Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-882/2012 ~ М-838/2012 от 11.03.2012

№ 2-882/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре Панфиловой В.С.,

с участием представителя истца Суворова А.В. – Папамери А.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Суворова А.В. к администрации Томской области, администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Суворов А.В. обратился в суд с иском к администрации Томской области, администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления Главы объединенной администрации Кировского и Советского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ определен на полное государственное обеспечение. Воспитывался в ..., поскольку отец истцу не известен, а мать - СЗА Кировским районным судом от ДД.ММ.ГГГГ была лишена в отношении него и его брата ... родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ мать Суворов А.В. - СЗА умерла. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался .... После выпуска из детского дома проживает во временном жилье, постоянного жилья не имеет, в собственности жилого помещения нет. ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

В связи с чем, просит обязать администрацию Томской области обеспечить передачу администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения Суворова А.В. жилым помещением не менее социальной нормы; обязать администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных администрацией Томской области для обеспечения жилым помещением Суворова А.В., приобрести и предоставить Суворову А.В. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее социальной нормы.

Истец в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, направив представителя. Представитель истца на заявленных требованиях настаивала, дала аналогичные иску пояснения.

Представитель ответчика администрации г. Томска в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск. В представленном отзыве представитель Миронова Д.Ю. иск не признала, ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указала, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Администрации Томской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором представитель Татаренко Л.Ю. исковые требования к Администрации Томской области считала необоснованными.

На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие истца и представителей ответчиков.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Суворова А.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ № 159) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Суворов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием отца и лишением матери СЗА родительских прав, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 5), справкой ЗАГС г. Томска (л.д. 6), решением Кировского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), свидетельством о смерти СЗА (л.д. 8).

Постановлением главы объединенной администрации Кировского и Советского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Суворов А.В. определен в детский дом на полное государственное обеспечение. Суворов А.В. взят на учет как воспитанник детского дома, воспитывался в ... (л.д. 10-11). Согласно ответа администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Суворов А.В. решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол утвержден распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ) принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, а также взяты на учет как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ().

На данном учете Суворов А.В. состоит до настоящего времени, что сторонами не оспаривается.

В ходе судебного заседания установлено, что Суворов А.В. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, иных прав на жилые помещения.

Указанные обстоятельства подтверждаются уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росимущества по Томской области, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств обратного ответчики, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представляли.

Судом установлено, что Суворов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ..., о чем выдано свидетельство об уровне квалификации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-14).

Тем самым, у Суворова А.В., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним опеки и попечительства по достижении 18 лет, то есть еще в 2007 году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, был поставлен в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.

При этом не имеет правового значения, продолжает ли Суворов А.В. в настоящее время или нет проходить обучение в каком-либо образовательном учреждении.

Как следует из материалов дела, в обоснование своих требований истец ссылался не только на нормы ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, но и на нормы ст.57 ЖК РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -В10-12. Данные факты судом были установлены.

В силу ч.ч. 3 и 5 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Следовательно, истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 17 м? в черте населенного пункта г. Томск.

При этом, предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно быть благоустроенным, что следует из пункта 12 Положения о признании помещения жилым помещением жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, согласно которому жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Отсутствие водопровода и канализированных уборных допускается только в одно- и двухэтажных зданиях в поселениях без централизованных инженерных сетей, к которым г. Томск не относится.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-03 (в ред. от 12.03.2008) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст. 3 Закона).

Учитывая приведенные нормы законодательства и установленные в судебном заседании обстоятельства, обязанность по внеочередному предоставлению ПСС жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию г. Томска.

Суд на находит оснований для удовлетворения исковых требований к Администрации Томской области.

В силу ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-03 «О наделении органов местного управления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Администрация Томской области обеспечивает передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается абз. 2 ч. 2 Закона от 11.09.2007 года № 188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 188-03 финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов. В соответствии с законом № 188-03 субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Выделение денежных средств для определенного лица законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Таким образом, судом на Администрацию Томской области не может быть возложена обязанность обеспечить передачу финансовых средств администрации г. Томска для обеспечения Суворова А.В. жилым помещением.

В случае если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Суворова А.В. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Суворову А.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17 квадратных метров, расположенное на территории города Томска.

В удовлетворении требований к Администрации Томской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

...

...

Судья Л.А. Шукшина

...

...

...

...

2-882/2012 ~ М-838/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Суворов Александр Валерьевич
Ответчики
Администрация Томской области
Аддминистрация г. Томска
Другие
Ревякин Андрей Александдрович
Папамери Алла Николаевна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Шукшина Л.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
11.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2012Передача материалов судье
11.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2012Судебное заседание
11.04.2012Судебное заседание
20.04.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2012Дело оформлено
30.05.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее