№ 2 – 361/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2013 года г.Нововоронеж, Воронежской области, Россия
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи АКСЕНОВОЙ Ю.В.,
с участием истца ЖУЧКОВОЙ М.Д.,
представителя ответчика – КУВО «УСЗН г.Нововоронежа» БАЛАБАЕВОЙ А.А.,
при секретаре КОРЧУГАНОВОЙ О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Жучковой М.Д. к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» о признании права на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка,
установил :
Истица Жучкова М.Д. ДД.ММ.ГГГГ родила сына Ар.. (л.д.16). ДД.ММ.ГГГГ Жучкова М.Д. обратилась в филиал КУВО «УСЗН г.Нововоронежа» с заявлением о назначении ей единовременной денежной выплаты при рождении ребенка. Решением КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка Жучковой М.Д. было отказано со ссылкой на положения закона Воронежской области от 14.11.2008г. №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и Порядок предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, согласно которых право на получение данной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой, тогда как Жучкова М.Д. не имела регистрации по месту жительства на территории Воронежской области (л.д.13).
Жучкова М.Д. обратилась в суд с иском к КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» и просит, с учетом уточнения требований, установить факт ее проживания на территории г.Нововоронежа Воронежской области на момент рождения ребенка Ар.., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, и на период обращения за выплатой на ДД.ММ.ГГГГ, просит признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка Ар..., ДД.ММ.ГГГГгода рождения. Свои требования истец мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она переехала вместе с мужем и старшим ребенком на постоянное место жительство в г.Нововоронеж, Воронежской области, где и проживает до настоящего времени, зарегистрировалась по месту пребывания по адресу: <адрес> она работает, ее старший ребенок посещает в г.Нововоронеже детский сад. ДД.ММ.ГГГГ она родила второго ребенка. В связи с рождением ребенка она обратилась в КУВО «УСЗН» г.Нововоронежа Воронежской области за получением в соответствии со ст.43.6 Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» единовременной денежной выплаты при рождении ребенка. Но в выплате ей было отказано по мотиву отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в Воронежской области. Считает, что ей незаконно отказали в назначении и выплате единовременной выплаты при рождении ребенка, т.к. в указанном законе предусмотрено, что единовременная денежная выплата предоставляется матерям, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент рождения ребенка и обращения за указанной выплатой. Она и на момент рождения сына А. и на момент обращения за выплатой постоянно проживала и имела место жительство в г.Нововоронеж, т.е. на территории Воронежской области. Истец отказалась от взыскания судебных расходов в виде государственной пошлины, уплаченной при предъявлении иска.
Судом к участию в деле в качестве 3-го лица был привлечен Департамент труда и социального развития Воронежской области.
Истец Жучкова М.Д. в судебном заседании требования поддержала по мотивам, изложенным в иске.
Представитель КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» и КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Балабаева А.А. с требованиями истца не согласилась, указала, что Порядком предоставления единовременной денежной выплаты в связи с рождением детей, утвержденным Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что право на такую выплату имеют женщины, имеющие регистрацию по месту жительства в Воронежской области. Таковая регистрация у истицы на территории Воронежской области отсутствует. Для назначения единовременной денежной выплаты необходимо предоставить заявление о назначении с приложением документов, в т.ч. копии паспорта с отметкой о регистрации на территории Воронежской области. Ответчиком представлены возражения в письменной форме.
Представитель 3-го лица Департамента труда и социального развития Воронежской области, представитель 3-го лица Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассматривать в их отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
От представителя Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области в суд поступили письменные возражения, согласно которых Департамент не согласен с требованиями, т.к. у истицы на момент рождения ребенка и на момент обращения с заявлением о выплате отсутствовала регистрация по месту жительства в Воронежской области, она не представила необходимые для получения выплаты документы.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению. К такому выводу суд приходит на основании следующего:
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п.п. "ж", "з" п.1 ст.1 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципов самостоятельного осуществления ими принадлежащих полномочий и самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 24 п.2 ст. 26.3 этого закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей.
