Дело № 2-446/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 15 марта 2016 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Земской Л.К.
при секретаре Табатчиковой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» о возложении обязанности произвести обследование автодорожного моста через реку Исеть в городе Каменске-Уральском Свердловской области,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Каменска-Уральского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» (МКУ «УГХ»), Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» (МКУ «УКС»), Органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского» (ИМС «КУИ»), Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству (Отраслевой орган) о возложении обязанности провести обследование и ремонт автодорожного моста через реку Исеть в городе Каменске-Уральском Свердловской области.
Исковые требования уточнили, указав в качестве ответчика только МКУ «УГХ».
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен также Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» (ОМС «КУИ»).
С учетом уточнений в обоснование иска указали, что в собственности муниципального образования г.Каменск-Уральский находится автодорожный мост через реку Исеть (далее по тексту Автодорожный мост, Мост), длиной 125, 6 м., шириной – 14,5 м., который в 2004 г. передан в оперативное управление МУ «Управление городского хозяйства» (в настоящее время МКУ «УГХ»).
Автодорожный мост построен в 1900 году, реконструирован в 1958 году, в 1991-1992 годах произведены работы по капитальному ремонту моста.
Согласно заключению технического отчета обследования Автодорожного моста, составленного ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» в 2009 году, при реконструкции Моста в 1958 году временная вертикальная нагрузка на мост принята в соответствии с существующими нормами 1952 года.
Между тем, ни при одном обследовании моста не было произведено освидетельствование состояния подводной части моста. Кроме того, при проектировании и ремонте моста все работы направлены на устранение дефектов моста, образовавшихся в результате эксплуатации. Ни один ремонт не был направлен на увеличение грузоподъемности моста.
В то же время, с 1952 по 2008 год в проектировании мостостроения произошло три смены поколения нагрузок. Современная нагрузка 14 тс на ось + распределенная 7 тс/мп делает невозможным дальнейшую эксплуатацию моста под современные нагрузки.
Специализированной организацией сделан вывод, что мост через р.Исеть в г.Каменске-Уральском, находящемся на трассе, связывающей центральную часть города с Красногорским районом, по которому идет весь городской транспорт и транзит Курган-Челябинск с современными нагрузками, должен быть закрыт на полную реконструкцию, начиная с увеличения несущей способности фундамента опор, выполнения современных железобетонных опор, а не опор из бутовой кладки, и заменой пролетных строений на современные.
Проведенный прокуратурой города с привлечением специалистов МКУ «УГХ» и МКУ «УКС» осмотр автодорожного моста показал, что пролетные строения из металла имеют следы коррозии (ржавчины) из-за отсутствии окрасочного слоя; в плитах перекрытия имеются оголенные части арматуры по все поверхности, местами отогнуты; пролеты имеют следы выщелачивания на консолях сталежелезобетонных плит; фермы пролетных строений имеют следы разрушения краски с обнажением металла и поверхностной его коррозией; консоли плит пролетных строений № 1-5 имеют поперечные трещины со следами выщелачивания; консоли плит перекрытия разрушаются; нижняя часть железобетонных всех плит имеет следы раковин в монолитном бетоне, выбоины; по бокам плит также видны разрушения; опора № 2 имеет глубокие раковины и шелушения; опоры № 3, 4, 5 имеют поверхностные разрушения защитного слоя; отсутствуют откосные лестницы.
Кроме того, проверкой установлено, что подводное обследование моста с момента передачи в оперативное управление имущества МКУ «УГХ» с привлечением специализированной организации (с 2004 года) не производилось. Производимые МКУ «УГХ» ремонтные работы направлены на надлежащее состояние асфальтобетонного покрытия проезжей части и тротуаров.
Согласно сведений ОМС «КУИ» от 11.12.2015 года бюджетные средства на проведение обследования, ремонт, реконструкцию моста, а также на разработку документации по обследованию, ремонту, реконструкции, увеличению грузоподъемности моста за период 2009-2015 года не расходовались. Из информации МКУ «УКС» от 18.12.2015 года следует, что в период с 2010 по 2015 годы Учреждению не выделялись бюджетные средства на проведение каких-либо мероприятий по обследованию, ремонту, реконструкции автодорожного моста через реку Исеть.
МКУ «УГХ» 21.12.2015 года сообщено о том, что в период с 2009 по 2015 года обследование подводной части моста не проводилось. Мероприятия, направленные на увеличение несущей способности опор моста в обозначенный период также не проводилось. В период с 2009 по 2015 годы производился лишь ремонт асфальтобетонного покрытия моста и тротуаров.
Из письма МКУ «УГХ» от 15.09.2015 года за №2418, адресованного первому заместителю главы Администрации г.Каменска-Уральского следует, что специалистами МКУ «УГХ» обнаружено, что у устоя №1 (со стороны Синарского района) талыми водами образован размыв, который ликвидирован путем установления временных ограждений.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава МКУ «Управление городского хозяйства», утвержденного приказом ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» от 12.05.2011 № 142, Учреждение создано в целях организации содержания объектов городского хозяйства, переданных Учреждению в оперативное управление. Согласно п.2.2 Устава, предметом деятельности Учреждения является организация содержания: городских автомобильных дорог, мостов; объектов безопасности дорожного движения. Для достижения указанной в пункте 2.1 Устава цели Учреждение организует размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по содержанию объектов городского хозяйства, заключает муниципальные контракты, по результатам размещения заказов, осуществляет контроль за исполнением заключенных муниципальных контрактов. Из пункта 3.3 Устава следует, что главным распорядителем бюджетных средств Учреждения является отраслевой орган, который осуществляет взаимодействие с Учреждением в соответствии с действующим законодательством и муниципальными нормативными актами.
Учитывая предмет деятельности МКУ «УГХ», установленный Уставом, включение в план работы Учреждения на 2016 год обследование Байновского моста, в обязанности МКУ «УГХ» входит выполнение работ по обследованию автодорожного моста через реку Исеть в г.Каменске-Уральском. Дальнейшая эксплуатация мостового сооружения в существующих условиях, без проведения его обследования, влечет нарушение права на безопасность дорожного движения неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, создает реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным с учетом уточнения иска, со ссылками на положения ст.2,15,18,27,45,46 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.1,3,6,12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», ст.ст.3,5,6,13,18 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.9,139,140 Бюджетного кодекса РФ, просили обязать МКУ «УГХ» с привлечением специализированной организации провести обследование Автодорожного моста, в том числе конструктивных элементов его подводной части в срок до 01.09.2016 года.
В судебном заседании помощник прокурора г.Каменска-Уральского Конкевич В.С. исковые требования с учётом их уточнения поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении доводам и основаниям, дала суду аналогичные объяснения. Указала, что с учётом изложенных в исковом заявлении обстоятельств дальнейшая эксплуатация Моста без проведения его обследования повлечет нарушение права на безопасность дорожного движения неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, создает реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Само по себе планирование обследования Моста летом 2016 г. МКУ «УГХ» во-первых означает, что ответчиком признается необходимость проведения обследования, во-вторых не свидетельствует об отсутствии предмета спора, поскольку сами работы еще не выполнены.
Представитель ответчика МКУ «УГХ» Бабин А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что в исковом заявлении прокурором не приведено правовых норм в обоснование заявленных требований, действующее законодательство не содержит обязанности по проведению обследования мостов в какие-то конкретные временные сроки. Мост действительно находится в муниципальной собственности, а с 2004 г. в оперативном управлении МКУ «УГХ», необходимые работы по содержанию сооружения исполняются ответчиком. Более того МКУ «УГХ» на 2016 г. самостоятельно запланировано проведение работ по обследованию Автодорожного моста через р.Исеть, в том числе элементов его подводной части, уже в мае начнется проведение конкурсных процедур по поиску подрядчика. План-график размещен в установленном порядке в том числе в сети Интернет. Денежные средства в сумме 500 000 руб. выделены из бюджета и доведены до МКУ.
Представитель третьего лица МКУ «УКС» по доверенности Курбатова К.С. решение с учётом уточнения иска оставила на усмотрение суда, указав что Автодорожный мост является неотъемлемой частью автомобильной дороги и находится в оперативном управлении МКУ «УГХ», тем самым именно в полномочия указанной организации входит проведение обследования названного сооружения, как часть полномочий по содержанию автомобильных дорог.
Представитель третьего лица ОМС «КАиГ» Родионова Ю.С., действующая на основании доверенности, высказала аналогичную позицию, указав что в полномочия ОМС «КАиГ» не входит осуществление дорожной деятельности.
