63RS0039-01-2021-000564-83
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 марта 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-1006/2021 по административному исковому заявлению Ворожейкиной Елены Владимировны к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения, устранении допущенного нарушения,
установил:
Ворожейкина Е.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Фактическое землепользование истца включает в себя помимо указанного земельного участка часть земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Имея намерение узаконить свой земельный участок в границах фактического землепользования, административный истец обращалась в уполномоченный орган за предоставлением соответствующих муниципальных услуг. Так, 29.11.2019 истец обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-2525 от 27.12.2019 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующим причинам: 1) земельный участок, образуемый в результате перераспределения, частично расположен в границах красных линий; 2) возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Административный истец, учитывая замечания Департамента градостроительства, изложенные в распоряжении №РД-2525, 14.02.2020 обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самаре №РД-371 от 13.03.2020 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка, находящегося во владении иного лица. Административный истец, учитывая замечания Департамента градостроительства, изложенные в распоряжении №РД-371, и подготовив новую схему расположения земельного участка, 21.05.2020 обратилась с новым заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-652 от 11.06.2020 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что ширина прохода к образуемому земельному участку не соответствует минимальным размерам, определённым сводом правил 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (фактическая ширина прохода - 0,6 метра, минимальный размер - 3,5 метра). 30.10.2020 административный истец, учитывая отказ Департамента градостроительства в предварительном согласовании предоставления незарегистрированной части земельного участка, обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 899 кв.м. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 01.12.2020 №РД-1485 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано по следующим причинам: согласно сведениям Департамента земельный участок, образуемый в результате перераспределения, частично расположен в границах красных линий; возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Указанный отказ считает незаконным. Красные линии проходят только по земельному участку, находящемуся в собственности истца, и отсутствуют на испрашиваемом земельном участке. Возможность образования самостоятельного земельного участка опровергается самим Департаментом в распоряжении №РД-652 от 11.06.2020.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 01.12.2020 №РД-1485 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и возложить на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанность устранить допущенное нарушение, приняв решение по заявлению Ворожейкиной Е.В. о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Шувайников В.А. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности – Грошев Я.Д. просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо Администрация г.о. Самара представителя в судебное заседание не направила, о слушании дела извещена.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; категория земель - земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
30.10.2020 административный истец обратилась в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 299 кв.м и земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 899 кв.м (л.д. 19).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 01.12.2020 №РД-1485 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации по следующим причинам: 1) согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, земельный участок, образуемый в результате перераспределения, частично расположен в границах красных линий; 2) возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 16-17).
В соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, образуемый земельный участок площадью 899 кв.м частично расположен в границах красных линий. При этом красная линия пересекает ту часть земельного участка, которая составляет земельный участок с кадастровым номером №. Земельный участок площадью 299 кв.м, испрашиваемый в порядке перераспределения, расположен вне красных линий.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской и выкопировкой из ИСОГД г.о.Самара, топографическими материалами департамента.
Поскольку часть земельного участка, расположенная в красных линиях, уже находится в частной собственности истца, а значит, не относится к территории общего пользования, ее право собственности не оспорено, само по себе наличие красной линии на образуемом земельном участке не может служить препятствием для перераспределения земельных участков, поскольку в результате такого перераспределения не произойдёт передачи в частную собственность земельного участка, относящегося к территории общего пользования.
Таким образом, ссылка ответчика на п. 16 ст. 11.10, подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ является необоснованной.
В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Представленные в материалы дела документы не подтверждают возможность образования из испрашиваемых земель самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Одним из требований к образуемым и измененным земельным участкам является обеспечение доступа к землям общего пользования.
Также в силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которой согласно выписке из ИСОГД г.о.Самара расположен испрашиваемый земельный участок, предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС составляет 300 кв.м.
Из заключения кадастрового инженера Богатыревой Е.В. от 05.03.2021 следует, с северо-западной стороны испрашиваемый земельный участок ограничен смежным земельным участком с кадастровым номером №:10, границы которого закреплены забором; с восточной стороны земельный участок ограничен оврагом, переходящим в ручей; с юго-восточной стороны земельным участком с кадастровым номером №:601, границы которого также закреплены забором; с юго-западной стороны участок граничит с землями общего пользования – улицей Очаковской. В связи с этим доступ к испрашиваемому земельному участку возможен только с юго-западной стороны, со стороны улицы Очаковской.
Выводы кадастрового инженера объективно подтверждаются схемой расположения земельного участка.
Вместе с тем, ранее распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-652 от 11.06.2020 истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления того же земельного участка в связи с тем, что ширина прохода к образуемому земельному участку не соответствует минимальным размерам, определённым сводом правил 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (фактическая ширина прохода - 0,6 метра, минимальный размер - 3,5 метра).
Таким образом, довод административного ответчика о возможности образования самостоятельного земельного участка не обоснован, противоречит выводу самого ответчика, сделанному в ранее принятом распоряжении.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от 01.12.2020 №РД-1485 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ворожейкиной Елены Владимировны к Департаменту градостроительства городского округа Самара удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 01.12.2020 №РД-1485 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Ворожейкиной Елены Владимировны от 30.10.2020 о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2021.