РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ23 апреля 2013 года Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Рандиной О.В.,
с участием помощника прокурора Екимовой М.Е.,
при секретаре: Шпильной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2108/13 по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к Мамонтову Р.С., Юлчиевой М.М., отделу УФМС России по Самарской области в <адрес> о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с указанным иском к ответчикам, мотивируя тем, что в марте 2013г. Мамонтов Р.Е. осуществил постановку иностранных граждан на миграционный учет, по месту своей регистрации: <адрес>. Указанные действия привели к тому, что по вышеуказанному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания более 40 граждан иностранных государств, в том числе, гражданка <адрес> Юлчиева М.М. Фактически же Юлчиева М.М. по адресу: <адрес>, не проживает, встала на миграционный учет по данному адресу, заведомо зная, что не будет находится в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Юлчиева М.М. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также вносить необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования процессов и направлен на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции. В целях выработки реализации государственной политики в сфере миграции органам государственной власти необходимо получать реальные данные о въезжающих, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства. Необходимость сбора такой информации обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности страны. Истец просит признать постановку иностранного гражданина,Юлчиевой М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>,на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, недействительной и обязать отдел УФМС России по Самарской области в <адрес> снять ее с учета по месту пребывания: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Екимова М.Е. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель Отдела УФМС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался правильно и своевременно.
Ответчики Мамонтов Р.С., Юлчиева М.М. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
В соответствии со ст. 118 ГПК РФ при перемене своего адреса, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду, судебная повестка посылается по последнему известному суду месту жительства адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства прокуратурой <адрес> установлен факт массовой постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания без их фактического проживания там.
Мамонтов Р.Е. в марте 2013 года осуществил постановку иностранных граждан, более 40 человек, на миграционный учет по месту своей регистрации: <адрес>, в том числе и гражданки Юлчиевой М.М., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, уроженки <адрес>.
Фактически Юлчиева М.М. по адресу: <адрес>, не проживает, встала на миграционный учет по данному адресу, заведомо зная, что не будет находится в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания.
В ходе опроса помощником прокурора <адрес> ФИО7, Мамонтов Р.С. пояснил, постоянно проживает по адресу: <адрес>. Данный дом принадлежит его родителям. В доме кроме него и родителей больше никто не проживает. В начале марта 2013 года, по просьбе его знакомого Марата, фамилию которого он не знает, он поставил на миграционный учет по своему месту регистрации ряд иностранных граждан, точное количество которых назвать не может. Лично иностранных граждан не видел, с ними не знаком. Также отметил, что иностранные граждане по указанному адресу не проживают, между ним и иностранными гражданами никогда не было договоренности о том, что они фактически будут проживать по адресу: <адрес>, об их месте нахождения ему ничего не известно (л.д.6 оборот).
Согласно ст. 29.1 Федерального закона РФ №115-ФЗ от 25.07.02 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.06 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Закон №109-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона РФ №109-ФЗ, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
В силу п.6 ч.1 ст. 2 Закона РФ №109-ФЗ учетом иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) является фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п.4 ч.1 названной статьи).
В соответствии со ст. 21 Закона РФ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета при получении от принимающей стороны (гражданина или юридического лица) уведомления о прибытии иностранного гражданина по адресу, где иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся.
К стороне, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Закона РФ №109-ФЗ, относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Юлчиева М.М. встала на миграционный учет по указанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ ее местом пребывания. Сведения о постановке на учет указанного лица по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали.
В действиях отдела УФМС России по Самарской области суд не усматривает нарушения законодательства о миграционном учете иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ, поскольку должностное лицо, принимающее уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проверяет правильность заполнения уведомления, сверяет сведения, указанные в уведомлении о прибытии, с представленными документами, и незамедлительно проставляет отметку о постановке на учет. Знать о намерениях иностранного гражданина проживать или не проживать по заявленному адресу, должностное лицо, принимающее уведомление, не может.
Статья 23 Федерального закона РФ от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В связи с чем, при отсутствии сведений, указанных в п. 23 Федерального закона РФ от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
С учетом выше изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования <адрес> в интересах Российской Федерации к Мамонтову Р.С., Юлчиевой М.М., ДД.ММ.ГГГГ, отделу УФМС России по Самарской области в <адрес> о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать недействительной постановку на учет по месту пребывания: <адрес>, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ иностранного гражданина Юлчиевой М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>.
Обязать отдел УФМС России по Самарской области в <адрес> снять иностранного гражданина Юлчиеву М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> с учета по месту пребывания: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24.04.2013 года.
Председательствующий: подпись О.В. Рандина
Решение вступило в законную силу:
Копия верна:
Судья: /О.В. Рандина /
Секретарь: /Е.Ю. Шпильная /