УИД ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 21 января 2020 года
Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми
в составе судьи Арефьевой Т.Ю.,
при секретаре Гуляевой Т.В.,
с участием истца Ильиновой Е.В.,
представителя ответчика МИФНС России № 5 по Республике Коми Шибаева А.В., по доверенности №... от **.**.**
представителя третьего лица УФНС России по Республике Коми Хомченко С.Т., по доверенности №... от **.**.**
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-58/2020 по иску Ильиновой Елены Валерьевны к Межрайонной ИФНС России № 5 Республики Коми о взыскании отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, расходов за услуги представителя,
установил:
Ильинова Е.В. обратилась в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми с иском к Межрайонной ИФНС России № 5 Республики Коми о взыскании отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и расходов за услуги представителя. В обоснование требований указывает, что **.**.** года на основании приказа №... от **.**.** года она была принята на работу в Межрайонную ИФНС России № 5 по Республике Коми на должность ..., **.**.** года с ней заключен служебный контракт №.... **.**.** году ее заработная плата составила ... руб., в **.**.** году – ... руб. **.**.** года она уволена с занимаемой должности на основании расторжения служебного контракта по своей инициативе. В **.**.** года ей стало известно, что в расчет среднего дневного заработка для отпускных и компенсации при увольнении не включены материальная помощь и премии. Согласно утвержденному графику отпусков на **.**.** год ей был определен отпуск **.**.** за период с **.**.** года. За первую часть отпуска **.**.** на ... календарных дней расчет среднедневной заработной платы по расчетам ответчика за период с **.**.** составил ... руб., из которого отпускные составили ... руб. Вторая часть отпуска с **.**.** на ... календарных дней рассчитана ответчиком из среднедневной заработной платы с **.**.** в размере ... руб., из которой отпускные составили ... руб. Третья часть отпуска с 05**.**.** за ... календарных дня произведена ответчиком из среднедневной заработной платы с **.**.** в размере ... руб., отпускные составили ... руб. Компенсация за ... календарных дней неиспользованного отпуска и среднедневной заработной платы в размере ..., рассчитанной ответчиком с **.**.**, составила ... руб. На основании п.4 ч.1 ст.14,ч.2 ст.50, ч.5 ст.50, ч.10 ст.50, ч.ч.1-3 ст.51, ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.п.8-9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» считает, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем выплаченное ей в период работы **.**.** года материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для расчета отпускных и компенсации за неиспользованные оплачиваемые отпуска. На основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 и расчетных листов она произвела расчет отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск. Согласно ее расчетам за первую часть отпуска с **.**.** в количестве **.**.** дней среднедневная заработная плата с **.**.** при доходе без учета отпускных и больничных листов в размере ... руб. составила ... руб., из которой отпускные составляют ... руб. За вторую часть отпуска с **.**.** ... календарных дней среднедневная заработная плата с **.**.** при доходе без учета отпускных и больничных листов в размере ... руб. составила ... руб., из которой отпускные составляют ... руб. За третью часть отпуска с **.**.** за ... дня среднедневная заработная плата с **.**.** при доходе без учета отпускных и больничных листов в размере ... руб. составила ... руб., из которой отпускные составляют ... руб. Компенсация неиспользованного отпуска за ... календарных дней при среднедневной заработной плате с **.**.** в размере ... руб. составляет ... руб. Общая задолженность по отпускным и компенсации за неиспользованный отпуск составляет ... руб., из которых оплата отпускных - ... руб., компенсация за неиспользованный отпуск – ... руб. Указанную сумму задолженности просит взыскать с ответчика. Также просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере ... руб., которые подтверждаются квитанцией от **.**.** года.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнила, простит взыскать с Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми с учетом Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 562 от 06.09.2007 года, оплату отпуска в размере 36216,14 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 21036,76 руб., денежную компенсацию за задержку выплат в размере 4907, 14 руб. за период просрочки положенных выплат на основании ст.236 Трудового кодекса РФ, компенсацию морального вреда в размере 14000,00 руб. на основании ст.237 Трудового кодекса РФ.
В судебном заседании истец на требованиях настаивает по доводам искового заявления и уточненных требований.
