№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 07 июля 2021 года
Омутинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Оглоблиной Т.А.,
при секретаре Полонкоевой Х.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента агропромышленного комплекса <адрес> к Койносову Дмитрию Сергеевичу о взыскании излишне полученной социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
Департамент агропромышленного комплекса <адрес> обратился в суд с иском к Койносову Д.С. о взыскании излишне полученной социальной выплаты. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом АПК, Администрацией Юргинского муниципального района и Койносовым Д.С. заключен договор об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» от 31.08.2020г. № (далее - Договор).
В соответствии с требованиями указанного договора Койносов Д.С. обязался использовать социальную выплату на строительство жилого помещения (п. 2.1.1); оформить построенное жилое помещение в общую собственность всех членов семьи гражданина, указанных в свидетельстве, в течение одного года со дня выдачи свидетельства (п. 2.1.2); осуществлять не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты трудовую или предпринимательскую деятельность на сельской территории, в которой было построено жилье за счет средств социальной выплаты (п. ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Департамента АПК и договором, Койносову Д.С. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилого дома площадью 72 кв.м на состав семьи из 4 человек в размере 1 046 670,91 рублей.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ социальная выплата в размере 1 046670,91 рублей была перечислена на расчетный счет Койносова Д.С..
21.01.2021г. Койносовым Д.С. было зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 72,8 кв.м.
Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, площадь жилого дома, к которому осуществлялось пристраивание жилого помещения, составляла 36,2 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ площадь индивидуального жилого дома с учетом пристроя составила 72,8 кв.м, площадь пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому составила 36,6 кв. метров.
В связи с тем, что Койносовым Д.С. осуществлено пристраивание жилого помещения площадью в размере 36,6 кв.м, размер причитающейся Койносову Д.С. социальной выплаты должен быть уменьшен исходя из размера пристраиваемого жилого помещения, на строительство которого направлялась социальная выплата.
Получатель социальной выплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления производит возврат денежных средств в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о пересчете социальной выплаты.
В случае невозврата денежных средств в установленный срок уполномоченный орган взыскивает с гражданина денежные средства в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После завершения Койносовым Д.С. строительства и регистрации права собственности на построенное жилое помещение орган местного самоуправления направил в Департамент АПК в порядке, установленном абз. 5 п. 4.12 Положения №-п, письмо «О перерасчете социальной выплаты» от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением необходимых документов.
На основании указанного письма, Койносову Д.С. произведен пересчет социальной выплаты, в соответствии с которым размер причитающейся социальной выплаты, исходя из площади пристроенного жилого помещения, составил 532057,71 рублей. Размер излишне полученной социальной выплаты составил 514 613,2 рублей, которая подлежит возврату в областной бюджет в связи с пересчетом социальной выплаты (расчет прилагается).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Койносова Д.С. было направлено уведомление о пересчете социальной выплаты и необходимости возврата части социальной выплаты в областной бюджет от ДД.ММ.ГГГГ №а/1091-21. До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Просят суд взыскать с Койносова Д.С. в пользу Департамента агропромышленного комплекса, излишне полученную социальную выплату в размере 514 613,2 рублей.
В судебном заседании представитель Департамента агропромышленного комплекса <адрес> Бабушкина Л.М. поддержала заявленные требования в полном объеме, по указанным в иске основаниям.
Ответчик Койносов Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, в телефонограмме просит о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика Ковалев М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требованиях по основаниям, изложенным в возражениях, а также письменном объяснении.
Представитель третьего лица Администрации Юргинского муниципального района <адрес> Мадина Д.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Третье лицо Койносова Е.Г. в судебном заседании показала, что с заявленными требованиями не согласна, поскольку ими все условия договора соблюдены, социальная выплата полностью направлена на оплату подрядных работ в соответствии с целевым назначением.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Юргинского муниципального района обратился Койносов Д.С. с заявлением о включении его и членов его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В установленном порядке Койносов Д.С. с членами своей семьи (четыре человека) был включен в состав участников программы приказом Департамента АПК от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении сводных списков граждан - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на очередной финансовый 2020 год и на плановый период» (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-п) и утвержден в списке участников на финансовый 2020 год.
