№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2021 года г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Ивановой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Лагушиной ФИО10 к судебному приставу-исполнителю ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области Еремеевой ФИО11, судебному приставу-исполнителю ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области Ильиной ФИО12, врио начальника ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской Тимаеву ФИО13, УФССП России по Самарской области о признании постановления о прекращении исполнительного производства незаконным, отмене постановления о прекращении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Лагушина Ю.А. обратилась в Промышленный районный суд г. Самары с административным иском к СПИ ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области Еремеевой Е.Н. о признании постановления о прекращении исполнительного производства незаконным, отмене постановления о прекращении исполнительного производства.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании алиментов в отношении должника Лагушина О.А., на основании которого было возбуждено исполнительное производство №. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство прекращено. При этом постановление в ее адрес не направлялось, получено ею только ДД.ММ.ГГГГ после неоднократных жалоб, в том числе направленных в прокуратуру. Полагает указанное постановление незаконным и необоснованным подлежащим отмене. Ссылается на то, что в постановлении имеется ссылка на прекращение исполнительного производства по пп. 9 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве». Тогда как указанный подпункт введен в действие только в 2017 году, в связи с чем не мог быть применен при вынесении постановления в 2014 году, следовательно, постановление фактически вынесено в более поздний срок, с указанием недостоверной даты его принятия. Постановление, принятое в указанном виде, нарушает ее права, она лишена возможности взыскать задолженность по алиментам. Ее жалоба на действия судебного пристава-исполнения осталась без ответа.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Еремеевой Е.Н. по вынесению постановления о прекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены СПИ ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области Ильина Ю.И., врио начальника ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области Тимаев В.Г.,УФССП России по Самарской области, в качестве заинтересованного лица привлечен должник по исполнительному производству Лагушин О.А.
Административный истец Лагушина Ю.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования указав, что исполнительное производство прекращено ввиду достижения ребенком в 2014 году совершеннолетия. При этом алиментные обязательства должником были исполнены не в полном объеме, существует задолженность по алиментам. В связи с тем, что оспариваемое постановление вынесено в таком виде и в таком порядке, она лишена возможности взыскать задолженность по алиментам. О вынесении оспариваемого постановления не знала, его копия ей не направлялась, постановление получила только в октябре 2020 года. Ранее не имела возможности заниматься этим вопросом, поскольку в период с 2014 по 2019 гг. дочь проходила <данные изъяты>, было не до этого.
Представитель административного истца Лагушиной Ю.А. - Ланцевич С.А., поддержал доводы своего доверителя, а также требования административного искового заявления, указав, что о вынесении постановления о прекращении исполнительного производства взыскатель не была уведомлена, данное постановление в ее адрес не направлялось, о ходе исполнения производства информацию получить не удалось и только после обращения в прокуратуру с жалобой Лагушиной Ю.А. выдали на руки оспариваемое постановление, а именно в октябре 2020 года. Впоследствии предпринимала действия по обжалованию в порядке подчиненности. Полагает, что срок для обжалования постановления пропущен по уважительной причине, в связи с чем подлежит восстановлению. Оспариваемое постановление датировано 2014 годом, в нем имеется ссылка на норму закона, которая введена в действие только в 2017 году. При таких обстоятельствах, полагает, что, если оспариваемое постановление было вынесено в ту дату которая в нем указана, а именно ДД.ММ.ГГГГ, то прекращение исполнительного производства, в связи с достижением ребенком совершеннолетия, при наличии задолженности по алиментам являлось незаконным. Судебный пристав-исполнитель должен был прекратить начисление алиментов, вынести постановление о расчете задолженности по алиментам и в рамках этого же производства производить взыскание задолженности. Если же постановление было вынесено после введение в действие пп. 9 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве», то судебный пристав должен был прекратить исполнительное производство по взысканию алиментов, вынести постановление о расчете задолженности и самостоятельно возбудить производство о взыскании задолженности по алиментам. Указанных действий совершено не было, постановление о прекращении исполнительного производства вынесено с процессуальными и материальными нарушениями закона, что в настоящее время лишает его доверителя возможности взыскать задолженность по алиментам.
