Дело №2- 1073/2022
73RS0002-01-2022-001720-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ульяновск 11 апреля 2022 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Лисовой Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи Ефремовой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Родионова Николая Анатольевича к Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о взыскании излишне оплаченного налога, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Родионов Н.А. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о взыскании излишне оплаченного налога, судебных расходов. Иск мотивирован тем, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственного здания, общая площадь 29 600 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>-Н. Кадастровая стоимость моего земельного участка составляет -30 878 981 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № – 516 от ДД.ММ.ГГГГ пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости и определена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 25 550 146 руб. 75 коп. Таким образом, первоначальная кадастровая стоимость земельного участка в сравнении с рыночной была завышена на 17,26%. Решение комиссии получено истцом по почте 14.01.2021. Новая кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 25 550 146,75руб. применяется с 27.06.2014 года.
30.12.2020 сведения о новой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН.
Не получив в течении двух месяцев возврата переплаты по земельному налогу, истец 02.03.2021 обратился в ИФНС по Засвияжскому району г.Ульяновска с просьбой вернуть излишне уплаченный земельный налог за 2017-2019 годы.
04.05.2021 на расчетный счет истца были зачислены 159 865 руб. 02 коп., излишне уплаченного налога на земельный участок за два года. Таким образом, ответчик необоснованно удержал 79 932 руб. 51 коп. С учетом уточнений, просит суд обязать ответчик вернуть истцу излишне уплаченный за 2017 года земельный налог за земельный участок с кадастровым номером № в размере 79 932 руб. 51 коп., взыскать расходы по оплате госпошлины.
В связи с реорганизацией ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска путем присоединения к УФНС России по Ульяновской области, в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы (ФНС России) № ЕД-7-4/1083 от 15.12.2021 года, произведена замена ответчика с ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска на УФНС России по Ульяновской области.
Истец в судебном заседании не присутствовал, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности.
Представитель истца, в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал в полном объеме. Привел доводы, аналогичным изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. С заявлением о возврате переплаченного земельного налога истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. Земельный налог за участок по адресу: <адрес>Н был перечислен в следующие сроки: за 2017 - 03.12.2018 года., следовательно трех летний срок истекает 04.12.2021 года; за 2018 - 02.12.2019 года, следовательно трех летний срок истекает 03.12.2022 года; за 2019 - 01.12.2020 года, следовательно трех летний срок истекает 02.12.2023 года. Об установлении новой кадастровой стоимости и соответственно уменьшении налоговой базы истец узнал из решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, которое получи по почте 14.01.2021 года, следовательно, трех летний срок истекает 15.01.2024 года. Таким образом, полагает, что истцом не пропущен трехлетний срок подачи заявления о возврате переплаты по земельному налогу.
Представитель УФНС России по Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело дела при данной явке.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Гражданским законодательством, в частности, ст. 12 ГК РФ, предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантией их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции РФ.
Таким образом, каждая из сторон представляет суду доказательства обоснованности либо необоснованности требований и возражений. Ст. 56 ГПК РФ прямо указывает на то, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
В силу ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает гражданское дело по заявленным исковым требованиям и на основании представленных сторонами и исследованных судом доказательств.
Судом установлено, что с 12.12.2011 года Родионову Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>-Н.
Согласно выписки из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляла- 30 878 981 руб.
14.12.2020 года Родионов Н.А. обратился к председателю комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>-Н, приложив все необходимые документы.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке № от ДД.ММ.ГГГГ определена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>-Н, принадлежащего на праве собственности Родионову Н.А., в размере 25 550 146, 75 руб. (перерасчет в сторону уменьшение).
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, которые облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии с п.1 ст.390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Расчет суммы земельного налога производится в соответствии с п.п. 2.1 пункта 2 Решения Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск" (в ред., утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 15.11.2006 N 163) и ст. 394, 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска в адрес Родионова Н.А. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>-Н за 2017 года в размере 463 185 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 30 878 981 руб. Срок оплаты налога установлен не позднее 03.12.2018 года.
Платежным поручением № от 03.12.2018 года Родионовым Н.А. оплачена сумма в размере 463 185 руб. за земельный налог за 2017 год.
Как указывает представитель ответчика первичный расчёт земельного налога за 2017,2018,2019 года выполнен исходя из кадастровой стоимости в размере 30 878 981 руб. и составил: за 2017 г. - 614 568 руб. за 2018 г. - 614 568 руб., за 2019 г.- 614 568 руб.
21.04.2021 от Родионова Н.А. в налоговый орган поступило заявление о возвращении излишне уплаченного земельного налога за 2019 г. За 2019 г. год произведен перерастет в сторону уменьшения земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами; № в размере 79 933,00 руб. и 87 160,00 руб. соответственно. Так же, за 2018 г. год произведен перерасчет в сторону уменьшения земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: № в размере 79 933 руб. и 87 160 руб. соответственно. Общая сумма излишне уплаченного налога за 2018-2019 г. по вышеуказанных земельным участкам составила 334 186,00 руб. Денежная сумма в размере 4204,57 руб. в порядке зачета перечислена в счет погашения иных налогов. Остаток в размере 329 981,43 возвращен Родионову Н.А. 05.05.2021 г.
13.01.2022 г. от Родионова Н.А. в налоговый орган поступило заявление о возвращении излишне уплаченного земельного налога за периоды с 2012 по 2017 г.
Согласно карточки расчета с бюджетом, земельный налог за 2017 г. оплачен 03.12.2018 г., т.е. заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2017 г. может быть подано до 03.12.2021 г. Заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2017 г. в налоговый орган поступил 13.01.2022 г. Сведения о поступлении заявления о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2017-2019 г. от 02.03.2021 г. в налоговом органе отсутствуют.
В соответствии с п.1 ст.402 НК РФ (введенной в действие с 1 января 2015 года) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Статьей 1 Закона Ульяновской области от 22.09.2017 N 112-ЗО "О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
Проверяя конституционность положений статьи 402 Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.02.2019 N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой" признал не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с п.2.1 ст.52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно Приказу от 22 августа 2017 года NММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее - Приказ) налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 23 Приказа, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Из дела следует, что 02.03.2021 Родионов Н.А. в электронном формате обратился в налоговый орган по поводу возврата излишне уплаченного земельного налога на имущество физических лиц, фактически о его перерасчете, исходя из кадастровой стоимости земельного участка недвижимости.
Налоговым органом за 2019 г. год произведен перерастет в сторону уменьшения земельного налога по земельному участку с кадастровым номером ми № в размере 87 160 руб.; за 2018 произведен перерасчет в сторону уменьшения земельного налога по земельному участку с кадастровым номером № в размере 87 160 руб. Сумма в размере 329 981,43 руб. за 2018-2019 год, возвращена Родионову Н.А., что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует платежного документа, 03.12.2018 Родионов Н.А. оплатил земельный налог в сумме 463 185 руб. на основании налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ за 2017 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога производится разовой уплатой всей суммы либо в ином порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах. Налоговым кодексом может быть предусмотрена уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей.
Согласно статье 409 Налогового кодекса налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа. При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Кроме того, с 1 января 2019 года в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах введен институт единого налогового платежа физического лица.
Согласно статье 45.1 Налогового кодекса единым налоговым платежом признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налогов.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в возврате излишне уплаченного налога за 2017 год нельзя признать законным.
Поскольку на момент обращения Родионова Н.А. к ответчику, его имелась обязанность по оплате налога за 2017 год (срок оплаты – 03.12.2018) была исполнена, налоговый орган должен был ему возвратить: 463 184,72 руб. – 383 252,20 руб. =79 932,51 руб. В связи с чем, суд приходит к выводу, об удовлетворении требований Родионова Н.А. о взыскании с УФНС России по Ульяновской области излишне уплаченного земельного налога за 2017 год в сумме 79 932 руб. 51 коп.
С учетом удовлетворения заявленных требований, на основании ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу Родионова Н.А. подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 2 598 руб.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Родионова Николая Анатольевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о взыскании излишне оплаченного налога, судебных расходов, удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в пользу Родионова Николая Анатольевича излишне уплаченный земельный налог за 2017 год в размере 79 932 руб. 51 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 2 598 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Н.А. Лисова