Положениями Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» ( в редакции закона от 17.04.2013г.) регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяются категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливаются формы и содержание указанных мер социальной поддержки, а также порядок и условия их предоставления.
В соответствии со ст.14 этого Закона, меры социальной поддержки предоставляются гражданину, имеющему право на их получение, по заявлению гражданина, которое подается в соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по месту жительства заявителя либо в иную организацию, уполномоченную указанным органом.
Право на меры социальной поддержки в соответствии с этим Законом имеют, в т.ч. женщины, в связи с рождением ребенка, получая единовременную денежную выплату. При этом единовременная выплата осуществляется независимо от наличия права на иные виды государственных пособий, установленных федеральным и областным законодательством. Единовременная денежная выплата производится, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, такая выплата устанавливается в размере 20т.р.
В соответствии со ст.43.7 указанного выше закона единовременная денежная выплата предоставляется в связи с рождением ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, женщинам, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой.
Статьей 43.10 Закона установлено, что Порядок назначения и выплаты единовременной денежной выплаты определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07.11.2012г. №4161/ОД утвержден «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка».
Согласно этого Порядка, единовременная денежная выплата назначается филиалом казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" матери по месту ее жительства; право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой, на каждого рожденного ребенка.
Согласно п.3 Порядка, для назначения единовременной денежной выплаты гражданин обращается в филиал КУВО и представляет:
а) заявление о назначении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием способа выплаты:
б) копию свидетельства о рождении ребенка, …;
в) копию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области;
г) копию сберегательной книжки с номером счета по вкладу, открытому в отделении кредитного учреждения банковской системы РФ, в случае избрания указанной формы выплаты.
Очевидно, что «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка» выходит за рамки закона, определяя не только процедуру (сам порядок) назначения и выплаты сумм, а определяет субъектов получения такой выплаты (право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой, на каждого рожденного ребенка). Это противоречит требованиям Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», в котором указывается о постоянном проживании (а не о регистрации) женщины на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой. И «Порядок…» в этой части ущемляет права женщин по отношению к правам, закрепленным Законом. И суд при вынесении решения, при определении субъекта, имеющего право на получение мер социальной поддержки в виде получения единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, руководствуется правовым актом, имеющим большую юридическую силу, т.е. Законом Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ (ред. от 17.04.2013г.) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).
Согласно ч. 2 ст. 3 этого Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998г. №4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17 июля 1995 г. N 713», посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Согласно паспорта гражданина РФ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес>, на имя Жучковой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, на листе « место жительство» имеется штамп с записью - <адрес>, <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10).
В свидетельстве № о регистрации по месту пребывания, выданного ОУФМС России по Воронежской области в г.Нововоронеже ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Жучкова М.Д. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
В судебном заседании установлено, что Жучкова М.Д. работает в филиале ООО «Гидропромстрой» г.Нововоронеж, в должности <данные изъяты>, с нахождением ее рабочего места на <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске по уходу за ребенком (л.д.18-20,21-24,33).
ДД.ММ.ГГГГ в семье С.А. и Жучковой М.Д. родился сын Ар.., что подтверждается свидетельством о рождении серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС г.Нововоронежа управления ЗАГС Воронежской области, место рождения ребенка город Нововоронеж Воронежской области (л.д.16).
Согласно представленных сведений из медико-санитарной части № г.Нововоронежа, Жучкова М.Д., ее дети Ан..., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Ар.., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, наблюдаются в поликлинике МСЧ-33, как проживающие в г. г.Нововоронеже. Ан..., ДД.ММ.ГГГГ рождения, посещает с ДД.ММ.ГГГГ детский сад № общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж ( согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ)
Анализ исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что Жучкова М.Д. постоянно проживала на территории Воронежской области на момент рождения ребенка сына Ар.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и на момент обращения за выплатой ДД.ММ.ГГГГ имела место жительства на территории Воронежской области.
Доводы представителей ответчиков о том, что основным документом, подтверждающим личность заявителя и его постоянное место жительство на территории Воронежской области является паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области, не состоятельны и не основаны на требованиях закона, т.к. регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета, а в данном случае у истца имелась регистрации по месту пребывания на территории Воронежской области по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, по месту регистрации истицы <адрес>, Жучковой М.Д. никакие пособия в связи с рождением ребенка Ар..., ДД.ММ.ГГГГ, не назначались и не выплачивались, что следует из Справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом социальной защиты населения и охраны труда администрации <адрес> (л.д.25).
Согласно Порядка предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, единовременная денежная выплата назначается филиалом казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" матери по месту ее жительства. Решение о назначении единовременной денежной выплаты принимается управляющим филиалом КУ ВО в течение 10 дней после поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Постановлением Правительства Воронежской области от 19.11.2012г. № 1039 «О реорганизации казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области», казенное учреждение «Управление социальной защиты населения Воронежской области» реорганизовано в форме выделения из его состава 39 юридических лиц, в т.ч. и казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа», основной целью деятельности которых определено оказание услуг, в т.ч. государственных и иных функций, а также осуществление мероприятий в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством РФ и Воронежской области полномочий органов государственной власти в сфере социальной поддержки населения. Выделенные казенные учреждения, в том числе и КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» являются правопреемниками реорганизованного КУВО «УСЗН Воронежской области», в т.ч. по всем правам и обязательствам, в т.ч. при исполнении функций, закрепленных Порядком предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка
При установленных обстоятельствах, суд считает, что ответчик КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» необоснованно отказал Жучковой М.Д. в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка в соответствии с положениями главы 10.2 Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции закона от 17.04.2013г.), в связи с чем суд устанавливает факт проживания истицы на территории Воронежской области на момент рождения ребенка и на момент ее обращения в КУВО УСЗН за выплатой и признает за истцом право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить факт проживания Жучковой М.Д. на территории г.Нововоронежа Воронежской области на период рождения ребенка Ар..., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, и на период обращения за выплатой на ДД.ММ.ГГГГ
Признать за Жучковой М.Д. право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка Ар.., ДД.ММ.ГГГГгода рождения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова
№ 2 – 361/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2013 года г.Нововоронеж, Воронежской области, Россия
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи АКСЕНОВОЙ Ю.В.,
с участием истца ЖУЧКОВОЙ М.Д.,
представителя ответчика – КУВО «УСЗН г.Нововоронежа» БАЛАБАЕВОЙ А.А.,
при секретаре КОРЧУГАНОВОЙ О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Жучковой М.Д. к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» о признании права на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка,
установил :
Истица Жучкова М.Д. ДД.ММ.ГГГГ родила сына Ар.. (л.д.16). ДД.ММ.ГГГГ Жучкова М.Д. обратилась в филиал КУВО «УСЗН г.Нововоронежа» с заявлением о назначении ей единовременной денежной выплаты при рождении ребенка. Решением КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка Жучковой М.Д. было отказано со ссылкой на положения закона Воронежской области от 14.11.2008г. №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и Порядок предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, согласно которых право на получение данной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой, тогда как Жучкова М.Д. не имела регистрации по месту жительства на территории Воронежской области (л.д.13).
Жучкова М.Д. обратилась в суд с иском к КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» и просит, с учетом уточнения требований, установить факт ее проживания на территории г.Нововоронежа Воронежской области на момент рождения ребенка Ар.., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, и на период обращения за выплатой на ДД.ММ.ГГГГ, просит признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка Ар..., ДД.ММ.ГГГГгода рождения. Свои требования истец мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она переехала вместе с мужем и старшим ребенком на постоянное место жительство в г.Нововоронеж, Воронежской области, где и проживает до настоящего времени, зарегистрировалась по месту пребывания по адресу: <адрес> она работает, ее старший ребенок посещает в г.Нововоронеже детский сад. ДД.ММ.ГГГГ она родила второго ребенка. В связи с рождением ребенка она обратилась в КУВО «УСЗН» г.Нововоронежа Воронежской области за получением в соответствии со ст.43.6 Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» единовременной денежной выплаты при рождении ребенка. Но в выплате ей было отказано по мотиву отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в Воронежской области. Считает, что ей незаконно отказали в назначении и выплате единовременной выплаты при рождении ребенка, т.к. в указанном законе предусмотрено, что единовременная денежная выплата предоставляется матерям, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент рождения ребенка и обращения за указанной выплатой. Она и на момент рождения сына А. и на момент обращения за выплатой постоянно проживала и имела место жительство в г.Нововоронеж, т.е. на территории Воронежской области. Истец отказалась от взыскания судебных расходов в виде государственной пошлины, уплаченной при предъявлении иска.
