Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
В составе:
председательствующего судьи Науменко В.М.,
с участием истца ФИО2, её представителя ФИО10, действующего по доверенности,
при секретаре Королевой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2021 года в р.п. Октябрьском Волгоградской области дело по иску ФИО2 к ФИО1 о признании недействительным договора купли - продажи жилого дома и земельного участка, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании недействительным договора купли - продажи жилого дома и земельного участка, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов в обоснование иска указывая следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком, действующей как продавец с одной стороны и ФИО9, истицей ФИО2, действующей за себя и за несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО6, ФИО7, действующими как покупатели, был заключён договор купли – продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по ул. <адрес> Октябрьского района Волгоградской области. Согласно п. 4 договора площадь земельного участка составляет 1200 кв.м. При заключении сделки продавец рассказала истцу о характеристиках объекта, указала на местности границы земельного участка, в том числе пояснила, что в договоре указана реальная площадь земельного участка, а также что на нем располагается здание летней кухни. Через несколько лет после заключения договора у ФИО2 возникла необходимость в проведении межевания земельного участка с целью отграничить его от смежного соседского участка, а поскольку во внесудебном порядке установить границы земельного участка не удалось, она обратилась в суд с иском к соседке ФИО8 об определении границ земельного участка. В удовлетворении её исковых требований решением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано, а встречные исковые требования ФИО8 к ней об определении границ земельного участка были удовлетворены. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции было изменено в части встречных исковых требований – установлены иные границы соседнего земельного участка, расположенного по <адрес>, что уменьшило площадь её земельного участка, а также исключило из состава земельного участка летнюю кухню и скважину. Полагает, что при заключении оспариваемого договора купли – продажи продавец ввела её в заблуждение, поскольку в договоре площадь продаваемого земельного участка составляет 1200 кв.м. Указанные обстоятельства являются существенными и если бы она знала о них при заключении договора, она не стала бы заключать договор, поскольку разрешение споров требует значительных денежных затрат, а результатом рассмотрения спора стало ухудшение земельного участка. Полагая, что поскольку заключение договора купли – продажи обусловлено существенным заблуждением относительно характеристик земельного участка, в том числе его площади, границ и состава имущества, данный договор является недействительным. Поскольку действиями ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся нравственных страданиях из – за возникших споров с соседями, длительных судебных тяжб и неопределенности судьбы земельного участка, просила суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей, а также судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, также показала, что при заключении договора купли – продажи продавцом ей были переданы правоустанавливающие документы, за всеми покупателями зарегистрировано право собственности, в том числе и на земельный участок площадью 1200 кв.м., при продаже имущества межевание земельного участка не было проведено, о чём продавец её уведомила, она самостоятельно по прошествии нескольких лет стала проводить межевание. Поскольку в результате судебных разбирательств её земельный участок уменьшился, просит суд иск удовлетворить.
Представитель истца ФИО10, действующий по доверенности, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена, представила возражения относительно заявленных исковых требований.
Третьи лица ФИО5, действующий за себя а за несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО7, а также третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явились, путём телефонограммы просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований.
Выслушав истицу, её представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. ст. 153, 154 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
При этом согласно ст. ст. 420, 421 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст.ст. 549, 550, 554, 558 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130). Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, действующей как продавец с одной стороны и ФИО9, ФИО2, действующей за себя и за несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО6, ФИО7, действующими как покупатели, был заключён договор купли – продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по <адрес>.
В соответствии с условиями договора, продавец передает, а покупатели принимают жилой дом и земельный участок, расположенные по <адрес>. В соответствии с п. 4 договора, площадь земельного участка составила 1200 кв.м. При этом, как указано в п. 3 договора, земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чём сделана запись регистрации № В договоре имеется указание на стоимость недвижимого имущества, а также на порядок оплаты по договору. Договор подписан сторонами, после чего прошёл государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
При этом, как установлено в судебном заседании, за истицей, а также за иными покупателями зарегистрировано право общей долевой собственности как на жилой дом, так и на земельный участок площадью 1200 кв.м.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исследованный в судебном заседании договор отвечает всем указанным требованиям.
В соответствии со ст. ст. 178, 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел. При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если: сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.; сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные; сторона заблуждается в отношении природы сделки; сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку. Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Между тем, как установлено в судебном заседании, при заключении договора купли – продажи продавец действовал добросовестно, в договоре указаны характеристики как жилого дома, так и земельного участка, о чем, в частности свидетельствует регистрация за сособственниками жилого дома и земельного участка Болотиными права собственности как на жилой дом, так и на земельный участок, площадью именно 1200 кв.м., то есть именно на ту площадь земельного участка, которая была оговорена в договоре.
При этом, как указано истицей в судебном заседании, на момент приобретения указанного недвижимого имущества она знала о том, что границы приобретаемого земельного участка не установлены, поскольку отсутствует межевой план, который она стала составлять через значительный промежуток времени после заключения договора, р чём также указала в иске. То обстоятельство, что границы земельного участка не определены судебным решением по проекту межевания, предложенного истицей, не может являться основанием для признания сделки недействительной, поскольку указанные обстоятельства возникли уже после заключения договора, не были известны и не могли быть известны ответчику на момент заключения договора купли – продажи.
Таким образом, оснований для признания спорного договора недействительным суду со стороны истца не представлено, тогда как в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, ввиду чего в удовлетворении иска надлежит отказать.
Поскольку исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и судебных расходов являются производными от требований о признании договора купли – продажи недействительным, а в отношении данных требований суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, соответственно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований и в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к ФИО1 о признании недействительным договора купли - продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд Волгоградской области.
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года с применением технических средств.
Судья. подпись.
Копия верна.
Судья В.М. Науменко