Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1471/2016 ~ М-1390/2016 от 13.07.2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 августа 2016 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сафоновой Н.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора г. Жигулевска Волковой В.И.,

истца – Кочнева А.Н.,

представителя ответчика администрации городского округа Жигулевск – Дулгир ОО., действующей на основании доверенности № 39-Д от 16 октября 2015 года,

при секретаре Шушкановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1471/2016 по иску прокурора г. Жигулевска, предъявленному в интересах Кочнева А. Н., к администрации г.о. Жигулевск о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Жигулевска предъявил в суд указанное выше исковое заявление, требуя обязать администрацию г.о. Жигулевск предоставить Кочневу А.Н., как лицу, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек.

Согласно доводам иска, прокуратурой г. Жигулевска в ходе проведения проверки исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Кочнев А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте: мать Гетманова Е.А. на основании решения Камышлинского городского суда лишена родительских прав в отношении сына Кочнева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец юридически отсутствует. Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ Кочнев А.Н. принят на учет, его опекунами назначены Кочнев А.Н. и Кочнева Т.Г.. Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ Кочнев А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени Кочнев А.Н. жилым помещением не обеспечен, орган местного самоуправления в лице администрации г.о. Жигулевск имеющиеся перед истцом обязательства не исполнил. Не предоставление органом местного самоуправления жилого помещения нарушает жилищные права Кочнева А.Н.. Обеспечение жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от наличия свободного жилого фонда. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, прокурор просит обязать администрацию г.о. Жигулевск предоставить истцу благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения.

Обращение прокурора в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав и интересов Кочнева А.Н. обусловлено тем, что он относится к категории социально не защищенных граждан, не обладает специальными юридическим знаниями, а также находится в тяжелом материальном положении, в связи с чем, не имеет возможности обратиться за квалифицированной юридической помощью.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> Волкова В.И. заявленные требования поддержал, сославшись на доводы искового заявления.

Истец Кочнев А.Н. заявленные требования поддержал, сославшись на доводы искового заявления.

Представитель ответчика – администрации г.о. Жигулевск Дулгир О.О. в судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись на доводы отзыва на исковое заявление, согласно которому в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Отношения, связанные с однократным предоставлением детям-сиротам жилых помещений регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>».

Правом на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанными выше законами, обладают лица, включенные в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Включение в список осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления.

Администрация городского округа Жигулевск подтверждает, что Кочнев А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, ДД.ММ.ГГГГ.

На ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер Кочнев А.Н. в списке 15. В настоящее время правом на обеспечение жильем обладают 4 ребенка-сироты, включенных в список ранее истца, в отношении которых судебных актов о предоставлении жилья не имеется, в связи с чем, полагает, что при удовлетворении исковых требований будут нарушены права третьих лиц, включенных в список ранее истца.

Учитывая, что судебные акты подлежат исполнению в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением фактически перемещает заявление истца наверх списка, что является формальным нарушением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, и ч. 5 ст.4 Закона.

Согласно ст. 4 Закона администрация городского округа Жигулевск ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляет список, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство социально-демографической и семейной политики <адрес>. Последнее письмо направлено ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительно администрация городского округа Жигулевск ежемесячно предоставляет информацию о количестве неисполненных судебных решениях о предоставлении жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В настоящее время количество состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по городскому округу Жигулевск - 61 человек.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, исключаются из списка в случае: изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для включения в список; выезда на постоянное место жительства за пределы <адрес>.

В связи с тем, что прокурором <адрес> право истца на получение жилого помещение реализуется путем обращения в Жигулевский городской суд с соответствующим иском, исходя из ч. 2 ст. 45, ст. 56 ГПК РФ, полагает, что прокурор должен представить доказательства того, что на дату вынесения судебного акта Орлов Д.Э. имеет постоянное место жительства на территории городского округа Жигулевск (ч.1 ст. 3 Закона), а также доказательства наличия одного из условий, предусмотренных ч. 4 ст. 3 Закона.

Согласно ст. 2 Закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Статьей 10 Закона предусмотрено, что органы государственной власти <адрес> обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с Законом.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Данное положение императивного характера не носит. Свободных помещений муниципального жилищного фонда не имеется. Таким образом, указанные государственные полномочия могут быть реализованы исключительно за счет средств областного бюджета.

Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с Методикой, приведенной в приложении к Закону, и предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

В связи с этим считает утверждение прокурора о том, что администрация городского округа Жигулевск имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объективно необоснованными.

Согласно договорам, заключаемым между министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> и администрацией городского округа Жигулевск, субвенции из областного бюджета на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот предоставляются и расходуются в соответствии с Законом, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , государственной программой <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2020 года».

Указанными документами не предусмотрено осуществление внеочередного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с судебными актами. Таким образом, обеспечение истца жилым помещением в связи с наличием вступившего в силу судебного акта за счет бюджетных средств, предоставленных на обеспечение государственных полномочий, будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, что влечет за собой соответствующие бюджетные меры принуждения, а также возникновение административной и иной ответственности у ответчика (л.д. 43-44).

Представитель третьего лица - Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявления возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку Кочнев А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и будет обеспечен жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение его жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца, и к нецелевому расходованию бюджетных средств (л.д. 62-66).

Выслушав пояснения истца, представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Кочнев А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду доказательствами:

- копией свидетельства о рождении Кочнева А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которого его матерью является Кочнева Е. А., отцом – Кочнев Н. А. (л.д. 35);

- копией справки О ЗАГС <адрес> РФ по Никольскому сельскому <адрес> о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Кочнева Е.А. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала брак с Гетмановым Э.И., присвоила фамилию Гетманова (л.д. 29);

- копией решения Камышловского городского суда от ноября 2004 года о лишении Гетмановой Е.А. родительских прав в отношении сына Кочнева А.Н., 1997 года рождения (л.д. 33-34).

- копией свидетельства о смерти Гетмановой Е.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 32).

Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний опекаемый Кочнев А.Н. принят на учет. С опекунами несовершеннолетнего – Кочневым А.Н. и Кочневой Т.Г. заключен договор о приемной семье на срок по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).

Из представленных выписок из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, справки ГУП <адрес> ЦТИ Жигулевский филиал от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Кочнев А.Н. в собственности жилья не имеет (л.д. 12,13,14,16).

Согласно постановлению администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ Кочнев А.Н., 1997 года рождения, имеющий статус оставшегося без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с составом семьи 1 человек согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лицили интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1, 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ч. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД в <адрес> в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

Статьями 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Ответчик не оспаривает, что Кочнев А.Н. состоит в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающаяся в жилом помещении и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Также ответчиком не оспаривается право Кочнева А.Н. на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда как лица, нуждающегося в жилом помещении и состоящей в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует и администрацией г.о. Жигулевск не оспаривается, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.

Доводы представителя ответчика о том, что в муниципальном жилищном фондег.о. Жигулевскжилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение истцу администрация г.о. Жигулевск не имеет возможности, не могут служить основанием освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенной на него законом обязанности обеспечить истца жильем.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования прокурора г. Жигулевска удовлетворить, поскольку Кочнев А.Н. в настоящее время имеет право на обеспечение со стороны администрации городского округа Жигулевск жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, что нарушает его право на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Доводы ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Жигулевска, предъявленные в интересах Кочнева А. Н., удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Жигулевск предоставить Кочневу А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, на состав семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Жигулевский городской суд.

Судья Жигулевского городского суда подпись Н.А.Сафонова

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Жигулевского городского суда подпись Н.А.Сафонова

2-1471/2016 ~ М-1390/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г.Жигулевска
Кочнев А.Н.
Ответчики
администрация г.о.Жигулевск
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Сафонова Н.А.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
13.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2016Передача материалов судье
18.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2016Подготовка дела (собеседование)
01.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2016Судебное заседание
22.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2016Дело оформлено
10.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее