Дело 2-158/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья, Республика Карелия 05 мая 2014 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лахденпохского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Хийтольского сельского поселения о понуждении к действию,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лахденпохского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Хийтольского сельского поселения (далее ХСП) о понуждении к действию. Иск мотивирован тем, что прокуратурой Лахденпохского района проведена проверка исполнения администрацией ХСП законодательства, регулирующего вопросы представления нормативных правовых актов органов местного самоуправления для их включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия. В ходе проверки установлено, что администрацией ХСП ДД.ММ.ГГГГ реестры нормативных правовых актов и их тексты, дополнительные сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия №1254 от 29.12.2008, для включения в регистр РК не направлялись. Ссылаясь на положения п. 3, 6 ст. 3, ч. 4 ст. 5, ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 Г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», указали, что не предоставление муниципальных правовых актов в уполномоченный орган для включения в регистр позволяет органам местного самоуправления обойти процедуру проведения антикоррупционной экспертизы и принять муниципальные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что, в свою очередь, может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с чем истец просил: обязать ответчика направить реестры нормативных правовых актов, принятых ДД.ММ.ГГГГ, их тексты и дополнительные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия № 1254 от 29.12.2008, для включения в регистр Республики Карелия в течение 30 дней с момента вступления решения Лахденпохского районного суда РК в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление об увеличении заявленных требований, в котором просили обязать администрацию ХСП направить реестры нормативных правовых актов, принятых за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение хх.хх.хх. дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец – помощник прокурора Лахденпохского района Костина Д.В. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об увеличении исковых требований. Срок для исполнения решения суда просила установить – хх.хх.хх. суток с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика – Администрации ХСП в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном отзыве указали, что не могут исполнить в настоящее время решение суда, так как из Хийтольского сельского поселения Следственным управлением Следственного комитета РФ по РК были изъяты компьютеры, а также журналы регистраций нормативно-правовых актов и папки с оригиналами НПА ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Третье лицо – представитель Министерства юстиции Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Направили отзыв, в котором указали, что заявленные прокурором требования поддерживают. В регистре муниципальных нормативных правовых актов РК имеются сведения о хх.хх.хх. правовых актов ХСП, принятых в период до ДД.ММ.ГГГГ. Информацией о направлении правовых актов ХСП, принятых после ДД.ММ.ГГГГ, Министерство не располагает. При этом из актов, принятых ДД.ММ.ГГГГ, и представленных для включения в Регистр имеются сведения только о хх.хх.хх. решениях Совета ХСП. Правовые акты администрации ХСП или главы ХСП в адрес Министерства либо его правопредшественника ДД.ММ.ГГГГ не представлялись. В результате непредставления муниципальных правовых актов и дополнительных сведений к ним актуальность и достоверность федерального регистра в части нормативных правовых актов органов ХСП, их доступность для граждан и организаций в настоящее время не обеспечена. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что администрацией ХСП в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ реестры нормативных правовых актов и их тексты, дополнительные сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия №1254 от 29.12.2008, для включения в регистр Республики Карелия не направлялись. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В силу ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона Республики Карелия от 29.12.2008 N 1254-ЗРК (ред. от 30.04.2010) "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия" (далее Закон № 1254-ЗРК) (принят ЗС РК 25.12.2008) регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия (далее - регистр) является составной частью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Организация и ведение регистра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия (далее - уполномоченный орган).
В статье 4 Закона № 1254-ЗРК указано, что в регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты (далее - муниципальные акты), в том числе муниципальные акты, изменяющие муниципальный акт в целом или его часть, содержащие положения об отмене, о признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия муниципального акта, признании его недействующим, устанавливающие порядок, сроки вступления в силу муниципального акта в целом или его частей, содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта, а также дополнительные сведения к нему.
Положениями ст.5 Закона № 1254-ЗРК установлено, что органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган в установленном им порядке для включения в регистр муниципальные акты, сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) муниципальных актов, а также дополнительные сведения.
Муниципальные акты, сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) муниципальных актов представляются в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципальных актов, но не позднее 20 дней со дня их принятия.
Дополнительные сведения представляются в течение 15 дней со дня их получения органом местного самоуправления.
Муниципальные акты, представленные для включения в регистр, подлежат правовой экспертизе в течение 30 дней со дня их поступления в уполномоченный орган.
Согласно ч.3 ст.6 Закона № 1254-ЗРК органы местного самоуправления обеспечивают своевременность, полноту и достоверность сведений, представляемых для включения в регистр.
В силу п.3, 6 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер - антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд учитывает, что не представление муниципальных правовых актов в уполномоченный орган для включения в регистр, препятствует проведению антикоррупционной экспертизы, в результате чего могут быть приняты муниципальные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что в свою очередь, может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что они не имеют возможности исполнить решение суда, так как из администрации ХСП изъяты оригиналы НПА и компьютеры. Указанное обстоятельство может являться основанием для отсрочки исполнения решения суда, а не для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Хийтольского сельского поселения направить реестры нормативных правовых актов, принятых за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., их тексты и дополнительные требования, предусмотренные ч.2 ст.4 Закона Республики Карелия № 1254-ЗРК "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия" от 29.12.2008г., в Министерство юстиции Республики Карелия, для включения в регистр Республики Карелия в течение хх.хх.хх. дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено: 12 мая 2014 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев