28 февраля 2013 г. г. Томск
Судья Томского областного суда Антонов С.М., рассмотрев дело по протесту прокурора Томской транспортной прокуратуры Деткова В.П. на определение Главного государственного санитарного врача по Западно-Сибирской железной дороге – начальника Западно-Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 22.10.2012 № 21 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 15.01.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
определением Главного государственного санитарного врача по Западно-Сибирской железной дороге – начальника Западно-Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 22.10.2012 № 21 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя М. от 18.09.2012 возвращено в Томскую транспортную прокуратуру.
Решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 15.01.2013 вышеуказанное определение оставлено без изменения.
В протесте прокурор Томской транспортной прокуратуры Детков В.П. просит решение отменить, дело в отношении М. направить на новое рассмотрение. В обоснование протеста указал, что акты обследования киосков от 30.08.2012, от 03.09.2012 не могут и не должны соответствовать требованиям ст. 27.8 КоАП РФ, поскольку прокурор и прокурорские работники не уполномочены составлять протокол об осмотре принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Полагает, что в указанных актах зафиксированы фактические данные, на основании которых возможно установить наличие события административного правонарушения, виновность лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Считает, что указание на существенные противоречия между содержанием постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и содержанием актов проверок в части указания права, на котором киоски находятся во владении ИП М., не обоснованны. Также не обоснованно указано на нарушение сроков, предусмотренных ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ. Кроме этого, М. была надлежащим образом извещена о времени и месте вынесения постановления. Указывает, что состав вмененного М. административного правонарушения подтвержден материалами дела.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кривошеин С.А. доводы протеста поддержал.
М. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась. Судья, в соответствии со ст. 25.1, 30.6 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие М.
Защитник М. Земляков В.Н. возражал против доводов протеста, считая, что решение вынесено законное.
Изучив доводы протеста, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав явившихся лиц, прихожу к выводу о том, что определение Главного государственного санитарного врача по Западно-Сибирской железной дороге – начальника Западно-Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 22.10.2012 № 21, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 15.01.2013 подлежат оставлению без изменения.
В ходе рассмотрения судьей Кировского районного суда г. Томска протеста прокурора на определение Главного государственного санитарного врача по Западно-Сибирской железной дороге – начальника Западно-Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 22.10.2012 установлено, что оно было вынесено законно и обоснованно.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой проверки по факту нарушения требований законодательства о правах потребителей, в том числе санитарно-гигиенических требований, в торговых киосках, расположенных в зданиях /__/, принадлежащих ИП М., выявлены нарушения санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01», и п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров.
По указанному факту и.о. Томского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. В качестве доказательств, подтверждающих факт совершения М. административного правонарушения, были представлены акты проверки, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 12.09.2012.
Определением от 22.10.2012 материалы дела в отношении М. были возвращены в органы прокуратуры для устранения недостатков, в том числе по тому основанию, что акты проверок составлены с нарушением требований ст. 27.8 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, в присутствии их представителей и двух понятых (п.п. 1, 2).
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Копия протокола вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (п.п. 4, 6).
Действительно, в ходе проведения проверки транспортным прокурором были проведены обследования киосков, расположенных на /__/ на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Однако указанные обследования и осмотры киосков, в порядке, установленном ст. 27.8 КоАП РФ, с участием представителей индивидуального предпринимателя и понятых, не производились, протоколы осмотра не составлялись.
При таких обстоятельствах должностное лицо обоснованно пришло к выводу о том, что акты проверок не могут являться процессуальными документами, поскольку получены с нарушением требований ст. 27.8 КоАП РФ и из них невозможно установить, что в данных киосках осуществляет предпринимательскую деятельность ИП М.
Должностным лицом в определении также законно указано о наличии противоречий между постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и актами проверок.
Что касается указания в определении на то, что в представленных материалах отсутствуют доказательства, подтверждающие факт реализации товаров, то они также заслуживают внимания при устранении недостатков.
Вместе с тем нарушение срока вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не может служить самостоятельным основанием для возвращения постановления, поскольку указанные сроки, в соответствии с нормами действующего законодательства, не являются пресекательными.
Обстоятельства извещения ИП М. о времени и месте составления постановления, нашли свое подтверждение в представленных материалах, однако неполучение М. направленных извещений и ее неявка в органы прокуратуры для вынесения постановления, не может свидетельствовать о нарушении порядка возбуждения дела об административном правонарушении.
Несмотря на изложенные выше обстоятельства, полагаю, что постановление было возвращено в органы прокуратуры в связи с наличием существенных недостатков, а потому определение Главного государственного санитарного врача по Западно-Сибирской железной дороге – начальника Западно-Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 22.10.2012 о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя М. от 18.09.2012 в Томскую транспортную прокуратуру не может быть отменено или изменено.
При таких обстоятельствах определение Главного государственного санитарного врача по Западно-Сибирской железной дороге – начальника Западно-Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 22.10.2012 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 15.01.2013 подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
протест прокурора Томской транспортной прокуратуры Деткова В.П. оставить без удовлетворения.
Определение Главного государственного санитарного врача по Западно-Сибирской железной дороге – начальника Западно-Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 22.10.2012, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 15.01.2013 оставить без изменения.
Судья Томского областного суда С.М. Антонов