Представитель Отраслевого органа Коновницын А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению. Указал, что прокурором не приведено нормативное обоснование заявленного иска, действующим законодательством не установлена периодичность обследования мостов. Необходимость проведения обследования именно в 2016 г. прокурором не доказана. При этом в настоящее время в план мероприятий МКУ «УГХ» на 2016 г. включены мероприятия по проведению обследования Автодорожного моста, денежные средства на данный вид работ запланированы в бюджете и доведены Отраслевым органом (как главным распорядителем) до МКУ «УГХ».
Представитель третьего лица ОМС «КУИ» в судебное заседание не явился, в материалы дела за подписью представителя по доверенности Сергеевой О.А. представлен письменный отзыв на иск, в котором указали, что во исполнение полномочий по управлению муниципальной собственность ОМС «КУИ» создано МКУ «УГХ», которое находится в ведении Отраслевого органа, осуществляющего в отношении учреждения полномочия главного распорядителя бюджетных средств. МКУ «УГХ» наделено на праве оперативного управления Автодорожным мостом, в предмет деятельности Учреждения входит в том числе согласно его Устава организация содержания городских автомобильных дорог, Учреждение несет ответственность за качество содержания муниципального имущества, переданного ему в оперативное управление в пределах выделенных из бюджета на эти цели средств. ОМС «КУИ» не учувствует в распределении бюджетных средств, выделяемых для работы МКУ «УГХ». Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя ОМС «КУИ».
Выслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Кроме того, Конституцией РФ каждому гарантируется право на жизнь и здоровье, что как обоснованно указано прокурором подразумевает, в том числе, обеспечение безопасных условий передвижения по автомобильным дорогам, поддержание необходимого технического состояния дорог и их технологических частей.
Согласно ст.2, 18 и 45 Конституции РФ, человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.46 ч.1 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; и иными не запрещёнными законом способами.
Согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст.27 указанного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, а также, использует полномочия, предусмотренные ст.22 данного Федерального закона.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В силу ст.45 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из объяснений сторон и третьих лиц, представленных в материалы дела письменных доказательств (выписка из реестра муниципальной собственности от 09.03.2016 г.), следует, что в собственности муниципального образования г.Каменск-Уральский находится Автодорожный мост, протяженностью 125,6 м., площадь 1725 кв.м., который в 2004 г. передан и по настоящее время находится в оперативном управлении МКУ «УГХ». Автодорожный мост построен в 1900 году, реконструирован в 1958 году и введен в эксплуатацию в 1959 году, в 1991-1992 годах произведены работы по капитальному ремонту моста.
В материалы гражданского дела представлен в копии Технический отчет, составленный в 2009 г. ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» по результатам обследования Моста. Из указанного отчета следует, что при реконструкции Моста в 1958 году временная вертикальная нагрузка на мост принята в соответствии с существующими нормами 1952 года. В то же время, с 1952 по 2008 год в проектировании мостостроения произошло три смены поколения нагрузок, современная нагрузка 14 тс на ось + распределенная 7 тс/мп не обеспечена. За время эксплуатации Моста его обследования производились дважды: в 1989 г. Саратовским институтом «Росспецмостреконструкция» и в 1998 г. мостоиспытательной станцией Управления Свердловской железной дороги.
Согласно сделанным в Техническим отчете выводам: Сооружение имеет дефекты, которые снижают его долговечность, ухудшают эксплуатационную надежность, не обеспечивают безопасность движения транспортных средств и пешеходов. ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» дан ряд рекомендаций относительно дальнейшей эксплуатации Моста, необходимости проведения его ремонта.
Проведенный прокуратурой города с привлечением специалистов МКУ «УГХ» и МКУ «УКС» осмотр автодорожного моста, составленный по результатам которого акт осмотра от 14.01.2016 г. представлен в материалы гражданского дела, показал, что пролетные строения из металла имеют следы коррозии (ржавчины) из-за отсутствии окрасочного слоя; в плитах перекрытия имеются оголенные части арматуры по все поверхности, местами отогнуты; пролеты имеют следы выщелачивания на консолях сталежелезобетонных плит (пункт 13 писка дефектов технического отчета); фермы пролетных строений имеют следы разрушения краски с обнажением металла и поверхностной его коррозией (пункт 16 списка дефектов технического отчета); консоли плит пролетных строений № 1-5 имеют поперечные трещины со следами выщелачивания (пункт 17 списка дефектов технического отчета); консоли плит перекрытия разрушаются (пункт 18 списка дефектов технического отчета); нижняя часть железобетонных всех плит имеет следы раковин в монолитном бетоне, выбоины (пункт 19 списка дефектов технического отчета); по бокам плит также видны разрушения; опора № 2 имеет глубокие раковины и шелушения (пункт 23 списка дефектов технического отчета); опоры № 3, 4, 5 имеют поверхностные разрушения защитного слоя (пункт 24 списка дефектов технического отчета); отсутствуют откосные лестницы.
Из объяснений сторон в судебном заседании, представленных в материалы дела сообщений МКУ «УГХ» от 21.12.2015 г., ОМС «КУИ» от 11.12.2015 г., МКУ «УКС» от 18.12.2015 г. следует, что в период с 2009 по 2015 г.г. производился лишь ремонт асфальтобетонного покрытия моста и тротуаров, иные необходимые согласно приведенного Технического отчета работы, а также мероприятия, направленные на увеличение несущей способности опор моста, не производилось, равно как и не производилось обследования Автодорожного моста, включая его подводные элементы, денежные средства на проведение обследования, ремонт, реконструкцию моста, а также на разработку документации по обследованию, ремонту, реконструкции, увеличению грузоподъемности моста за период 2009-2015 года не расходовались.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст.3 указанного Федерального закона основными принципами
обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч.3 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В соответствии со ст.3 указанного закона установлены следующие определения понятий:
- автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- искусственные дорожные сооружения – это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пере6сечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7 ст.3 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с положениями п.п.1, 9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании требований ч.1 ст.18 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 16).
В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечении безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органом местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 названного закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п.п.6,11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов системы РФ. При этом как обосновано указано прокурором поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий в области дорожной деятельности с их финансовыми возможностями, то отсутствие в городском бюджете г.Каменска-Уральского денежных средств на указанные цели, не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
Согласно п.5 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования «г.Каменск-Уральский», принятого Решением Каменск-Уральской городской Думой от 22.02.2006 № 148, к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ОМС «КУИ» согласно Положения об органе местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского, утвержденного Решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 25.02.2009 № 55, наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом муниципального образования город Каменск-Уральский, а также в сфере земельных, лесных и водных правоотношений. В соответствии с п. 3.3. Положения «Об управлении и распоряжении собственностью муниципального образования город Каменск-Уральский», утвержденного решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 11.08.2010 № 238, ОМС «КУИ»: от имени муниципального образования осуществляет полномочия собственника муниципального имущества, учреждение муниципальных организаций, их реорганизацию и ликвидацию (за исключением муниципальных учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта) в соответствии с действующим законодательством на основании постановлений администрации города; закрепляет в соответствии с действующим законодательством муниципальное имущество за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (за исключением муниципальных учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта), и осуществляет полномочия собственника в отношении такого имущества.
Согласно п.3.4 Положения об отраслевом органе администрации г.Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденного Решением Городской думы от 26.11.2008 № 24, к компетенции данного органа по осуществлению полномочий администрации г.Каменска-Уральского относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано представителем ОМС «КУИ» в письменном отзыве на иск, во исполнение переданных полномочий и на основании постановлений Администрации города Каменска-Уральского от 14.09.2010 г. 2011 г. № 978 «О порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального образования город Каменск-Уральский, а также о порядке утверждения уставов муниципальных учреждений муниципального образования город Каменск-Уральский и внесения в них изменений»; от 19.04.2011 г. № 445 «О создании муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» органами местного самоуправления было создано МКУ «УГХ» (ране МУ), утвержден его устав. При этом учредителем МКУ «УГХ» является ОМС «КУИ», Учреждение находится в ведении Отраслевого органа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава МКУ «УГХ», утвержденного приказом ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» от 12.05.2011 № 142, Учреждение создано в целях организации содержания объектов городского хозяйства, переданных Учреждению в оперативное управление.
Согласно п.2.2 Устава, предметом деятельности МКУ «УГХ» является организация содержания: городских автомобильных дорог, мостов; объектов безопасности дорожного движения. Для достижения указанной в пункте 2.1 Устава цели МКУ «УГХ» организует размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по содержанию объектов городского хозяйства, заключает муниципальные контракты, по результатам размещения заказов, осуществляет контроль за исполнением заключенных муниципальных контрактов.
Тем самым из изложенного следует, и по сути не оспаривалось участниками процесса, что обязанность по содержанию Автодорожного моста лежит на МКУ «УГХ».
СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86 устанавливает в п.5.2, что основными задачами регулярно осуществляемых обследований эксплуатируемых мостов являются выявление их фактического состояния, проверка соответствия установленным требованиям, уточнение их грузоподъемности, определение условий дальнейшей эксплуатации. Обследования эксплуатируемых сооружений могут проводиться также для решения специальных вопросов (для разработки проектов ремонта и реконструкции сооружений, пропуска тяжеловесных транспортных средств и т.д.).
В силу положений п.п.4.9,4.10 указанного акта СП 79.13330.2012 подготовительные работы, связанные с проведением обследований и испытаний (устройство временных подмостей и смотровых приспособлений с выделением необходимых материалов и рабочей силы, предоставление испытательной нагрузки, регулирование движения на мосту и под мостом в период испытаний и др.), должны выполняться на эксплуатируемых сооружениях - организацией, в ведении которой находится объект. Обследования и испытания мостов и труб необходимо проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа измерительных приборов, нет препятствий для безопасного передвижения испытательной нагрузки, возможно выполнение требований по технике безопасности работ и охране труда персонала, занятого на работах.
Суд соглашается с доводами прокурора, что само по себе отсутствие в правовых актах указание на конкретные периоды и сроки проведения обследования автодорожных мостов, в том числе их подводных элементов, не освобождает законного владельца указанного сооружения, эксплуатируемого в интересах также граждан и организаций, от надлежащего содержания имущества, которое в отношении данного вида имущества в силу приведенных положений правовых норм невозможно без его обследования.
Учитывая установленные из вышеприведенных доказательств (в том числе Технического отчета, составленного в 2009 г. ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт», Акта осмотра моста через р.Исеть г.Каменск-Уральский от 14.01.2016 г.) фактические состояние Моста, отсутствие работ по устранению всех выявленных в нем в ходе проведенного в 2009 г. специализированной организацией обследования, мероприятий, направленных на увеличение несущей способности опор моста, суд соглашается с доводами прокурора о необходимости возложения на ответчика обязанности по проведению обследования Моста, включая элементы его подводной части. Установленные судом из представленных сторонами доказательств приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что дальнейшая эксплуатация мостового сооружения в существующих условиях, без проведения его обследования, влечет нарушение права на безопасность дорожного движения неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, создает реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Из объяснений представителей ответчика МКУ «УГХ» и третьего лица Отраслевого органа в судебном заседании, представленных в материалы дела выписки с сайта в сети Интернет, копии Приказа Отраслевого органа от 11.01.2016 г. «Об утверждении Плана мероприятий МКУ «УГХ» на 2016 год» следует, что проведение работ по обследованию Байновского моста включено в план мероприятий МКУ «УГХ» на 22016 г., на указанные цели из бюджета города Каменска-Уральского выделена и доведена главным распорядителем до Учреждения денежная сумма в размере 500000 руб., размещение информации в порядке установленных законом конкурсных процедур планируется в мае 2016 г.
Изложенное доказывает, что сторона ответчика вопреки высказанной в судебном заседании позиции по сути не оспаривает обоснованность заявленных прокурором требований, необходимости обследования Моста. При этом суд соглашается с доводами прокурора о том, что включение работ по обследованию Моста в План мероприятий МКУ «УГХ» не свидетельствует об отсутствии предмета требований, о добровольном исполнении требований прокурора, поскольку фактически работы по обследования Автодорожного моста на момент рассмотрения гражданского дела не произведены.
Тем самым суд полагает обоснованными исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого ответчику надлежит осуществить обследование Автодорожного моста, суд полагает возможным согласиться с указанным прокурором сроком (до 01.09.2016 г.), учитывая при этом сезонность проводимых работ, необходимость проведения предусмотренных законом конкурсных процедур, а также те обстоятельства, что их проведение уже запланировано ответчиком и денежные средства на их проведение выделены и доведены до МКУ «УГХ» главным распорядителем. Доказательств необходимости более длительного срока для выполнения обязанности стороной ответчика не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора г.Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» в срок до 01 сентября 2016 года произвести с привлечением специализированной организации обследование автодорожного моста через реку Исеть в городе Каменске-Уральском Свердловской области, в том числе конструктивных элементов его подводной части.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд.
Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником.
Судья: подпись. Земская Л.К.
Решение изготовлено в окончательной форме 28.03.2016 года.
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>
<*****>