Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-973/2019 ~ М-796/2019 от 26.06.2019

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 2-973\2019

12 сентября 2019 года город Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе :

Председательствующего судьи Дворниковой Т.Б.

При секретаре Цой В.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

    Тарабановского А. А.ича к Министерству Обороны Российской Федерации, третьим лицам на стороне ответчика Федеральному казначейству М. Финансов РФ, ФКУ «Военный комиссариат <адрес> « об индексации присужденных денежных сумм возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности суммы возмещения вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Тарабановский А.А обратился в суд в порядке ст.208 ГПК РФ с заявлением об индексации присужденных ему денежных сумм и взыскании образовавшейся задолженности указав, что он является участником боевых действий на территории Чеченской республики, получил вред здоровью. Он является инвалидом второй группы бессрочно, причина инвалидности военная травма. Решением Зерноградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, с Министерства Обороны Российской Федерации в его пользу была взыскана подлежащая уплате ежемесячно, с последующей индексацией в установленном законом порядке. Определением Зерноградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ему проиндексирована сумма ежемесячного возмещения вреда здоровью в размере. В настоящее время ему выплачивается возмещение вреда здоровью в размере 9545,84 рублей. Полагает, что ответчик не производит ему индексацию возмещения вреда здоровью. По мнению истца, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему недоплачено ответчиком 118 304,91 рублей. Просил суд взыскать с ответчика М. О. РФ задолженность возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 118 304, 91 рублей, увеличить размер ежемесячной выплаты возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ до 12 732 94 рублей, с последующей индексацией в установленном законом порядке.

В судебном заседании Тарабановский А.А. исковые требования поддержал.

Ответчик М. О. РФ иск не признал, считает заявленные требования необоснованными. Представил суду письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

Иные процессуальные стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили, ходатайств не заявили.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением О. страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м"), влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение в случае причинения вреда жизни или здоровью в период прохождения службы.

Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к усмотрению федерального законодателя, который, осуществляя на основании статьи 76 Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование, обязан предусматривать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений.

Конкретизируя названные положения Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, цель которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса, обеспечив соразмерный получавшемуся денежному довольствию уровень возмещения вреда.

Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, а также необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки в случае признания их инвалидами вследствие военной травмы, законодатель, действуя в пределах своих полномочий, предусмотрел в части 13 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившего в действие с ДД.ММ.ГГГГ(в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, для лиц, которым установлена инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (то есть в результате военной травмы), право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью, в размере, обусловленном группой инвалидности.

Согласно названной правовой норме при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) 14 000 рублей - инвалиду I группы; 2) 7000 рублей - инвалиду II группы; 3) 2800 рублей - инвалиду III группы.

По своей правовой природе установленная в части 3 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, она не связана напрямую с другими выплатами, в том числе пенсионными, и мерами социальной поддержки военнослужащих и направлена исключительно на социальную защиту инвалидов в зависимости от степени утраты ими трудоспособности.

При этом размеры установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ ежемесячных компенсаций, в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ в связи с вступлением в силу данного Федерального закона лицам, получавшим до дня его вступления в силу выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, в ином размере, чем предусмотрено частями 9, 10 и 13 статьи 3 этого Федерального закона, выплаты производятся в ранее назначенных размерах, но не в меньших размерах, чем предусмотрено этими частями.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы.

Введенная частью 13 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ норма о праве инвалидов вследствие военной травмы на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение причиненного здоровью вреда в твердой денежной сумме в зависимости от установленной группы инвалидности является элементом данного публично-правового механизма.

При этом не исключается возможность использования гражданско-правовых механизмов возмещения вреда при наличии оснований и условий для такого возмещения.

Согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В системной связи со статьей 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и статьей 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.

Статья 1084 ГК РФ предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда, но лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда и позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П).

    Судом установлено, что Тарабановский А.А. является участником боевых действий на территории Чеченской республики, получил вред здоровью, является инвалидом второй группы бессрочно, причина инвалидности военная травма.

Решением Зерноградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, с Министерства Обороны Российской Федерации в его пользу была взыскана подлежащая уплате ежемесячно, с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Определением Зерноградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ему установлена сумма ежемесячного возмещения вреда здоровью в размере 7235 рублей 73 копеек, с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Указанные судебные акты были приняты, когда отсутствовал надлежащий механизм возмещения военнослужащим вреда, причиненного их жизни.

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью военнослужащих в связи с исполнением обязанностей военной службы являются длящимися и к ним подлежит применению механизм индексации, предусмотренный частью 16 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №306-ФЗ, с соблюдением положений о размере ежемесячной денежной компенсации инвалидам вследствие военной травмы, содержащихся в части 13 статьи 3 и части 2 статьи 5 указанного Федерального закона.

    В настоящее время Тарабановскому А.А выплачивается возмещение вреда здоровью в размере 9545,84 рублей, что подтверждается выписками лицевого счета истца.

Размер присужденного возмещения вреда здоровью индексировался ответчиком в соответствии с Федеральными законами о бюджете на соответствующий год.

Расчет истца необоснован, не соответствует действующему законодательству, указанный индексы уровня инфляции не соответствуют упомянутому федеральному закону о бюджете за спорные периоды.

Федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина в связи с исполнением им обязанностей военной службы, введено правовое регулирование этих отношений в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ, вступившем в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Положения названного Федерального закона действуют на будущее время, установление ими лицам, признанным инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (то есть в результате военной травмы), права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в зависимости от установленной группы инвалидности и единого механизма увеличения (индексации) этих выплат, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах.

Иное означало бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории (инвалиды 11 группы вследствие военной травмы), что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации). Такая правовая позиция

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тарабановского АА по заявленным основаниям не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В иске Тарабановского А. А.ича к Министерству Обороны Российской Федерации, третьим лицам на стороне ответчика Федеральному казначейству М. Финансов РФ, ФКУ «Военный комиссариат <адрес> « о взыскании задолженности возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 118 304, 91 рублей, увеличении размера ежемесячной выплаты возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ до 12 732 94 рублей, с последующей индексацией в установленном законом порядке отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2019 г

Судья Дворникова Т.Б.

2-973/2019 ~ М-796/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тарабановский Александр Александрович
Ответчики
Министрерство обороны РФ
Другие
ФКУ " Военный комиссариант Роствской области"
Федеральное Казначейство МФ РФ
Суд
Зерноградский районный суд Ростовской области
Судья
Дворникова Таиса Борисовна
Дело на сайте суда
zernogradsky--ros.sudrf.ru
26.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2019Передача материалов судье
27.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2019Судебное заседание
12.09.2019Судебное заседание
17.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.01.2020Дело оформлено
20.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее