О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 сентября 2022 года г.Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е.
при секретаре судебного заседания Осыко Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-499/2022 по административному исковому заявлению прокурора Сызранского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконным бездействия по не устранению нарушений законодательства о социальной защите населения и возложении обязанности обеспечить доступность объекта для инвалидов и людей с ограниченными возможностями передвижения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сызранского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по не устранению нарушений законодательства о социальной защите населения и возложении на администрацию сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области обязанности обеспечить доступность объекта для инвалидов и людей с ограниченными возможностями передвижения, а именно разместить тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м. перед входом в здание администрации с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг по адресу: <адрес>.
Представитель административного истца прокурора Сызранского района Самарской области Николаева С.С. – помощник прокурора Пузравина И.Ю. в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело без её участия и на основании п.1 ч.1 ст.196 КАС РФ оставить административное исковое заявление без рассмотрения (л.д.89).
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области Киселева Н.В. в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело без её участия (л.д.88).
Суд, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре РФ" прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 указанного закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1).
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка (ч. 3 ст. 218 КАС РФ).
Из разъяснений, изложенных в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», следует, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 КАС РФ, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публично-правового спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
В силу п. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 197 ГПК РФ в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения прокурора Сызранского района Самарской области в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением послужили результаты проведенной прокуратурой Сызранского района Самарской области 08.06.2022 на основании приказа прокурора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в здании администрации сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области, что подтверждается актом проверки от 15.06.2022 (л.д.10-14).
В нарушение вышеуказанных норм закона административным истцом в адрес ответчика не вносилось представление об устранении выявленных нарушений, документы в подтверждение указанных обстоятельств суду не представлены.
Имеющееся в материалах дела представление от 07.09.2020, внесенное прокурором Сызранского района Самарской области в адрес Главы с.п.Печерское муниципального района Сызранский ФИО6, которым на него возложена обязанность принять меры по устранению нарушений закона в части обеспечения доступа инвалидов к зданию администрации с.п.Печерское м.р.Сызранский, расположенного по адресу: <адрес>, не является подтверждением соблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования настоящего административного спора, так как внесено в адрес ответчика по результатам иной проверки.
Исходя из установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что административным истцом при подаче настоящего административного искового заявления не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленного Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре РФ" для данной категории административных дел, так как не направлено в адрес административного ответчика администрации сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области предписание об устранении выявленных нарушений, в связи с чем административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 196 - 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
Административное исковое заявление прокурора Сызранского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконным бездействия по не устранению нарушений законодательства о социальной защите населения и возложении обязанности обеспечить доступность объекта для инвалидов и людей с ограниченными возможностями передвижения - оставить без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования административного спора, установленного федеральным законом для данной категории административных дел.
Разъяснить административному истцу прокурору Сызранского района Самарской области, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней со дня его вынесения в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд.
Судья-