Дело № 2-301/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Токаревка 24 октября 2018 г.
Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Замараева В.А.
при секретаре Авдюховой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Наталии Николаевны, Астафьева Валерия Николаевича к администрации Чичеринского сельсовета Токаревского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования
установил:
Попова Н.Н. и Астафьев В.Н. обратились в суд с иском к администрации Чичеринского сельсовета Токаревского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования по закону, указывая, что 30.09. 1992 года их отец купил квартиру в колхозе им. <адрес> в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Отец ФИО2 умер в 1994 году. После его смерти в наследство вступила их мать ФИО3, которая умерла в 2005 году. После ее смерти они вступили в наследство. Однако зарегистрировать право собственности на жилой дом не представляется возможным из-за отсутствия правоустанавливающих документов. Кроме того, в договоре купли-продажи жилья в собственность от 30.09.1992 указано, что куплена квартира, а не жилой дом. Поэтому они просят установить факт, что указанная в договоре купли-продажи квартира фактически является жилым домом и признать за ними право собственности на жилой дом общей площадью 55,90 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>..
В судебном заседании истец Попова Н.А., одновременно представляющая интересы истца Астафьева В.Н. свои исковые требования поддержала и пояснила, что в 1983 году ее родителям колхоз <данные изъяты> предоставил для проживания жилой дом. В 1992 году отец выкупил этот дом, а в 1994 году отец умер. В договоре купли-продажи по неизвестной причине указана квартира, хотя это жилой дом. После смерти отца наследство приняла мать, а после ее смерти в 2005 году в наследство вступили она и брат, другие наследники отсутствуют. Оформить свои наследственные права на жилой дом не могут из-за отсутствия на него правоустанавливающих документов, также неточностей имеющихся в договоре купли-продажи.
Представитель ответчика администрации Чичеринского сельсовета Токаревского района Тамбовской области по доверенности Баранова В.В. против удовлетворения исковых требований Поповой Н.Н. и Астафьева В.Н. не возражала.
Истец Астафьев В.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо представитель Межмуниципального отдела по Жердевскому, Мордовскому и Токаревскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1152 ГК РФ для принятия наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Как установлено судом в 1983 году супругам ФИО2 и ФИО3 колхоз им. <адрес> предоставил для проживания жилой дом, расположенный в <адрес>. 30 сентября 1992 года колхоз им. <адрес> продал вышеуказанный жилой дом ФИО2.
Вместе с тем, в договоре купли-продажи указано, что ФИО2 куплена квартира.
Однако, данное обстоятельство опровергается как пояснениями сторон, так и материалами дела.
Так, из технического паспорта следует, что это жилой дом, общей площадью 55,90 кв.м.
Согласно выписке из приложения к постановлению администрации Львовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области № 25 от 15.01.1997 жилому дому присвоен адрес: <адрес>.
Согласно справки администрации Чичеринского сельсовета Токаревского района Тамбовской области жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является жилым домом, собственником строения значится ФИО3.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что квартира, указанная в договоре купли-продажи квартиры от 30 сентября 1992 года, заключенным между колхозом им. <адрес> и ФИО2 фактически является одноэтажным жилым домом, общей площадью 55,90 кв. м, расположенным по адресу: <адрес>.
14 января 1994 года ФИО2 умер.
После его смерти в наследство путем фактического владения вступила его супруга ФИО3, получив ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о праве на наследство по закону на земельную долю.
Свои наследственные права на долю жилого дома, приобретенного в период брака ФИО3, не оформляла.
5 сентября 2005 года ФИО3 умерла.
Ее наследниками по закону являются дочь-Попова Наталия Николаевна и сын Астафьев Валерий Николаевич, которые приняли наследство, получив свидетельства о праве на наследство по закону по 1/2 доле каждый на земельные участки, неполученную пенсию и денежные вклады.
Получить свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом не могут по причине отсутствия на него правоустанавливающих документов и неточностей допущенных при заключении договора купли-продажи дома.
Поскольку наследниками было принято часть наследственного имущества, то исходя из смысла закона, следует считать, что ими принято все причитающиеся им наследство, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 19.09.2018 г. права на спорный жилой дом не зарегистрированы.
Согласно техническому заключению ООО «Архградо», жилой дом по адресу: <адрес> соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам.
Поэтому наследственное имущество в виде жилого дома инвентарный №, общей площадью 55,90 кв.м, площадью для внесения сведений в ЕГРН -58,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. должно перейти к наследникам Поповой Н.Н. и Астафьеву В.Н.
Следовательно, имеются законные основания для признания за истцами право собственности на указанное имущество в порядке наследования по закону.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК, суд
решил:
Исковые требования Поповой Наталии Николаевны и Астафьева Валерия Николаевича удовлетворить.
Установить, что квартира, указанная в договоре купли-продажи квартиры от 30 сентября 1992 года, заключенным между колхозом им. <адрес> и ФИО2 общей площадью 54 кв.м., по адресу: <адрес> фактически является одноэтажным жилым домом, общей площадью 55,90 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать за Поповой Наталией Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Астафьевым Валерием Николаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности в равных долях в порядке наследования по закону на жилой дом инвентарный №, общей площадью 55,90 кв.м, площадью для внесения сведений в ЕГРН -58,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Токаревский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.А.Замараев
Мотивированное решение составлено 25 октября 2018 г.
Судья В.А.Замараев