Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2016 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лобановой Ю.В.,
при секретаре Нахапетян И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1141/16 по административному иску ТСЖ "Магнат" к Главному управлению МЧС России по Самарской области о признании незаконным предписания,
У С Т А Н О В И Л:
ТСЖ "Магнат" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по адрес, ссылаясь на то, что дата в результате внеплановой выездной проверки старшим инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области Ф.Д.Г. юридическому лицу ТСЖ «Магнат - 4» было вынесено несколько предписаний: №.... №.... №.... №... об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. Между тем, ТСЖ «Магнат - 4» полагает, что не является субъектом данного правонарушения, так как кладовые на лестничных клетках вышеуказанных МКД не возводило (не устраивало), данные кладовые возвели (устроили) жильцы (собственники) МКД. Таким образом, нарушения п. 23 (к) Правила №... были допущены физическими лицами - жильцами (собственниками) МКД и они являются надлежащими субъектами данных правонарушений. В связи с этим ТСЖ «Магнат - 4» полагает, что оно не должно нести ответственности и на него не должны возлагаться обязательства по устранению последствий правонарушений допущенных действиями жильцов (собственников) МКД Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным и отменить предписания №..., №..., №..., №... от дата вынесенные в отношении ТСЖ «Магнат - 4» старшим инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области.
В судебном заседании представитель административного истца К.А.В., действующий на основании доверенности, а также председатель ТСЖ "Магнат" заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске, просили их удовлетворить.
Государственный инспектор ГУ МЧС России по Самарской области Д.П.А. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал, считал предписание вынесено в соответствии с законом и компетенцией.
Заслушав пояснения сторон, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от дата № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
По смыслу названной нормы следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что многоквартирными домами, расположенными по адресам: адрес управляет ТСЖ «Магнат - 4».
ТСЖ "Магнат-4" образовано дата является некоммерческой организацией, добровольным объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме (общим имуществом), обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством РФ пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. (п.2.1 Устава).
дата в результате внеплановой выездной проверки старшим инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по адрес Ф.Д.Г. юридическому лицу ТСЖ «Магнат - 4» было вынесено несколько предписаний: №.... №.... №.... №... об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В предписании №... (адрес МКД адрес) указано:
- на лестничных клетках на №... этажах одноподъездного жилого дома устроены кладовые.
В предписании №... (адрес МКД адрес) указано:
на лестничных клетках на №... этажах одноподъездного жилого дома устроены кладовые.
В предписании №... (адрес МКД адрес) указано:
на лестничных клетках на №... подъезда устроены кладовые
на лестничных клетках на 6 №... подъезда устроены кладовые.
на лестничной клетке на №... подъезда устроены кладовые.
В предписании №... (адрес МКД адрес) указано:
на лестничных клетках на №... этажах 1-го подъезда устроены кладовые
на лестничных клетках на №... этажах 2-го подъезда устроены кладовые.
на лестничных клетках на №... этаже 3-го подъезда устроены кладовые.
У ТСЖ «Магнат - 4» было выявлены нарушения п. 23 (к) Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... «О противопожарном режиме», согласно которому на объектах запрещается: устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы» и на ТСЖ «Магнат - 4» была возложена обязанность в срок до дата устранить вышеуказанные нарушения.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 390 правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.п. «а» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата №..., в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 390 руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Однако, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
ТСЖ «Магнат - 4» представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом, которое не вправе распоряжаться имуществом собственников, в данном случае демонтировать металлические межэтажные двери и кладовые принадлежащие другим лицам. Такие действия ТСЖ «Магнат - 4» будут признаны незаконными.
Суд считает, что вынесение в отношении ТСЖ «Магнат - 4» указанного предписания необоснованно, поскольку оно не является субъектом данных правоотношений. Нарушение допущено не в результате деятельности ТСЖ, а в результате действий физических лиц – жильцов данного дома. Связь между установкой дверей, складированием мебели на этажах и действиями ТСЖ «Магнат - 4» административным органом не доказана.
Свидетели М.М.М., М.Ю.И. в судебном заседании пояснили, что являются собственниками квартир в домах, где образовано ТСЖ "Магнат-4". Указали, что все кладовые были оборудованы жильцами дома еще до создания ТСЖ, на общих собраниях было решено не демонтировать указанные кладовые, собственникам, которые пользуются кладовыми были розданы предписания от ТСЖ на устранение кладовых. Свидетель М.Ю.И. указал, что он пользуется такой кладовой, хранит там свои вещи. Свидетель М.М.М. указала, что не возражает против использования кладовых собственниками квартир. Благодаря данным кладовым на данных площадках не собираются наркоманы, нет мусора.
Суд считает, что ТСЖ «Магнат - 4» предприняло все возможные меры, для устранения выявленных нарушений жильцами (собственниками) МКД, а именно: ТСЖ «Магнат - 4» ранее до вышеуказанной проверки раздало жильцам, (собственникам) МКД оборудовавшим кладовые, под роспись предписания с требованиями в срок до дата демонтировать их, однако данные предписания не были исполнены, что подтверждается имеющимися в деле предписаниями.
В компетенцию ТСЖ не входит возлагать на жильцов (собственников) МКД какие-либо штрафы за неисполнение выданных им предписаний.
Также ТСЖ «Магнат-4» провело собрание собственников МКД, поставив на обсуждение вопрос по поводу сноса данных кладовых.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе и принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако собственники МКД на собрании проголосовали против сноса кладовых, что подтверждается имеющимися в деле копиями протоколов общих собраний.
Суд считает, что у ТСЖ отсутствует реальная возможность исполнить данные предписания, по демонтажу кладовых, и считает вышеуказанные требования административного органа являются не исполнимыми.
Таким образом, ответственными за данные нарушения требований пожарной безопасности, являются – жильцы (собственники) дома и положения части 4 статьи 20.4 КоАП РФ позволяют административному органу привлечь за вмененные кооперативу правонарушения граждан, допустивших нарушение требований пожарной безопасности. Представитель истца, а также председатель ТСЖ предоставило суду реестр собственников квартир, которые пользуются кладовыми, пояснили, что окажут сотрудникам МЧС всевозможную помощь для привлечения собственников к административной ответственности за нарушение пожарной безопасности.
На основании изложенного, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования ТСЖ "Магнат-4" о признании незаконным и отмене Предписаний №..., №..., №..., №... от дата вынесенные в отношении ТСЖ «Магнат - 4» старшим инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области.
Кроме того, ГУ МЧС России по Самарской области не лишено возможности обратиться с требованиями об устранении пожарной безопасности в отношении собственников жилых помещений, которые пользуются кладовыми, хранят в них личные вещи.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ТСЖ "Магнат-4" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Предписания №..., №..., №..., №... от дата вынесенные в отношении ТСЖ «Магнат - 4» старшим инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 11 марта 2016 года.
Судья Ю.В.Лобанова