При подаче и подписании заявления на включение в списки в состав участников программы от ДД.ММ.ГГГГ Койносов Д.С. в заявлении подтвердил, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ознакомлен и обязуется их выполнять.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного приказа между Департаментом АПК, Администрацией Юргинского муниципального района и Койносовым Д.С. был заключен договор об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Договор).
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом АПК, Администрацией Юргинского муниципального района <адрес>, Койносовым Д.С. был заключён договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты (далее Договор), предметом которого является реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (молодых специалистов) в рамках Федеральной целевой программы «Комплексное развитие сельских территорий утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, путём предоставления социальных выплат за счёт средств федерального, областного и местного бюджетов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральной целевой программе «Комплексное развитие сельских территорий».
Из Договора следует, что социальная выплата получателю предоставляется Администрацией на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчётная стоимость строительства жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет 1495244,16 рубля. Размер социальной выплаты составляет 1046670,91 рублей. Размер средств, выделяемых в форме социальной выплаты из средств федерального бюджета, составляет 40516,59 рублей; размер средств, выделяемых за счет средств областного бюджета, составляет 1006154,32 рублей. Оставшийся размер средств расчетной стоимости строительства жилья в сумме 448573,25 рубля 25 копеек должен быть привлечен гражданином.
В разделе № Договора определены права, обязанности и ответственность сторон договора.
Так, получатель социальной выплаты обязуется использовать социальную выплату на строительство жилого помещения в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом построенное жилое помещение должно быть: а) пригодным для проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учётной норме площади жилого помещения в расчёте на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления. <адрес> жилого помещения должна составлять не менее 60 кв.м.
В соответствии с требованиями указанного Договора Койносов Д.С. обязался использовать социальную выплату на строительство жилого помещения (п. 2.1.1); оформить построенное жилое помещение в общую собственность всех членов семьи гражданина, указанных в свидетельстве, в течение одного года со дня выдачи свидетельства (п. 2.1.2); осуществлять не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты трудовую или предпринимательскую деятельность на сельской территории, в которой было построено жилье за счет средств социальной выплаты (п. ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 1.6 Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат гражданам, проживающим на сельских территориях, - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее – Положение №-п), одним из условий предоставления социальных выплат является наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья сверх установленного размере общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.
Размер социальной выплаты, получаемой в рамках реализации мероприятий государственной программы составляет 70 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Пунктом 1.14 Положения №-п, п. 15 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, установленным в приложении № к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № далее – Положение №), установлена расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, которая определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на сельских территориях в границах <адрес>, утвержденной уполномоченным органом на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по <адрес>, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на I квартал очередного финансового года.
Стоимость 1 кв.м общей площади жилья, используемая для расчета социальной выплаты по <адрес>, утверждена приказом Департамента агропромышленного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на сельских территориях в границах <адрес> для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан - участников государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020 год» и составляет 20767,28 рублей.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ социальная выплата в размере 1 046670,91 рублей была перечислена на расчетный счет Койносова Д.С., открытый в кредитной организации.
Согласно пункту 4.3.1 Положения №-п, кредитная организация социальные выплаты с банковского счета гражданина по распоряжению гражданина перечисляет исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома для гражданина.
В установленном порядке, денежные средства в размере 1 046 670,91 рублей платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ были перечислены кредитной организацией на счет подрядчика ИП Налобина Е.Н. по договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство жилого пристроя к дому, расположенному по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 10 Положения №, пункту 1.9 Положения №-п, в случае пристраивания жилого помещения к имеющемуся жилому дому общая площадь жилого дома с учетом пристраиваемого жилого помещения не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 17 Положения №, пунктом 1.15 Положения №-п в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным органом, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
В случае если общая площадь построенного (приобретенного) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади жилья.
В связи с тем, что Койносовым Д.С. осуществлено пристраивание жилого помещения площадью в размере 36,6 кв.м, размер причитающейся Койносову Д.С. социальной выплаты должен быть уменьшен исходя из размера пристраиваемого жилого помещения, на строительство которого направлялась социальная выплата.
