Дело №2-1569/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2016 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Герасименко А.М.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерациипо ЗАТО Железногорск Красноярского краяк Капица А.Н., Капица Т.Н., действующей за себя и как законный представитель К.А.А., Капица В.А. о прекращении права собственности на оружие и его принудительной продаже,
УСТАНОВИЛ:
МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск обратилось в суд с иском к Капица А.Н.о прекращении права собственности на принадлежащее ему огнестрельное оружиеИЖ-27, 12 калибра, № и его принудительной продаже, ссылаясь на то, что старшим инспектором ГЛЛР Межмуниципального управления МВД России по ЗАТО Железногорск Красноярского края у Капицы А.Н.в связи с аннулированием 21.10.2014 года разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия 23.11.2014 года было изъято огнестрельное оружие – огнестрельное оружие ИЖ-27, 12 калибра, №, после изъятия оружия никаких действий ответчик со своей стороны не предпринимал, дальнейшей судьбой оружия не интересовался, никаких действий по отказу от права собственности на оружья не предпринял, так же в адрес Капица А.Н. было направлено уведомление о необходимости устранения причин изъятия либо отказе от права собственности на вышеуказанное оружие.
Представитель МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск Чижова А.А. (действует на основании доверенности) уточнила исковые требования, просила привлечь в качестве соответчиков Капица Т.Н., действующую за себя и как законный представитель К.А.А., ФИО5, поскольку согласно записи акта о смерти № от 03 марта 2015 года Капица А.Н. умер 01 марта 2015 года.Как следует из материалов наследственного дела №, заведенного после смерти Капица А.Н., наследство приняли супруга Капица Т.Н., несовершеннолетний сын К.А.А., сын Капица В.А.. Таким образом, Капица Т.Н., действующая за себя и как законный представитель К.А.А., и Капица В.А. являются ответчиками по данному гражданскому делу. Исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что ответчики самостоятельно никаких действий по отказу от права собственности на оружие не предприняли.
Ответчик Капица А.Н. в судебное заседание не явился, согласно записи акта о смерти № от 03 марта 2015 года умер 01 марта 2015 года.
Ответчик Капица Т.Н., действующая за себя и как законный представитель К.А.А., Капица В.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
С учетом установленных обстоятельств, а также согласия представителя истца о рассмотрении дела в порядке заочного производства, суд в соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации (ч.3 ст.55), Гражданский Кодекс Российской Федерации (п.2 ст.1) предусматривают возможность ограничения гражданских прав на основании федерального закона в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
В силу ст. 6 Федерального закона №150-ФЗ от 13декабря1996года «Об оружии» огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте.
В соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании пункта 2 части 2 указанной нормы принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
В силу ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в вышеуказанные сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Если в собственности гражданина по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об оружии" N 150-ФЗ от 13 декабря 1996 года оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Газовое оружие - оружие, предназначенное для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 22 ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчику Капица А.Н. было выдано разрешение серии РОХа № на хранение и ношение охотничьего оружия ИЖ-27, 12 калибра, №, 1973 г.в., лицензия серии ЛГа № на приобретение огнестрельного оружия.
Согласно заключения об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия от 21.10.2014 года разрешение серии РОХа№ на хранение и ношение охотничьего гладкоствольного оружия ИЖ-27, 12 калибра, №, выданное на имя Капица А.Н., аннулировано.
Также в адрес ответчика направлялось уведомление о необходимости принять меры к перерегистрации или реализации оружия. По истечении срока ответчик с просьбой о продлении срока действия разрешения на право хранения и ношения вышеуказанного оружия не обращался.
В соответствии со ст. 238 ГК РФ ГК РФ, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
23 ноября 2014 года у Капица А.Н. изъято и сдано на временное хранение: огнестрельное оружие ИЖ-27, 12 калибра, №, 1973 года выпускав комнату хранения оружия МУ МВД России по ЗАТО г.Железногорска.
Поскольку срок (один год в соответствии со ст. 238 ГК РФ), в течение которого Капица А.Н. должен был произвести отчуждение огнестрельного оружия, которое в силу закона не может ему принадлежать, истек, то требования МУ МВД России по ЗАТО г.Железногорск подлежат удовлетворению.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» суд отказывает в принятии искового заявления, предъявленного к умершему гражданину, со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку нести ответственность за нарушение прав и законных интересов гражданина может только лицо, обладающее гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью. В случае если гражданское дело по такому исковому заявлению было возбуждено, производство по делу подлежит прекращению в силу абз. 7 ст. 220 ГПК РФ с указанием на право истца на обращение с иском к принявшим наследство наследникам, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу (п. 3 ст. 1175 ГК РФ).
Согласно абз. 2, 7 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если:
- дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса;
- после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство.
Согласно представленным материалам дела Капица А.Н. умер 01 марта 2015 года, МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск обратилось в суд с иском 18 мая 2016 года, то есть исковые требования были предъявлены умершему гражданину.
В силу ч. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность Капица А.Н. прекратилась в связи со смертью еще до предъявления истцом иска. Гражданское процессуальное законодательство РФ не предусматривает возможность обращения в суд с иском к умершему гражданину. Рассмотрение спора в суде возможно только в том случае, если обе стороны являются правоспособными субъектами, в противном случае рассмотрение спора будет противоречить принципам гражданского законодательства.
В связи с чем, производство по гражданскому делу в части предъявления требований к умершему Капица А.Н. подлежит прекращению.
Согласно п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно.
Как следует из материалов наследственного дела №, заведенного после смерти Капица А.Н., наследство приняли сын ФИО5, супруга Капица Т.Н. и несовершеннолетний сын К.А.А..
Таким образом,исковые требования о прекращении права собственности на оружие и его принудительной продаже подлежат обращению кКапица Т.Н., действующей за себя и как законный представитель К.А.А., ФИО5.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в соответствии с п.19 ст. 336.36 Налогового кодекса РФ, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░-27, 12 ░░░░░░░, №, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ 20 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ 17 ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░