Представитель ответчика МИФНС России № 5 по Республике Коми в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен, ссылаясь на письменные возражения. Суду пояснил, что средства материального стимулирования, которые истец включила в расчет задолженности, поступают сверх средств премии всех фондов за выполнение особо важных и сложных заданий, выплат, полагающихся при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 окладов и материальной помощи в размере одного оклада, поэтому они не входят в фонд оплаты труда государственного служащего и не должны включаться в расчет оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск. С требованиями о взыскании компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда и расходов по оплате услуг представителя не согласен, так как эти требования взаимосвязаны с требованиями о взыскании задолженности оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Представитель третьего лица УФНС России по Республике Коми в судебном заседании с исковыми требованиями и уточненными требованиями не согласен по доводам отзыва на исковое заявление. Суду пояснил, что средства материального стимулирования не должны учитываться при расчете выплат, поскольку они не являются составной частью денежного содержания государственного гражданского служащего, эти выплаты не носят гарантированный характер, направляются сверх сумм, направляемых для выплат должностных окладов и средств для выплат, определенных в ч.2 ст.51 Закона № 79-ФЗ, они не учитываются при формировании фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, при распределении этих сумм ни в одном приказе и порядке их распределения не указано, что они входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего. В удовлетворении требований просит отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании приказа исполняющего обязанности руководителя Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Коми №... от **.**.** года Ильинова Е.В. была принята на работу в отдел камеральных проверок на должность ... постоянно с испытательным сроком на ... месяца.
**.**.** года представителем нанимателя в лице исполняющего обязанности руководителя МИФНС № 5 по Республике Коми на основании приказа от **.**.** года №... года с Ильиновой Е.В. заключен служебный контракт №... о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы в МИФНС № 5 по Республике Коми.
В соответствии с п.9 служебного контракта до вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих денежное содержание гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ Ильиновой Е.В. установлен должностной оклад в размере ... руб. в месяц и ежемесячные выплаты надбавок: за классный чин – нет, за особые условия государственной службы в размере ... процентов должностного оклада, за выслугу лет – нет, ежемесячное денежное поощрение в размере ... должностного оклада, премии по результатам работы.
Пунктом 10 служебного контракта определено, что гражданскому служащему производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также выплачивается материальная помощь.
Приказом исполняющего обязанности начальника МИФНС России № 5 по Республике Коми от **.**.** года №... Ильинова Е.В. переведена постоянно на должность старшего государственного налогового инспектора в отдел камеральных проверок №...
В соответствии с дополнительным соглашением №... от **.**.** года к служебному контракту от **.**.** года №... пункт 9 служебного контракта изложен в следующей редакции: гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере ... руб.; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере ... руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере ... процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере ... процентов этого оклада; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 0 процентов этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций территориального органа ФНС России, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
В соответствии с пунктом 10 служебного контракта от **.**.** года №... в редакции дополнительного соглашения №... от **.**.** года гражданскому государственному служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Порядок и условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, премий и материальной помощи гражданскому служащему устанавливаются руководителем Федеральной налоговой службы.
Дополнительное соглашение №... от **.**.** года подписано и получено Ильиновой Е.В. **.**.**.
В соответствии с дополнительным соглашением №... от **.**.** года пункт 9 служебного контракта от **.**.** года №... изложен в следующей редакции: гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере ... руб.; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере ... руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере ... этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере ... процентов этого оклада; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 0 процентов этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций территориального органа ФНС России, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Дополнительное соглашение №... от **.**.** года подписано и получено Ильиновой Е.В. **.**.** года.
Приказом исполняющего обязанности начальника МИФНС России № 5 по Республике Коми №... от **.**.** года служебный контракт №... от **.**.** года с Ильиновой Е.В. расторгнут на основании личного заявления от **.**.** года, Ильинова Е.В. уволена с гражданской службы по собственной инициативе по п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Пунктом 2 указанного приказа отделу общего обеспечения поручено произвести окончательный расчет и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве ... календарных дней.
С приказом Ильинова Е.В. ознакомлена **.**.** года.
Согласно графику отпусков на **.**.** год, утвержденному начальником МИФНС России № 5 по Республике Коми 13.12.2017 года, старшему государственному налоговому инспектору Ильиновой Е.В. установлен отпуск в количестве ...
Согласно графику отпусков на 2019 год, утвержденному начальником МИФНС России № 5 по Республике Коми 10.12.2018 года, старшему государственному налоговому инспектору Ильиновой Е.В. установлен отпуск в количестве ...
В соответствии с расчетом отпускных ежегодного основного отпуска, произведенного ответчиком, сумма отпускных Ильиновой Е.В. за ... календарных дней составила ... руб.
В расчет отпускных включены оклад за классный чин ... руб., должностной оклад – ... руб., надбавка за особые условия государственной гражданской службы – ... руб., надбавка к окладу за выслугу лет – ... руб., ежемесячное денежное поощрение – ... руб., районный коэффициент – ... руб., северная процентная надбавка – 8109,00 руб., и выплаты, исчисленные в размере 1/12 за 12 календарных месяцев, в том числе, месячная премия за ...
В соответствии с расчетом отпускных ежегодного основного отпуска, произведенного ответчиком, сумма отпускных Ильиновой Е.В. за ... календарных дней составила ... руб.
