Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1353/2020 ~ М-1148/2020 от 09.04.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 июня 2020 года г.о. Самара

Советский районный суд г.Самара в составе:

председательствующего судьи Смоловой Е.К.,

при секретаре Драгуновой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гурьяновой Н.Н. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании действий ответчика незаконными,

установил:

    

Гурьянова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании действий ответчика незаконными.

В обоснование административных исковых требований административный истец указывает, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Прежними собственниками квартиры были Горбачев А.Л. и Горбачева А.В.. В квартире была самовольно произведена перепланировка и реконструкция, таким образом к пятиэтажному дому на первом этаже был сделан пристрой балкона в виде помещения общей площадью 22,9 кв.м., т.е. под пристрой был занят земельный участок, общей площадью 35 кв.м. На вопрос истца о законности производства перепланировки и реконструкции квартиры, предыдущие собственники квартиры (продавцы) и их риэлтер передали истцу пакет документов, из которых следовало, что перепланировка и реконструкция квартиры разрешена Администрацией Советского района г.о. Самара в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. После покупки квартиры истец со своей семьей спокойно проживала в квартире, и никто ей не предъявлял каких-либо требований. Лишь в 2019 году истица была уведомлена, что земельный участок под ее пристроем не узаконен, и она незаконно занимает его. В целях узаконения занимаемого земельного участка площадью 35 кв.м. под пристроем, истец через своего представителя обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Только уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил истцу о том, что его заявление возвращено по причине того, что в заявлении не указано основание предоставления земельного участка, и доверенность представителя не дает права представлять интересы истца в Департаменте градостроительства г.о. Самара. Истец считает, что доводы ответчика являются надуманными, а его действия- незаконными, нарушающими права истца на своевременное и законное получение муниципальной услуги.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, административный истец просит признать незаконными действия ответчика по оказанию истцу муниципальной услуги с превышением установленного законом месячного срока; признать незаконным возврат заявления истца о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадь. 35 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать ответчика заключить с истцом договор аренды земельного участка площадью 35 кв.м., расположенного под помещением истца (пристроем) по адресу: <адрес>.

Административный истец Гурьянова Н.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Кузьмин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара Арчхоев А.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на основания, изложенные в письменном отзыве (л.д.28-35).

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АМ от ДД.ММ.ГГГГ.

Гурьянова Н.Н. в лице представителя по доверенности Кузьмина А.В. обратилась в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в аренду на 10 лет.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> документы Гурьяновой Н.Н. были возвращены. Возврат мотивирован тем, что Гурьяновой Н.Н. в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Кодекса оснований, а также не приложены документы согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.15 Кодекса, согласно подпункту 6 пункта 2.6 Административного регламента (приложенная к заявлению доверенность от ДД.ММ.ГГГГ. не дает право представителю заявителя обращаться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, без проведения торгов).

Данное письмо о возврате документов не является отказом уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду Департаментом не принималось.

В материалы дела не представлены доказательства того, что письмо Департамента от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> возврате заявления о предварительно согласовании предоставления земельного участка и представленных документов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца. Указанное письмо Департамента носит информационный характер и содержит разъяснения относительно порядка образования земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

И силу пункта 2.11 Административного регламента основаниями для возврата заявления о предварительном согласовании и представленных заявителем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка, являются:

1) несоответствие заявления о предварительном согласовании требованиям

пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ;

2) заявление о предварительном согласовании подано в иной уполномоченный

орган;

3) к заявлению о предварительном согласовании не приложены документы, предусмотренные подпунктами 2 - 7 пункта 2.6 Административного регламента.

В соответствии пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя,

реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земслъИЪ1$ участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии е проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3. статьей 39.5. пунктом 2 статьи 39.6 или п у н к том 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах нрав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и(или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя па приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственно! о информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридическою лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании, предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.