Судом к участию в деле в качестве 3-го лица был привлечен Департамент труда и социального развития Воронежской области.
Истец Жучкова М.Д. в судебном заседании требования поддержала по мотивам, изложенным в иске.
Представитель КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» и КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Балабаева А.А. с требованиями истца не согласилась, указала, что Порядком предоставления единовременной денежной выплаты в связи с рождением детей, утвержденным Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что право на такую выплату имеют женщины, имеющие регистрацию по месту жительства в Воронежской области. Таковая регистрация у истицы на территории Воронежской области отсутствует. Для назначения единовременной денежной выплаты необходимо предоставить заявление о назначении с приложением документов, в т.ч. копии паспорта с отметкой о регистрации на территории Воронежской области. Ответчиком представлены возражения в письменной форме.
Представитель 3-го лица Департамента труда и социального развития Воронежской области, представитель 3-го лица Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассматривать в их отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
От представителя Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области в суд поступили письменные возражения, согласно которых Департамент не согласен с требованиями, т.к. у истицы на момент рождения ребенка и на момент обращения с заявлением о выплате отсутствовала регистрация по месту жительства в Воронежской области, она не представила необходимые для получения выплаты документы.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению. К такому выводу суд приходит на основании следующего:
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п.п. "ж", "з" п.1 ст.1 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципов самостоятельного осуществления ими принадлежащих полномочий и самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 24 п.2 ст. 26.3 этого закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей.
Положениями Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» ( в редакции закона от 17.04.2013г.) регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяются категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливаются формы и содержание указанных мер социальной поддержки, а также порядок и условия их предоставления.
В соответствии со ст.14 этого Закона, меры социальной поддержки предоставляются гражданину, имеющему право на их получение, по заявлению гражданина, которое подается в соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по месту жительства заявителя либо в иную организацию, уполномоченную указанным органом.
Право на меры социальной поддержки в соответствии с этим Законом имеют, в т.ч. женщины, в связи с рождением ребенка, получая единовременную денежную выплату. При этом единовременная выплата осуществляется независимо от наличия права на иные виды государственных пособий, установленных федеральным и областным законодательством. Единовременная денежная выплата производится, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, такая выплата устанавливается в размере 20т.р.
В соответствии со ст.43.7 указанного выше закона единовременная денежная выплата предоставляется в связи с рождением ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, женщинам, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой.
Статьей 43.10 Закона установлено, что Порядок назначения и выплаты единовременной денежной выплаты определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07.11.2012г. №4161/ОД утвержден «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка».
Согласно этого Порядка, единовременная денежная выплата назначается филиалом казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" матери по месту ее жительства; право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой, на каждого рожденного ребенка.
Согласно п.3 Порядка, для назначения единовременной денежной выплаты гражданин обращается в филиал КУВО и представляет:
а) заявление о назначении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием способа выплаты:
б) копию свидетельства о рождении ребенка, …;
в) копию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области;
г) копию сберегательной книжки с номером счета по вкладу, открытому в отделении кредитного учреждения банковской системы РФ, в случае избрания указанной формы выплаты.
Очевидно, что «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка» выходит за рамки закона, определяя не только процедуру (сам порядок) назначения и выплаты сумм, а определяет субъектов получения такой выплаты (право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой, на каждого рожденного ребенка). Это противоречит требованиям Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», в котором указывается о постоянном проживании (а не о регистрации) женщины на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой. И «Порядок…» в этой части ущемляет права женщин по отношению к правам, закрепленным Законом. И суд при вынесении решения, при определении субъекта, имеющего право на получение мер социальной поддержки в виде получения единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, руководствуется правовым актом, имеющим большую юридическую силу, т.е. Законом Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ (ред. от 17.04.2013г.) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).
Согласно ч. 2 ст. 3 этого Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998г. №4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17 июля 1995 г. N 713», посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Согласно паспорта гражданина РФ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес>, на имя Жучковой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, на листе « место жительство» имеется штамп с записью - <адрес>, <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10).
В свидетельстве № о регистрации по месту пребывания, выданного ОУФМС России по Воронежской области в г.Нововоронеже ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Жучкова М.Д. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
В судебном заседании установлено, что Жучкова М.Д. работает в филиале ООО «Гидропромстрой» г.Нововоронеж, в должности <данные изъяты>, с нахождением ее рабочего места на <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске по уходу за ребенком (л.д.18-20,21-24,33).
ДД.ММ.ГГГГ в семье С.А. и Жучковой М.Д. родился сын Ар.., что подтверждается свидетельством о рождении серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС г.Нововоронежа управления ЗАГС Воронежской области, место рождения ребенка город Нововоронеж Воронежской области (л.д.16).
Согласно представленных сведений из медико-санитарной части № г.Нововоронежа, Жучкова М.Д., ее дети Ан..., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Ар.., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, наблюдаются в поликлинике МСЧ-33, как проживающие в г. г.Нововоронеже. Ан..., ДД.ММ.ГГГГ рождения, посещает с ДД.ММ.ГГГГ детский сад № общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж ( согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ)
Анализ исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что Жучкова М.Д. постоянно проживала на территории Воронежской области на момент рождения ребенка сына Ар.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и на момент обращения за выплатой ДД.ММ.ГГГГ имела место жительства на территории Воронежской области.
Доводы представителей ответчиков о том, что основным документом, подтверждающим личность заявителя и его постоянное место жительство на территории Воронежской области является паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области, не состоятельны и не основаны на требованиях закона, т.к. регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета, а в данном случае у истца имелась регистрации по месту пребывания на территории Воронежской области по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, по месту регистрации истицы <адрес>, Жучковой М.Д. никакие пособия в связи с рождением ребенка Ар..., ДД.ММ.ГГГГ, не назначались и не выплачивались, что следует из Справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом социальной защиты населения и охраны труда администрации <адрес> (л.д.25).
Согласно Порядка предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, единовременная денежная выплата назначается филиалом казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" матери по месту ее жительства. Решение о назначении единовременной денежной выплаты принимается управляющим филиалом КУ ВО в течение 10 дней после поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Постановлением Правительства Воронежской области от 19.11.2012г. № 1039 «О реорганизации казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области», казенное учреждение «Управление социальной защиты населения Воронежской области» реорганизовано в форме выделения из его состава 39 юридических лиц, в т.ч. и казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа», основной целью деятельности которых определено оказание услуг, в т.ч. государственных и иных функций, а также осуществление мероприятий в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством РФ и Воронежской области полномочий органов государственной власти в сфере социальной поддержки населения. Выделенные казенные учреждения, в том числе и КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» являются правопреемниками реорганизованного КУВО «УСЗН Воронежской области», в т.ч. по всем правам и обязательствам, в т.ч. при исполнении функций, закрепленных Порядком предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка
При установленных обстоятельствах, суд считает, что ответчик КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронежа» необоснованно отказал Жучковой М.Д. в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка в соответствии с положениями главы 10.2 Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции закона от 17.04.2013г.), в связи с чем суд устанавливает факт проживания истицы на территории Воронежской области на момент рождения ребенка и на момент ее обращения в КУВО УСЗН за выплатой и признает за истцом право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить факт проживания Жучковой М.Д. на территории г.Нововоронежа Воронежской области на период рождения ребенка Ар..., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, и на период обращения за выплатой на ДД.ММ.ГГГГ
Признать за Жучковой М.Д. право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка Ар.., ДД.ММ.ГГГГгода рождения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова