дело № 12-7/2018
РЕШЕНИЕ
06 февраля 2018 года г. Медвежьегорск
Республика Карелия
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Ерохова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» на постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05.12.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ,
установил:
указанным постановлением ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (далее по тексту: ФБУ «Администрация «Беломорканал», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
ФБУ «Администрация «Беломорканал» с постановлением не согласно, в жалобе ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Учреждения состава административного правонарушения. Указывает, что Учреждением были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Отсутствие на момент проверки в октябре 2017 аттестации сил обеспечения транспортной безопасности обусловлено наличием объективных причин, связанных с отсутствием органа аттестации в регионе, и в связи с этим обращениями за получением разъяснений по сбору и заполнению необходимых для аттестации документов, длительностью процедуры оформления документов и прохождения аттестации. С декабря 2016 Учреждением велась работа по обоснованию стоимости Контрактов на проведение повышения квалификации (обучения) лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и на проведение аттестации. Объем необходимого на эти цели финансирования был включен в План финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2017 год. С января по март 2017 Учреждением осуществлялся сбор необходимых для проведения аттестации документов, предусмотренных Приказом Минтранса РФ от 03.11.2014 № 325, в том числе справок о судимости граждан, получение которых занимает не менее 40 дней. При сборе документов возникла необходимость замены паспортов у 8 работников - граждан РФ. В апреле 2017 состоялся электронный аукцион по обучению лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, после чего в период с 10 по 31 мая 2017 учебным центром Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» было проведено обучение работников по установленным программам. В связи с отсутствием в регионе органа аттестации и аттестующих организаций, в целях выезда представителей органа аттестации в Медвежьегорск для проведения аттестации на месте, Учреждение подготовило полный комплект документов на подлежащих аттестации 28 работников, закупило моноблоки, видеокамеры, организовало класс для сдачи аттестации. 29.08.2017 Учреждение направило документы на рассмотрение в орган аттестации, однако отсутствие разъяснений по заполнению необходимых документов привело к отказу в приеме направленных документов в связи с некорректным заполнением работниками анкет. Повторно документы направлены в орган аттестации 31.10.2017. 29.11.2017 ФБУ «Служба морской безопасности» допустило к аттестации работников Учреждения. 05.12.2017 Учреждение заключило контракт по аттестации работников сроком исполнения до 29.12.2017, после чего аттестация ответственными работниками пройдена. С учетом принятых мер по соблюдению требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, вина Учреждения в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ отсутствует.
В судебном заседании представители Учреждения по доверенностям Румаков О.А. и Турбал С.В. доводы жалобы поддержали. Дополнили, что с апреля 2016 велась планомерная скрупулезная работа, направленная на соблюдение требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. ФБУ «Администрация Беломорканал» категорию объекта транспортной инфраструктуры получило 16.09.2016. Со 02.08.2016 вступили в законную силу новые «Требования по обеспечению транспортной безопасности», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678. Подзаконные нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения аттестации, в том числе административный регламент, отсутствовали. Законодательством не определена форма медицинского заключения, подтверждающего соответствие кадрового состава требованиям ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», «Служба морской безопасности» только в августе 2017 года согласилась на предоставление медицинских справок без указания в них заключений по психическим заболеваниям, алкоголизма и наркомании. Будучи изначально заинтересованным в соблюдении требований законодательства и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, Учреждение неоднократно обращалось за разъяснениями в органы внутренних дел, Службу морской безопасности по вопросам сбора необходимых документов и их заполнения. Финансовые средства для прохождения аттестации были своевременно заложены в бюджет 2017. Учитывая финансирование Учреждения из средств федерального бюджета, исходя из требований Федерального закона РФ от 25.04.2013 № 44-ФЗ, соблюдение порядка прохождения аттестации потребовало значительных временных затрат, включая проведение электронных аукционов по заключению контрактов на обучение работников и закупку электронной техники для оборудования класса для проведения аттестации. Реальная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствовала, поскольку работники сил обеспечения транспортной безопасности имели необходимые знания и опыт работы, с выходом приказа МВД России от 21.12.2015 № 1203 в Учреждении в августе и октябре 2016 была проведена проверка допуска лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности ЛО МВД России на транспорте; все работники, связанные с обеспечением транспортной безопасности, прошли проверку на предмет соответствия занимаемым должностям.
Карельский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении жалобы в свое отсутствие. В отзыве на жалобу полагает постановление законным, а жалобу не обоснованной. Указывает, что правовой механизм проведения аттестации сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности был разработан и фактически возник с 28.08.2016. Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 № 172. Приказом Росморречфлота от 17.06.2016 № 76, вступившим в силу 28.08.2016, ФБУ «Служба морской безопасности» наделена полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте. На официальном сайте Росморречфлота опубликован реестр органов аттестации, первые свидетельства об аттестации, согласно размещенному на сайте реестру, были выданы 28.12.2016. Учреждение, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для проведения аттестации, однако мер по соблюдению требований законодательства в указанной сфере не выполнило.
Представитель УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора не явился, надлежаще извещен. В отзыве указывает, что Учреждение является субъектом транспортной инфраструктуры, эксплуатирует 20 объектов – комплексов судоходных гидротехнических сооружений, в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» несет ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности. В силу п. 8 ч. 1 указанного Федерального закона, лица, не прошедшие подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, не вправе выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, под которой п. 10 ст. 1 данного закона понимает состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Отсутствие административного регламента по оказанию государственной услуги по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности не является основанием для неисполнения обязанности по аттестации, с 2016 процесс проведения аттестации урегулирован, и фактически аттестация проводится. При назначении в сентябре-октябре 2016 сотрудников на должности сил обеспечения транспортной безопасности основные документы, необходимые для аттестации, представлены не были, фактически сбор документов Учреждение стало осуществлять с января 2017, запрос на проведение аттестации впервые направлен Учреждением 29.08.2017 спустя 11 месяцев после назначения работников. Доказательств своевременного прохождения аттестации и принятия всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства Учреждением не представлено, в связи с чем доводы жалобы об отсутствии вины являются несостоятельными. Правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку существовала угроза охраняемым общественным отношениям.
Заслушав представителей юридического лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу п. 8. ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности" работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 1.3 ст. 1 указанного Федерального закона, аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - это установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ).
В соответствии с подп. 11, 12 п. 5 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 678, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: проверять силы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры из числа работников субъекта транспортной инфраструктуры с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности", и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие положениям, предусмотренным частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности"; обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности". К работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Таким образом, субъекты транспортной инфраструктуры имеют обязанность по обеспечению прохождения сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности аттестации и несут ответственность за допуск к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, лиц, не прошедших соответствующую аттестацию.
Как следует из постановления от 05.12.2017 № 816/АП-07/2017, основанием привлечения ФБУ «Администрация Беломорканал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что 23.10.2017 по юридическому адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, д. 26, ФБУ «Администрация Беломорканал», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, эксплуатируя 20 объектов – комплексов судоходных гидротехнических сооружений, в нарушение ст. 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности, подп. 11 п. 5 «Требований», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678, не исполнила установленную законом обязанность по прохождению сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности аттестации в установленном законом порядке.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что 16.09.2016 ФБУ «Администрация Беломорканал» получило категорию объекта транспортной инфраструктуры (уведомление Росморречфлота от 15.09.2016 № УТБ-3-1/2274). До указанной даты 21.04.2016 ФБУ «Администрация «Беломорканал» представила в ФБУ «Служба морской безопасности» сведения о количестве сил обеспечения транспортной безопасности Учреждения, письмом от 25.05.2016 информировало ФБУ «Служба морской безопасности» об отсутствии свободных помещений и технической возможности по оснащению кабинетов системами видеонаблюдения и звукозаписи для проведения аттестационных мероприятий. 13.07.2016 направило запрос в Росморречфлот, на что получило разъяснения о наделении «Службы морской безопасности» приказом от 16.06.2016 № 76 полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте.
