Дело № 12-39/2013
РЕШЕНИЕ
Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Галимьянова Н.Т.,
при секретаре Халиковой О.И.,
с участием помощника прокурора г. Сосногорска РК Матвеевой Т.А.,
а также лица, привлекаемого к административной ответственности - Кудрявцевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 15 апреля 2013 года жалобу Кудрявцевой Т.В. на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
На основании Постановления заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Коми РСВ № <номер обезличен> от <дата обезличена> должностное лицо Кудрявцева Т.В. привлечена к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере <скрытые данные> рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Кудрявцева Т.В. обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что постановление было вынесено с нарушением норм процессуального права, она не была извещена надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, не участвовала при составлении протокола, в связи с чем было нарушено ее право на защиту и предоставление доказательств невиновности. Само постановление она также не получала.
В судебном заседании Кудрявцева Т.В. на доводах жалобы настаивала. Указала, что знала о том, что прокурором г. Сосногорска было возбуждено дело об административном правонарушении в ее отношении, написала заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, однако о дате и времени рассмотрения дела уведомлена не была. Копию постановления не получала ни факсом ни по почте. В <дата обезличена> была вызвана в отдел судебных приставов, где узнала о вынесенном постановлении, с которым не согласна.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении -РСВ в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял. Суд считает возможным рассмотреть жалобу Кудрявцевой Т.В. в отсутствие РСВ.
Помощник прокурора г. Сосногорска Матвеева Т.А. в судебном заседании с доводами жалобы согласилась, полагала, что при рассмотрении постановления прокурора должностным лицом были нарушены требования ст. 25.1 и 29.11 КоАП РФ.
Суд, выслушав Кудрявцеву Т.В., заслушав заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела по жалобе, административный материал, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что <дата обезличена> прокурором города Сосногорска РК АТН вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении Кудрявцевой Т.В., являвшейся на тот момент главой сельского поселения «Малая Пера» по факту ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов. Постановление с материалами проверки было направлено для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию по г. Сосногорску РК, по результатам рассмотрения которых Кудрявцева Т.В. привлечена к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере <скрытые данные> рублей на основании постановления заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции РК № <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Согласно ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленном законом.
Положения ст. 1.6. КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц законом регулируется определенный порядок привлечения к административной ответственности, соблюдение которого обязательно.
На основании ст.28.4. КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Статьей 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, установлены гарантии защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе указывается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); физическому лицу или законному представителю юридического лица предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, а в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5); физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6). Частью 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
Названные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Из изложенного следует, что административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой.
Из изложенного следует, что административный орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу, в составлении протокола и постановления. В случае составления протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен представить доказательства, подтверждающие факт извещения указанного лица, о месте и времени составления протокола и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата обезличена> вынесено в присутствии Кудрявцевой Т.В.
Доказательства извещения административным органом Кудрявцевой Т.В. о месте и времени вынесения постановления в материалах дела не содержится.
Исходя из вышеизложенного следует, что постановление № <номер обезличен> о привлечении Кудрявцевой Т.В. к административной ответственности вынесено заместителем руководителя государственной жилищной инспекции г. Сосногорска РК в отсутствии Кудрявцевой Т.В., ее представителя, не уведомленных надлежащим образом.
Указанное нарушение носит существенный характер, поскольку не обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Постановление, вынесенное с нарушением требований КоАП РФ, нельзя признать допустимым доказательством по делу об административном правонарушении. Следовательно, административным органом была существенно нарушена процедура привлечения Кудрявцевой Т.В. к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Материалами дела установлено, что копия постановления была направлена факсом <дата обезличена>, в деле не имеется расписки, свидетельствующей о получении Кудрявцевой Т.В. копии обжалуемого постановления, в связи с чем, нарушено ее право на обжалование состоявшегося в отношении нее постановления.
П. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании вышеизложенного жалоба Кудрявцевой Т.В. подлежит удовлетворению.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ, привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, судья
решил:
Отменить Постановление заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Коми № <номер обезличен> от <дата обезличена> о привлечении Кудрявцевой Т.В. к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Кудрявцевой Т.В. по ст. 7.22 КоАП РФ.
Судья Н.Т. Галимьянова