Дело № 2-3419/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2018 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой С.А.
при секретаре Сычёвой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Жилстройсервис», Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска о признании недействительным договора управления многоквартирным домом,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обратилось в суд с иском к ООО «УО Жилстройсервис», Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска о признании недействительным договора управления многоквартирным домом. В обоснование иска указало, что Министерством на основании представления прокуратуры Ульяновской области от 07.02.2018 № была проведена 03.04.2018 внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований жилищного законодательства при заключении лицензиатом ООО «УО Жилстройсервис» договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес>. В ходе проверки Министерством были выявлены нарушения обязательных требований. Согласно ч.1 ст.162 ЖК РФ договор управления МКД заключается с управляющей организацией в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Общая площадь жилых помещений МКД № составляет 40505,08 кв.м. Следовательно, договор управления МКД № должен быть подписан собственниками помещений, обладающими не менее 20253 кв.м. Прилагаемые к договору управления домом № реестры собственников жилых помещений не содержат реквизиты договора управления, в связи с чем нельзя определить их принадлежность к конкретному договору и легитимность. Договор управления МКД № оформлен в нарушение части 1 статьи 162 ЖК РФ, а именно: отсутствует договор управления домом, составленный в виде одного документа, подписанного с одной стороны ООО «УО Жилстройсервис», а с другой – собственниками помещений дома №, обладающими не менее 20253 кв.м. Министерством по результатам проверки 03.04.2018 было выдано предписание № об устранении выявленных нарушений в срок до 04.05.2018. В ходе проверки исполнения предписания, проведенной 08.05.2018, установлено, что предписание от 03.04.2018 № не исполнено – не представлен договор управления МКД № соответствующий требованиям части 1 статьи 162 ЖК РФ (составленный в виде одного документа, подписанного сторонами). При этом представленные реестры собственников помещений невозможно соотнести к договору управления МКД №. Со ссылкой на ст.ст.20, 162 ЖК РФ, просит признать недействительным договор управления многоквартирным домом <адрес> от 09.06.2017 №.
Представитель истца – Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Ахметжанова Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «УО Жилстройсервис» Хорькова Ю.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Министерство в акте проверки № от 03.04.2018 подтверждает факт наличия более чем пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, которые выступили в качестве одной из сторон договора. Предписание органа госконтроля № от 03.04.2018 было исполнено, что подтверждено решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 10.09.2018, в связи с чем у Министерства не возникает согласно п.3 ч.6 ст.20 ЖК РФ право на обращение в суд с иском о признании договора управления недействительным. Договор управления с собственниками многоквартирного дома оформлен на единых условиях, которые были утверждены протоколом № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> в форме очно-заочного голосования от 09.06.2017. Таким образом, возможность оформления отдельных договоров с каждым собственником на единых условиях, утвержденных общим собранием собственников законодателем не исключена, не нарушает чьи-либо права и законные интересы, а следовательно, не может быть основанием признания такого договора управления недействительным.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, ходатайств и возражений не заявил.
Третье лицо Чайкин Н.А. в судебном заседании требования истца признал обоснованными. Дополнительно пояснил, что решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29.01.2018 признаны недействительными и отменены решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>, принятые в форме очно-заочного голосования, оформленные протоколом № от 09 июня 2017 года по вопросу 5 - заключение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «УО Жилстройсервис» с 01.07.2017 года на срок 3 года и утверждение условий данного договора.
Остальные участники процесса (третьи лица) в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, ходатайств и возражений не заявили.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, нарушений, в том числе, ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. (п. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 3 части 6 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено право органа государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров.
На основании ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом;
В период с 26.04.2017 по 07.06.2017 в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, было проведено общее собрание собственников помещений и на основании решения общего собрания заключен договор № управления многоквартирным домом от 01 июля 2017 года с управляющей организацией ООО «УО Жилстройсервис».
Частью 1 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Таким образом, закон предусматривает реализацию собственниками многоквартирных домов своих прав по заключению договора управления в форме подписания единого для всех владельцев квартир договора (при выборе управляющей организации на открытом конкурсе) или подписания отдельного договора с каждым собственником (при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений).
Как установлено в судебном заседании Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на основании представления прокуратуры Ульяновской области от 07.02.2018 № была проведена 03.04.2018 внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований жилищного законодательства при заключении лицензиатом ООО «УО Жилстройсервис» договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес>.
В ходе проверки Министерством было выявлено следующее.
Общая площадь жилых помещений МКД № составляет 40505,08 кв.м. Следовательно, договор управления МКД № должен быть подписан собственниками помещений, обладающими не менее 20253 кв.м.
По мнению Министерства прилагаемые к договору управления домом № реестры собственников жилых помещений не содержат реквизиты договора управления, в связи с чем нельзя определить их принадлежность к конкретному договору и легитимность. Договор управления МКД № оформлен в нарушение части 1 статьи 162 ЖК РФ, а именно: отсутствует договор управления домом №, составленный в виде одного документа, подписанного с одной стороны ООО «УО Жилстройсервис», а с другой – собственниками помещений дома №, обладающими не менее 20253 кв.м.
Министерством по результатам проверки 03.04.2018 было выдано предписание № об устранении выявленных нарушений в срок до 04.05.2018.
В ходе проверки исполнения предписания, проведенной 08.05.2018, Министерством установлено, что предписание от 03.04.2018 №О-28 не исполнено – не представлен договор управления МКД № соответствующий требованиям части 1 статьи 162 ЖК РФ (составленный в виде одного документа, подписанного сторонами). При этом представленные реестры собственников помещений невозможно соотнести к договору управления МКД №.
По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ
В вину ООО «УО Жилстройсервис» вменялось нарушение, выразившееся в невыполнении в срок до 04.05.2018 законного предписания Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, в части обеспечения надлежащего оформления договоров управления, подписанных собственниками многоквартирных домов по адресам: <адрес>, в соответствии с ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением мирового судьи судебного участка №8 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 08 июня 2018 года производство по делу в отношении ООО «УО Жилстройсервис» было прекращено.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу, что объективных доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что ООО «УО Жилстройсервис» в срок до 04.05.2018 не выполнило законное предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, не представлено.
Решением судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 10 сентября 2018 года постановление мирового судьи судебного участка № 8 Заволжского судебного района города Ульяновска от 08 июня 2018 года оставлено без изменения, а жалоба главного специалиста-эксперта отдела лицензирования и лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области ФИО1 – без удовлетворения.
В решении установлено, что согласно акту № от 03.04.2018 в отношении ООО «УО Жилстройсервис» Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения лицензионных требований, в части ненадлежащего оформления договоров управления, подписанных собственниками многоквартирных домов по адресам: <адрес>, в соответствии с ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, реестры собственников, подписавших договоры, не оформлены в виде приложения к договорам управления многоквартирными домами.
На основании указанного акта проверки ООО «УО Жилстройсервис» 03.04.2018 было выдано предписание №, согласно которому ООО «УО Жилстройсервис» было обязано в срок до 04.05.2018 устранить указанное в акте нарушение со ссылкой на ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из буквального содержания предписания и акта проверки, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не исключало возможность оформления реестров собственников, подписавших договоры, в виде приложения к договорам управления многоквартирными домами, что и было выполнено ООО «УО Жилстройсервис» в установленные предписанием сроки.
При этом, какой-либо иной способ исполнения предписание Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, выданное 03.04.2018 в отношении ООО «УО Жилстройсервис», не содержит.
С учетом изложенного, судья Заволжского районного суда г.Ульяновска также пришел к выводу, что требования предписания должны основываться на принципах законности и исполнимости, а наличие каких-либо неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, мировым судьей обоснованно принято решение о прекращении в отношении ООО «УО Жилстройсервис» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку бесспорных доказательств, свидетельствующих о невыполнении ООО «УО Жилстройсервис» в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований не представлено.
Поскольку пунктом 3 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органа государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса, а судебным решением установлено, что в действиях ООО «УО Жилстройсервис» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как указано в п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным названным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
По своей юридической природе договор управления многоквартирным домом является договором со множественностью лиц на стороне собственников многоквартирного дома и действующее законодательство не ставит факт заключения договора управления многоквартирным домом в зависимость от подписания такого договора всеми собственниками многоквартирного дома.
Судом установлено, что сторонами согласованы все существенные условия договора управления многоквартирным домом № от 01.07.2017, предусмотренные ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы Министерства о том, что оспариваемый договор является недействительным, судом отклоняются, поскольку отсутствуют основания для признания договора № от 01.07.2017 недействительным.
Признание недействительным и отмена решения внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>, оформленные протоколом № от 09.06.2017 по вопросу 5 – заключение договора управления многоквартирным домом с ООО «УО Жилстройсервис» и утверждение условий данного договора не влекут признание договора № от 01.07.2017 недействительным, поскольку жителями дома были приняты новые условия договора управления.
Вместе с тем, следует отметить, что договор управления многоквартирным домом <адрес> от 09.06.2017 № не заключался, а был заключен договор № от 01.07.2017.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданскогого процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Жилстройсервис», Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска о признании недействительным договора управления многоквартирным домом <адрес> от 09.06.2017 № отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.А. Петрова