацией Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области <Номер обезличен> от 16.03.2018 года следует, что согласно проведенной инвентаризации земель квартала <Номер обезличен> <адрес> от 1997 года: земельный участок с шифром <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления главы администрации <адрес> <Номер обезличен> от 03.04.1997 года предоставлен в личную собственность Архипенко Д.Д. Сведений о правообладателях жилого дома по адресу: <адрес> администрации Овсянковского сельсовета Зейского района не имеется.
Из представленной копии землеустроительного дела по инвентаризации земель квартала №<Номер обезличен> <адрес> от 1997 года следует, что согласно списку землепользователей квартала <Номер обезличен> землевладельцем участка с шифром <Номер обезличен> являлся Архипенко В.Д. на основании свидетельства от 01.09.1992 года.
Согласно справке, представленной администрацией Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области <Номер обезличен> от 19.03.2018 года по адресу: <адрес> были зарегистрированы граждане: Архипенко Д.Д., <Дата обезличена> года рождения (с <Дата обезличена>), Архипенко В.Д., <Дата обезличена> года рождения (с <Дата обезличена>), Семёнова (Архипенко) И.В., <Дата обезличена> года рождения ( с <Дата обезличена> по настоящее время).
Допрошенная в судебном заседании свидетель Гончарова Н.В. суду пояснила, что она знакома с семьей Архипенко, поскольку в период с 1980 по 2013 годы проживала в <адрес>, а с 1995 по 2002 года работала в администрации Овсянковского сельсовета Зейского района землеустроителем. Ей известно, что в семидесятые годы Архипенко Д.Д. построил дом, в котором проживала его семья. Она собирала сведения о том, кому принадлежали земельные участки и строения на них, так как она готовила документы для оформления технических паспортов. Первый технический паспорт на жилое помещение по адресу: <адрес> она оформляла Архипенко Д.Д. Ей известно о том, что ему выдавали свидетельство на земельный участок еще в 90-х годах. Возможно, все документы на дом и земельный участок были утрачены в связи с тем, что дом поджигали, для того, чтобы скрыть признаки преступления, поскольку Архипенко Д.Д. трагически погиб. После пожара дом сразу начал восстанавливать сын Архипенко Д.Д. – Архипенко В.Д., который после восстановления дома и стал проживать со своей семьей в данном доме. У Архипенко В.Д. родилась дочь Архипенко И.В., которая и после смерти отца проживала в этом доме. Ей известно, что все в селе знали, что данный дом принадлежит семье Архипенко. Архипенко В.Д. все время проживал в <адрес>, до пожара в доме отца он проживал в другом жилом помещении. В настоящее время Семенова (Архипенко) И.В. выехала в <адрес>, а в данный дом пустила квартирантов, которые помогают следить за его сохранностью.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Архипенко Д.Д. владел на праве собственности жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>. Кроме того, после его смерти, наследник первой очереди – его сын Архипенко В.Д. в установленный законом срок принял наследство после смерти отца, восстановил поврежденный в результате пожара жилой дом и стал проживать в нём со своей семьей.
Судом установлено, что при жизни Архипенко В.Д. не зарегистрировал право собственности на жилой дом и земельный участок, однако владел им как своим собственным, нёс бремя содержания своего имущества.
В соответствии со ст.1142 ГК РФ истец Семёнова И.В. является наследником первой очереди после смерти отца Архипенко В.Д.
Из пояснений истца следует, что она не обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца, вместе с тем, фактически приняла наследство и вступила во владение наследственным имуществом.
Как следует из сообщения временно исполняющей обязанности нотариуса Зейского нотариального округа Кизеровой Ю.Ю. – Герасимовой Н.Ю., наследственные дела к имуществу Архипенко Д.Д., умершего <Дата обезличена>, к имуществу Архипенко В.Д., умершего <Дата обезличена>, не заводились.
Как установлено судом, Семёнова И.В. на момент смерти своего отца Архипенко В.Д. была зарегистрирована и фактически проживала в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается справками администрации Овсянковского сельсовета Зейского района, показаниями свидетеля Гончаровой Н.В.
Таким образом, представленными доказательствами установлено, что истец Семёнова И.В. фактически приняла наследство после смерти отца Архипенко В.Д., в установленный законом срок для принятия наследства, обеспечивает сохранность имущества, то есть вступила во владение наследственным имуществом.
Представленные истцом доказательства в судебном заседании опровергнуты не были, каких - либо прав на указанное наследственное имущество, кроме истца никем не заявлено. Иные лица, ранее зарегистрированные в данном жилом доме, умерли.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности предусмотрена ст.ст.11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путём признания права.
В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пп.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров или иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Как следует из статьи 1152 ГК РФ, принятие наследства по своей юридической природе представляет собой одностороннюю сделку, посредством которой наследник, призванный к правопреемству после умершего лица, принимает причитающееся ему наследственное имущество и становится его собственником.
Поскольку судом установлено, что истец фактически приняла наследство после смерти отца Архипенко В.Д., никто из других наследников наследственные права не заявляет, суд приходит к выводу о том, что препятствий для признания за истцом права собственности на жилой и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Семёновой ФИО13 удовлетворить.
Признать за Семёновой ФИО13, <Дата обезличена> года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на жилой дом с инвентарным номером <Номер обезличен> и земельный участок с кадастровым номером 28:<Номер обезличен>, расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Архипенко В.Д., <Дата обезличена> года рождения, умершего <Дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий С.Н. Куприянова