В соответствии с пунктом 4.12 Положения №-п в случаях, требующих пересчета социальной выплаты, орган местного самоуправления в течение срока, указанного в абзаце втором пункта 4.4 Положения №-п, направляет в уполномоченный орган письмо о необходимости проведения пересчета с приложением копий документов, являющихся основанием для осуществления пересчета: акта обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), схемы строительства жилого дома (пристраиваемого жилого помещения) - при строительстве жилого дома (пристраивании жилого помещения).
В случае возникновения необходимости пересчета социальной выплаты, после регистрации права собственности на построенное жилое помещение дополнительно к указанным документам представляется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая право собственности на построенное жилое помещение.
Согласно абзацам 6 - 9 пункта 4.12 Положения №-п, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления письма от органа местного самоуправления издает приказ о пересчете социальной выплаты и в течение трех рабочих дней со дня издания приказа направляет заверенную копию приказа в кредитную организацию при наличии средств социальной выплаты на счете получателя и соответствующий орган местного самоуправления.
В случае пересчета социальной выплаты после регистрации права собственности на построенное жилое помещение уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа о пересчете социальной выплаты направляет гражданину уведомление о пересчете социальной выплаты и необходимости возврата части социальной выплаты в областной бюджет с указанием платежных реквизитов.
Получатель социальной выплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления производит возврат денежных средств в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о пересчете социальной выплаты.
В случае невозврата денежных средств в установленный срок уполномоченный орган взыскивает с гражданина денежные средства в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После завершения Койносовым Д.С. строительства и регистрации права собственности на построенное жилое помещение орган местного самоуправления направил в Департамент АПК в порядке, установленном абз. 5 пункта 4.12 Положения №-п, письмо «О перерасчете социальной выплаты» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Департамент агропромышленного комплекса произвел пересчет социальной выплаты Койносову Д.С., в соответствии с которым размер причитающейся социальной выплаты, исходя из площади пристроенного жилого помещения, составил 532057,71 рублей. Размер излишне полученной социальной выплаты составил 514 613,2 рублей, которая подлежит возврату в областной бюджет в связи с пересчетом социальной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Положения №-п, пункта ДД.ММ.ГГГГ договора Департаментом АПК в адрес Койносова Д.С. было направлено уведомление о пересчете социальной выплаты и необходимости возврата части социальной выплаты в областной бюджет от ДД.ММ.ГГГГ №а/1091-21 с приложением копии приказа о пересчете. На момент рассмотрения дела в суде денежные средства не возвращены.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку ответчиком не соблюдены условия договора, то истец обратился в суд с иском о взыскании с Койносова Д.С. излишне представленной социальной выплаты в размере 514 613,2 рублей.
Суд, исследовав все доказательства представленные сторонами, приходит к выводу, что требования Департамента агропромышленного комплекса подлежат удовлетворению и с Койносова Д.С. подлежит взысканию сумма в размере 514 613,2 рублей, поскольку ответчиком не выполнены условия вышеуказанного договора от ДД.ММ.ГГГГ – Койносов Д.С. осуществил пристраивание жилого помещения площадью 36,6 кв.м., следовательно, размер причитающейся Койносову Д.С. социальной выплаты, должен быть уменьшен исходя из размера пристраиваемого жилого помещения, на строительство которого направлялась социальная выплата, а также добровольно излишне представленную социальную выплату не возвратил.
На основании ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Юргинского муниципального района <адрес> в размере 8346 рублей 13 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск Департамента агропромышленного комплекса <адрес> к Койносову Дмитрию Сергеевичу о взыскании излишне полученной социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Койносова Дмитрия Сергеевича в пользу Департамента агропромышленного комплекса <адрес> излишне полученную социальную выплату в размере 514 613 рублей 20 копеек.
Взыскать с Койносова Дмитрия Сергеевича государственную пошлину в доход бюджета Юргинского муниципального района <адрес> в размере 8 346 рублей 13 копеек.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Омутинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - Т.А.Оглоблина