Дело № 2-1114\2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Пермь 18 сентября 2018 года
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при секретаре Насртдиновой А.Р.,
с участием истца Зотова Е.В.,
представителя ответчика Жаворонковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зотова Е.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми о назначении страховой части пенсии, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Зотова Е.В. обратилась в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой части пенсии по старости. Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия страхового стажа 8 лет. При этом в страховой стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ. она внесла страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ., также ею были уплачены взносы за ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик сообщил, что сведения об уплате страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ. будут разнесены на лицевой счет до ДД.ММ.ГГГГ
С учетом изложенного истец просила включить в стаж период работы в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ., назначить страховую часть пенсии с ДД.ММ.ГГГГ взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми компенсацию морального вреда 5 000 руб.
Истец Зотова Е.В. в судебном заседании пояснила, что спорный период ей включили, пенсию назначили, однако не с даты обращения, а позднее, в связи с чем она требование о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ., не поддерживает, однако в остальной части требования поддерживает, просит назначить пенсию со дня обращения и взыскать компенсацию морального вреда.
Представитель ответчика Жаворонкова Л.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, указывая, что уплата истцом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ с нарушением установленного срока, что не позволила учесть их при обращении истца для назначения пенсии, поскольку данными сведениями Управление не располагало.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости в 2017г. имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 8 лет и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 11,4.
Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего по 31.12.2016г., главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ч.2 ст.16 указанного ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 430 НК РФ предусмотрено, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу ч.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом расчетным периодом признается календарный год (ч.1 ст.423 НК РФ).
В соответствии с ч.3 ст.13 ФЗ «О страховых пенсиях», п.50 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что Зотова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ. является получателем пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
ДД.ММ.ГГГГ Зотова Е.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми с заявлением о назначении страховой части страховой пенсии по старости по п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми вынесло решение о приостановлении срока рассмотрения заявления № в связи с запросом дополнительных документов по уплате страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ. до завершения проверки (л.д.14).
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении страховой пенсии по старости с 28.08.2017г. отказано ввиду отсутствия требуемого страхового стажа 8 лет. Страховой стаж рассчитан продолжительностью 07 лет 10 месяцев, не включены периоды работы в крестьянском фермерском хозяйстве с 20.05.2016г. по 28.09.2017г. При этом в протоколе указано, что с ДД.ММ.ГГГГ. истец внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого она является. Согласно выписки из лицевого счета за период с ДД.ММ.ГГГГ., полученной из ИФНС России по <адрес>, уплата страховых взносов за 2016г. произведена заявительницей лишь ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем сведения об уплате за ДД.ММ.ГГГГ будут разнесены на лицевой счет Зотова Е.В. в 2018г. до 1 марта (л.д.6-7).
Не согласившись с данным решением, истец обратилась в ОПФР по <адрес>, в ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ. истцу направлено письмо, в котором разъяснено, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ. не включен в подсчет страхового стажа, поскольку уплата страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ. произведена ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.28-30).
ДД.ММ.ГГГГ. Зотова Е.В. вновь обратилась в Управление с заявлением о назначении страховой части страховой пенсии по старости.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Зотова Е.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа 8 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента 11,4.
Как следует из выписки из лицевого счета, ДД.ММ.ГГГГ. Зотова Е.В. уплатила страховой взнос на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ. она уплатила страховой взнос на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ решением Управления ПФР в <адрес> № Зотова Е.В. назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.55). При этом в страховой стаж истца включен период работы главой крестьянского фермерского хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что как на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, так и на дату принятия решения ДД.ММ.ГГГГ. Зотова Е.В. уплатила страховые взносы за период ее работы в крестьянском фермерском хозяйстве и Управление располагало сведениями об этом. При условии включения указанного периода работы в страховой стаж его продолжительность составил более 8 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент истца составлял более 11,4. При таких обстоятельствах суд находит требование Зотова Е.В. о назначении страховой части пенсии с момента возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Разрешая требования истца в части взыскания компенсации морального вреда, суд не усматривает оснований для их удовлетворения.
В силу ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и ст.151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Положения ст.150 ГК РФ к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство.
Согласно п.2 ст.1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Право на пенсионное обеспечение является имущественным правом гражданина с учетом положений ст. ст. 7, 39 Конституции РФ и Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях», положения которого не предусматривают компенсацию морального вреда как вид ответственности за нарушение пенсионных прав.
Как разъяснено в п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии " поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п.2 ст.1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
С учетом изложенного предусмотренных законом оснований для взыскания с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми назначить Зотова Е.В. страховую часть пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении требований Зотова Е.В. о компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено 08.10.2018г.