Согласно пункту 2.6 Административного регламента для получения муниципальной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка заявитель самостоятельно представляет в уполномоченный орган или в МФЦ следующие документы:

1) заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (далее также - заявление о предварительном согласовании) по форме согласно приложению №2 к Административному регламент);

2) документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством РФ, копия которого заверяется должностным лицом, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению;

3) документы, подтверждающие право заявителя па приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные пунктом 2.8 Административного регламента в соответствии с перечнем. установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

4) подготовленная в соответствии с требованиями статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

5) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

6) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании обращается представитель заявителя;

7) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

8) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

В представленном административным истцом заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ оснований, а также не приложены документы согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, подпункта 2.6 Административного регламента (приложенная к заявлению доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый , выданная ФИО1 временно исполняющим обязанности нотариуса ФИО2, не дает право представителю заявителя обращаться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара).

В силу подпункта 1 пункта 1 Постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» (далее - Постановление № 1).

Департамент уполномочен в том числе по приему заявлений граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара (далее - земельный участок), о предоставлении земельного участка без проведения торгов, о проведении аукциона по продаже земельного участка или на право включения договора аренды земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о заключении соглашений об установлении сервитута на земельный участок, о выдаче разрешения па использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков, заявлений о перераспределении земельных участков и иных заявлений, связанных с распоряжением земельными участками.

Подпунктом 4 пункта 1 Постановление № 1 Департамент уполномочен в том числе по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятою решений об отказе в ее утверждении п направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 2 Постановления № 1 Департамент управления имуществом городского округа Самара уполномочен в том числе по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории пли принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена подана административным истцом в Департамент 21.01.2020г. что подтверждается штампом входящей корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ вх. №

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, административный истец просит предоставить в аренду на 10 лет земельный участок под жилым домом (ИЖС).

Департаментом вышеуказанное заявление направлено по компетенции в Департамент управления имуществом городского округа Самара, которое получено им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ вх. .

На основании заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ (о рассмотрении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена) заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена направлено в Департамент, получено ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).

Вышеуказанное заявление было возвращено административному истцу в течение 10 дней - ДД.ММ.ГГГГ. то есть в срок установленный пунктом 3 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.

Департамент не отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, а возвратил заявление для устранения недостатков.

В административном иске Гурьяновой Н.Н. не указано, каким образом оспариваемое письмо Департамента нарушает нормы действующего законодательства, а также права истца.

Поскольку, устранив недостатки, послужившие основанием для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, в аренду от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес>, административный истец вправе вновь обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления, административным истцом также не доказано нарушение его нрав и законных интересов.

Для понуждения в судебном порядке органа государственной власти, органа местного самоуправления совершить определенное действие должны быть представлены доказательства того, что его действие или бездействие не соответствует требованиям законодательства, нарушает- права и свободы заявителя, создаст какие- либо препятствия к их осуществлению.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает, административным истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований.

Совокупность условий для обжалования ненормативных актов государственного органа или органа местного самоуправления, установленная статьей 13 Гражданского кодекса РФ и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствует.

Письмо Департамента о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка не обладает признаками ненормативного правового акта, а носит информационный характер, а муниципальная услуга оказана в рамках срока установленного законом.

Согласно определению ВАС РФ от 11.03.2014 № ВАС - 18403/13 под ненормативным актом, подлежащим оспариванию в суде, следует понимать правовые акты, содержащие индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену нрав и обязанностей конкретных лип. Одним из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта является наличие в нем обязательных к исполнению властных предписаний, направленных па установление, изменение или прекращение нрав и обязанностей определенных лиц.

Поскольку в оспариваемом письме не содержится каких-либо требований к заявителю, не устанавливается для заявителя ограничений, оно также не является решением органа местного самоуправления.

Таким образом, действия административного ответчика соответствуют закону, не нарушают прав истца

Несоответствие оспариваемого документа требованиям действующего законодательства и, как следствие нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем заявленные Гурьяновой Н.Н. требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Гурьяновой Н.Н. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании действий ответчика незаконными - ОТКАЗАТЬ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

2а-1353/2020 ~ М-1148/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гурьянова Н.Н.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Смолова Е. К.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Производство по делу возобновлено
01.06.2020Судебное заседание
01.06.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2020Дело оформлено
28.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее