Дело № 2177/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«02» июня 2015 года г.Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Корнеевой А.Е.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО2, ФИО1 к Управлению социального развития Тамбовской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению социального развития Тамбовской области о взыскании денежной компенсации в размере 66741,12 руб., компенсацию за увольнение до истечения срока предупреждения в размере 46913,81 руб. руб., процентов за несвоевременную выплату денежных средств при увольнении в размере 1938,12 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социального развития Тамбовской области о взыскании денежной компенсации в размере 170133,37 руб. руб., процентов за несовременную выплату денежных средств при увольнении в размере 2448,64 руб., компенсации морального вреда в размере 60 000 рублей, судебных расходов за оформление доверенности в размере 1000 руб.
Определением Октябрьского районного суда г. Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ исковые заявления ФИО2 и ФИО1 объединены в одно производство.
Свои требования истицы мотивировали тем, что во исполнение постановления главы администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти области», в управлении социального развития области была осуществлена процедура увольнения государственных гражданских служащих данного органа исполнительной власти области в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". С ФИО2 и ФИО1 на основании приказов УСР Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 67-к, от ДД.ММ.ГГГГ № – к, были расторгнуты служебные контракты до истечения срока предупреждения их об увольнении в связи с упразднением Управления социального развития Тамбовской области. ФИО2 и ФИО1 были освобождены от замещаемых должностей и уволены с государственной гражданской службы – ДД.ММ.ГГГГ г., о чем в их трудовые книжки внесены соответствующие записи.
При увольнении и до настоящего времени, истицам не был выплачен окончательный расчет, выходное пособие и дополнительная денежная компенсация, исчисленная пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения их об увольнении в связи с упразднением (ликвидацией) управления социального развития Тамбовской области. Также истицы ссылаются на то, что неисполнения ответчиком своих обязанностей причинило им нравственные страдания и повлекло причинение морального вреда.
Истица ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным как в иске, так и в уточненном заявлении.
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, о чем предоставила письменное заявление.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности ФИО4 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и дополнил, что
действиями ответчика его доверительнице ФИО1 были причинены нравственные страдания, выразившиеся в претерпевании ею страха, обиды и разочарования в государственном органе исполнительной власти Тамбовской области, что заставило её ощутить свою беззащитность перед произволом работодателя, от которого она находилась в экономической и административно – правовой зависимости. Также просил учесть, что ФИО1 на протяжении более двух месяцев находилась без средств существования, что крайне негативно отразилось на семейном бюджете, образовалось масса долгов, что губительно сказывается на морально – психологическом климате её семьи.
Представитель ответчика УСР Тамбовской области – по доверенности ФИО5 в суде исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях и пояснил, что прежним начальником управления была нарушена процедура увольнения и необоснованно расторгнут контракт до истечения срока предупреждения об увольнении, что привело к нарушению интересов работодателя, так как было допущено расторжение служебных контрактов более чем с 30 % работников управления. Считает, что инициативное заявление государственного служащего, содержащее просьбу о расторжении служебного контракта до истечения двух месячного срока и не содержащее необходимого и требуемого федеральным законодателем четко выраженного согласия, следует расценивать как заявление о прекращении трудовых отношений по собственному желанию не дающее гражданскому служащему права претендовать на гарантии и компенсации предусмотренные Федеральным законом № – ФЗ. Начальником управления ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № – к «О приостановке действий отдельных положений приказов управления социального развития области об увольнении государственных гражданских служащих и работников управления», которым выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также дополнительной выплаты в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени оставшемуся до истечения срока об увольнении была приостановлена. Требования о выплате процентов являются неправомерными, поскольку денежные компенсации выплате не подлежат. Указывает на отсутствие основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО2, ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В силу ч 3.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части1 настоящей статьи, (отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности); сокращения должностей гражданской службы в государственном органе; упразднением государственного органа) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Из представленных документов следует, что в Управлении социального развития Тамбовской области ФИО2 осуществляла трудовую деятельность на ведущей должности государственной гражданской службы Тамбовской области категории « обеспечивающие специалисты» - ведущий специалист отдела социальных льгот» с ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1 на старшей должности категории специалиста государственной гражданской службы Тамбовской области – «главный специалист – эксперт отдела бухгалтерского учета и отчетности» с ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением главы администрации Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ Управление социального развития <адрес> было упразднено. На основании этого был издан соответствующий приказ Управлением социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – к, с которым истицы были ознакомлены ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании письменных заявлений ФИО2, ФИО1 о расторжении служебного контракта до истечения срока предупреждения и увольнении с ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 был расторгнут контракт на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № – к, а с ФИО1 – на основании приказа № –к от ДД.ММ.ГГГГ и они были освобождены от занимаемой должности и уволены с государственной гражданской службы в связи с упразднением государственного органа по п.8.3 ч.1 ст.39 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Исходя из смысла ст. 31 Федерального закона РФ №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
При этом представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Судом установлено, что расторжение служебных контрактов с истицами до истечения срока предупреждения об увольнении было осуществлено по инициативе самих служащих, которое они выразили в письменных заявлениях. Следовательно, они вправе требовать выплату денежной компенсации как в размере четырех месячного денежного содержания, так и дополнительной компенсации исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, в связи с упразднением управления.
Таким образом, с ответчика подлежат взысканию в пользу ФИО2 денежные средства в размере 104053,93 руб. (за вычетом НДФЛ), в пользу ФИО1 в размере 170133,47 (за вычетом НДФЛ) согласно расчетов представленных ответчиком, который истицами не оспорен.
При этом подлежат взысканию проценты за несвоевременную выплату денежных средств при увольнении в пользу ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения в размере 1745,50 ((104053,93 х 0,000275)х 61 день= 1745,50 ), в пользу ФИО1 - 3150,43 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения, исходя из расчета ((170133,47 х 0,000275) х 62 дня = 2900,78 + 249,66 )
Доводы представителя ответчика о нарушении процедуры увольнения при ликвидации организации являются необоснованными, так как приказ начальника Управления социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № –к с указанием срока (три месяца) предупреждения об увольнении в связи с упразднением управления, в судебном порядке не оспорен и не отменен.
Также несостоятельна ссылка представителя ответчика на письменные заявления истиц о расторжении служебных контрактов до истечения срока, которые следует расценивать как заявление о прекращении трудовых отношений по собственному желанию, поскольку это противоречит требованиям Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в которых прямо предусмотрено право государственных служащих на расторжении контракта и увольнение по основаниям п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона № –ФЗ.
Учитывая специфику государственной гражданской службы, предполагающую необходимость предоставления правовых гарантий государственным гражданским служащим, федеральный законодатель предусмотрел, что порядок рассмотрения служебных споров судом устанавливается федеральным законом (часть 17 статьи 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом судебная защита прав государственных гражданских служащих осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Согласно статье 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом, данная позиция отражена в определении Конституционного суда РФ июня 2011 года N 775-О-О.
Следовательно, приказ начальника Управления социального развития Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № – к «О приостановке действий отдельных положений приказов управления социального развития области об увольнении государственных гражданских служащих и работников управления» противоречит нормам федерального закона и не может являться основанием для освобождения ответчика от выплат денежных компенсаций, предусмотренных для государственных служащих, уволенных в связи с упразднением органа исполнительной власти.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая характер причиненных нравственных страданий, связанных с психотравмирующей ситуацией, созданной отсутствием заработка, оценивая фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, требования разумности и
справедливости, а также степень вины причинителя вреда, учредителем которого является администрация Тамбовской области, финансирование оплаты труда работников управления осуществляется за счет средств бюджета Тамбовской области, суд находит исковые требования о компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению частично – в сумме 1 000 руб. каждой.
В соответствии с ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, с ответчика в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы по оплате оформления доверенности в размере 1000 руб.
Руководствуясь ст.194-199, ст. 212 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 104 053,93 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1745,50 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 170 133,47 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3150,43 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░- ░.░.░░░░░░░░