В расчет отпускных включены оклад за классный чин ... руб., должностной оклад – ... руб., надбавка за особые условия государственной гражданской службы – ... руб., надбавка к окладу за выслугу лет – ... руб., ежемесячное денежное поощрение – ... руб., районный коэффициент – ... руб., северная процентная надбавка – ... руб., и выплаты, исчисленные в размере 1/12 за 12 календарных месяцев, в том числе, месячная премия за ...
В соответствии с расчетом отпускных ежегодного основного отпуска, произведенного ответчиком, сумма отпускных Ильиновой Е.В. за 33 календарных дня составила ... руб.
В расчет отпускных включены оклад за классный чин ... руб., должностной оклад – ... руб., надбавка за особые условия государственной гражданской службы – ... руб., надбавка к окладу за выслугу лет – ... руб., ежемесячное денежное поощрение – ... руб., районный коэффициент – ... руб., северная процентная надбавка – ... руб., и выплаты, исчисленные в размере 1/12 за 12 календарных месяцев, в том числе, месячная премия за ...
Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении за ... календарных дней в соответствии с расчетами ответчика составила ... руб.
В расчет компенсации за неиспользованный отпуск включены оклад за классный чин ... руб., должностной оклад – ... руб., надбавка за особые условия государственной гражданской службы – ...,00 руб., надбавка к окладу за выслугу лет – ... руб., ежемесячное денежное поощрение – ... руб., районный коэффициент – ... руб., северная процентная надбавка – ... руб., и выплаты, исчисленные в размере 1/12 за 12 календарных месяцев, в том числе, месячная премия за ...
Также установлено, что приказами начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми ... о распределении средств федерального бюджета, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, вынесенных в соответствии с приказами УФНС России по Республике Коми о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в Республике Коми от ... приказами Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми о создании комиссии по оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми и распределению средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих инспекции от ... а также на основании протоколов заседания комиссии МИФНС России № 5 по Республике Коми от 17... по рассмотрению результатов оценки эффективности деятельности отделом Инспекции, качества исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей соответственно утверждалось распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих МИФНС России № 5 по Республике Коми за 4 квартал **.**.** года, за 1 квартал **.**.** года, за 2 квартал **.**.** года, за 3 квартал **.**.** года, за 4 квартал **.**.** года и за 1 квартал **.**.** года.
В расчет отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск средства материального стимулирования, выплаченные Ильиновой Е.В. в указанные периоды, ответчик не включил.
Согласно расчетному листку за **.**.** года (л.д.54) Ильиновой Е.В. по коду 057 выплачена разовая премия в размере ....
Согласно расчетному листку за **.**.** года (л.д.55) Ильиновой Е.В. по коду 057 выплачена разовая премия в размере ...
Согласно расчетному листку за **.**.** (л.д.56) Ильиновой Е.В. по коду 057 выплачена разовая премия в размере ...
Согласно расчетному листку за **.**.** (л.д.56) Ильиновой Е.В. по коду 057 выплачена разовая премия в размере ...
Согласно расчетному листку за **.**.** (л.д.58) Ильиновой Е.В. по коду 057 выплачена разовая премия в размере ... руб.
Согласно расчетному листку за **.**.** (л.д.59) Ильиновой Е.В. по коду 057 выплачена разовая премия в размере ....
Согласно справочным расчетам ответчика (л.д.89-92) денежные суммы, выплаченные Ильиновой Е.В. по коду 057, включены в выплаты как материальное стимулирование сверх ФОТ (фонда оплаты труда).
Ответчик считает, что средства материального стимулирования с учетом положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных налоговых органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года№ 90н «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы» не могут быть учтены при расчете оплаты отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск.
Обращаясь с иском в суд, истец указывает на то, что на основании п.4 ч.1 ст.14,ч.2 ст.50, ч.5 ст.50, ч.10 ст.50, ч.ч.1-3 ст.51, ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.п.8-9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В заявлении (л.д.5, том 2) истец указывает, что с учетом Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 562 от 06.09.2007 года, и разъяснений Министерства финансов Российской Федерации, изложенных в письме от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7, средства материального стимулирования входят в состав денежного содержания, фонд оплаты труда формируется за счет средств для выплаты денежного содержания, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, согласно позиции истца средства материального стимулирования, относятся к иным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за счет которых формируется фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч.2 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно ч.5 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с ч.10 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно п.9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с п.1 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила) настоящие Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе, на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (подпункт «а»).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно п.4 Правил для всех составляющих денежного содержания гражданского случая, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяется районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемых отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Таким образом, на основании пунктов 2 и 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются установленные частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего, состоящее из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также иные дополнительные выплаты в виде: ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. При этом премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь при исчислении отпускных рассчитываются в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемых отпуск.
Из указанного также следует, что иные (другие) дополнительные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами, производимые на основании части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ, для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не учитываются.
В соответствии с абз.8 подп. «р» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ Президента от 7 мая 2012 года № 601) Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Абзацем 10 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента от 7 мая 2012 года № 601 Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведения уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличения в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601, Правительством Российской Федерации принимались постановления, предусматривающие в 2018-2019г.г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
В то же время судом установлено, что на основании приказов начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми ... о распределении средств федерального бюджета, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, вынесенных в соответствии с приказами УФНС России по Республике Коми о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в Республике Коми от ... приказами Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми о создании комиссии по оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми и распределению средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих инспекции, а также на основании протоколов заседания комиссии МИФНС России № 5 по Республике Коми по рассмотрению результатов оценки эффективности деятельности отделом Инспекции и качества исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей Ильиновой Е.В. выплачены разовые премии по коду 057 за ...
Исходя из приказов Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми разовые премии выплачены Ильиновой Е.В. из средств федерального бюджета, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих.
Таким образом, суд считает, что указанные средства федерального бюджета направлялись на стимуляцию мотивации государственных гражданских служащих, что соответствует требованиям абзаца 10 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента от 7 мая 2012 года № 601, а не на выплату премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы, установленных п. 5 ч.1 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-Ф, которые согласно расчетным листкам истицы и расчетам ответчика выплачены как месячные премии и приняты для расчета денежного содержания истицы в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Природа выплаченных месячных премий в судебном заседании истицей не опровергается.
Обстоятельства того, что средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, Ильиновой Е.В. не оспариваются и положены в основу доводов, на которых она основывает свои требования к ответчику.
С учетом указанного суд приходит к выводу о том, что выплаченные Ильиновой Е.В. средства материального стимулирования в виде премий по коду 057 относятся к иным (другим) дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
При рассмотрении спора суд находит несостоятельной ссылку Ильиновой Е.В. на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
В письме указывается, что в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Также в письме разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, ...
Анализируя разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ...
Кроме того, суд исходит из того, что постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, утвердившее Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих (в том числе, на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске - подп. «а» п.1 Правил), имеет ...
Ссылка ответчика на Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее - Порядок), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года № 90н, судом также отклоняется исходя из следующего.
Согласно пункту 1 настоящий Порядок устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем, как следует из пункта 1 Порядка настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти".
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" указывается на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с **.**.**
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" указывается, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Вместе с тем, дополнительное материальное стимулирование, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н.
Указанная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2019 года № 34-КГ19-2.
При разрешении спора судом также принимается во внимание решение Верховного Суда РФ, принятое по административному исковому заявлению Ж., который ссылался на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют нормам Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в той части, в которой предусматривают исключение из состава денежного содержания суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Своим решением от 27.11.2019 года № АКПИ19-773 Верховный Суд РФ отказал Ж. в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующим пункта 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств во взаимосвязи с положениями ч.2, ч.5 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пунктов 2 и 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Ильиновой Е.В. о взыскании с ответчика оплаты отпуска в размере 36216,14 руб. и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 21036,76 руб., отказать.
Суд исходит из того, что пунктами 2 и 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих установлен исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, которые определены в частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. В то же время, суммы отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск определены истицей с учетом включения в их расчет средств материального стимулирования, то есть иных дополнительных выплат, производимых на основании ч.10 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, которые в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске
В соответствии со ст.73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, и возмещение морального вреда, причиненного работнику, положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не предусмотрены, в связи с чем в указанной части исковых требований суд применяет нормы Трудового кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В соответствии с ч.1 ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ч.2 ст.237 Трудового кодекса РФ).
С учетом приведенных правовых норм суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Ильиновой Е.В. о взыскании с ответчика денежной компенсации за задержку причитающихся выплат в размере 4907, 14 руб. и компенсации морального вреда в размере 14 000 руб. отказать, поскольку отказ истице в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика оплаты отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск свидетельствует об отсутствии нарушений срока оплаты причитавшихся истице выплат и, соответственно, неправомерности действий ответчика при их оплате.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей (ст.94 ГПК РФ).
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Оснований для удовлетворения требований Ильиновой Е.В. о взыскания расходов по оплате услуг представителя в размере 7000 руб. суд не усматривает, поскольку полный отказ в удовлетворении исковых требований не влечет для ответчика обязанность возмещения понесенных истицей судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ильиновой Елены Валерьевны к Межрайонной ИФНС России № 5 Республики Коми о взыскании отпускных в размере 36216,14 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 21036, 76 руб., денежной компенсации за задержку выплат в размере 4907,14 руб., денежной компенсации морального вреда в размере 14000,00 руб., расходов за услуги представителя в размере 7000,00 руб., - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 24.01.2020г.
Судья Т.Ю. Арефьева