С принятием новых Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678, и признанием Учреждения субъектом транспортной инфраструктуры, Приказами ФБУ «Администрация «Беломорканал» от 16.09.2016 № 216/1, 31.10.2017 № 363 назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в Учреждении, приказами от 11.10.2016 № 270а и от 10.10.2016 № 39/1 назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в Повенецком РГС и Сосновецком РГС соответственно.
Согласно Уставу, ФБУ «Администрация «Беломорканал» финансируется из федерального бюджета. В соответствии с распоряжением руководителя Учреждения от 28.11.2016 № 479, в декабре 2016 Учреждением сформирована и направлена заявка на предоставление субсидии на финансовое обеспечение государственного задания Службы транспортной безопасности на 2017 год, в том числе на финансирование обучения лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и их аттестации.
По итогам состоявшегося 25.04.2017 электронного аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2013 № 44-ФЗ Учреждение 10.05.2017 заключило с ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» контракт по обучению на курсах повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте и на объекте транспортной инфраструктуры.
28.04.2017 Учреждение направило в ФБУ «Службу морской безопасности» письмо № 12/981 по вопросу обоснования стоимости услуги по проведению выездной аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. В ответ на данное обращение письмом от 03.05.2017 № 745 ФБУ «Служба морской безопасности» информировало о необходимости оборудовать соответствующее помещение для проведения аттестации техническими средствами согласно предъявляемым требованиям, включая средства аудио-видеофиксации и оснащение 10 рабочих мест на базе персональных компьютеров с установленными требованиями характеристиками и программным обеспечением с доступом одного из рабочих мест в сеть «Интернет».
03.05.2017 Учреждение направило заявку в Северо-Западный филиал ФГУП «УВО Минтранса» о проведении курсов повышения квалификации для лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности.
Одновременно Учреждением проводилась работа по сбору документов, необходимых для допуска ответственных работников к прохождению аттестации. Как усматривается из материалов дела, данная работа проводилась Учреждением с 2016 года, о чем свидетельствуют письменные обращения ФБУ «Администрация Беломорканал» в Линейный отдел МВД России на транспорте от 29.07.2016 № 12/1719, от 26.08.2016 № 12/1911 о проведении проверки и выдаче заключений по допуску лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и соответствующие заключения органа внутренних дел от 30.08.2016 № 3924, от 18.10.2016 № 4584. Учреждение 06.06.2017 и 05.10.2017 представило в ОМВД России по Медвежьегорскому району Список ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности для проведения проверки и получения заключения о допуске к выполнению работ (заключения № 5671 от 07.07.2017, № 8603 от 20.10.2017 получены). В период марта-августа 2017 на ответственных работников были получены справки ИЦ МВД об отсутствии привлечения к административной ответственности по ст. 6.9, ч. 2 и ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ. Работниками представлены Учреждению удостоверения о повышении квалификации, пройденной в период 10.05.2017-23.05.2017 в УВО Минтранса.
Исследованные материалы свидетельствуют о том, что на момент проводимой Карельской транспортной прокуратурой проверки (05.10.2017-23.10.2017), Учреждение, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, принимало все зависящие от него меры, направленные на соблюдение положений ст. 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности, п.п. 11 п. 5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности». Указанные меры в конечном итоге привели к прохождению всеми сотрудниками, ответственными за обеспечение транспортной безопасности, аттестации. С учетом требований нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, времени, необходимого для прохождения необходимых процедур и сбора документов, учитывая правовой статус Учреждения, судья приходит к выводу, что на момент проводимой Прокурором проверки нормативные требования не были исполнены ФБУ «Администрация «Беломорканал» в силу объективных причин по независящим от юридического лица обстоятельствам. Установленные обстоятельства исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не позволяют сделать вывод о наличии в действиях ФБУ «Администрация Беломорканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05.12.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ФБУ «Администрация Беломорканал» отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Л.А. Ерохова