Административный ответчик СПИОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области Ильина Ю.И. возражала против заявленных требований указав на то, что согласно закону, алименты взыскиваются до совершеннолетия ребенка, после чего исполнительное производство прекращается с расчетом задолженности по алиментам. Постановление о расчете задолженности было получено Лагушиной Ю.А. лично в 2014 году, о чем имеется отметка. Не оспаривала, что постановление о прекращении исполнительного производства было вынесено позже даты, которая в нем указана. В 2017 году был введен пп. 9 ч. 2 ст. 43 ФЗ «О исполнительном производстве», в этот же период времени, в целях систематизации сведений программного комплекса АИС ФССП в отношении иждивенцев было вынесено оспариваемое постановление, с указанием на основание прекращения на введенный пп. 9 ч. 2 ст. 43 ФЗ «О исполнительном производстве». Таким образом, основания для прекращения исполнительного производства на основании указанной нормы имелось. При этом дата вынесения оспариваемого постановления является ничем иным как технической ошибкой, техническим сбоем при выведении постановления из программы. Данный факт о некорректной дате был установлен намного позже, в ходе судебных разбирательств. Действительная дата постановления о прекращении ИП ДД.ММ.ГГГГ. Взыскатель не была лишена возможности подать заявление о расчете задолженности для ее дальнейшего взыскания. Доказательств, подтверждающих направление оспариваемого постановления в адрес взыскателя, отсутствуют.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Основания прекращения исполнительного производства судебных приставом-исполнителем, предусмотрены частью 2 статьи 43ФЗ «Об исполнительном производстве».
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Промышленным районным судом <адрес> о взыскании с Лагушина О.А. в пользу Лагушной Ю.А. на содержание дочери ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р. алиментов в размере 1/4 части со всех видов заработка ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия дочери, возбуждено исполнительное производство №.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ ОСП Промышленного района г. Самары Еремеева Е.Н., руководствуясь подп. 9 п. 2 ст. 43, ст. 14, ст. 44, ст. 45, ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесла постановление о прекращении исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, ввиду прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации (л.д. 6).
Доказательства направления указанного постановления в адрес взыскателя, в материалы дела не представлено.
Факт отсутствия сведений о направлении в адрес взыскателя указанного постановления также установлен в августе 2020 года в ходе проведенной прокурорской проверки по обращению Лагушиной Ю.А. о нарушении ОСП Промышленного района г. Самары законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан (л.д. 7-9).
Также установлено и сторонами не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей. Указанное постановление получено Лагушиной Ю.А. лично, о чем имеется отметка (л.д. 38).
В судебном заседании стороной административного истца заявлено о восстановлении срока для обжалования постановления о прекращении ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения части 6 статьи 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Из материалов дела следует и стороной административных ответчиков не оспорено, что оспариваемое постановление получено Лагушиной Ю.А. на руки ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме в ОСП <адрес> (л.д. 86-89).
ДД.ММ.ГГГГ на имя старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары Лагушиной Ю.А. направлена жалоба об отмене постановления о прекращении ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждении нового исполнительного производства на основании постановления о расчете задолженности по алиментам, которое получено отделением ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 11).
Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о направлении ответа по существу поставленных заявителем вопросов, получения его заявителем, не имеется.
С настоящим административным иском в суд Лагушина Ю.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление получено Лагушиной Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ, после чего в порядке подчиненности приняты меры к его обжалованию, учитывая, что заявление оставлено без рассмотрения и без ответа, суд приходит к выводу об уважительных причинах пропуска срока обращения в суд и его восстановлении.
Ссылки стороны административных ответчиков о том, что о вынесении оспариваемого постановления Лагушина Ю.А. знала ранее указанной даты, основанием к отказу в восстановлении пропущенного срока не является, поскольку получение административным истцом документа ДД.ММ.ГГГГ, не опровергнуто.
В соответствии с частью 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается, в частности по достижении ребенком совершеннолетия.
Согласно положениям части 2 статьи 43 ФЗ «Об исполнительном производстве», действующим на день вынесения оспариваемого постановления, подпункт 9 отсутствовал. Часть 2 указанной статьи дополнена подпунктом 9 на основании Федерального закона от 14.11.2017 №321-ФЗ «О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедуры взыскания алиментов». Начало действия документа - 25.11.2017.
В соответствии с подпунктом 9 части 2 статьи 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» в новой редакции, исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях, в частности прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 38 Конституции Российской Федерации о защите государством детства и обязанности родителей заботиться о детях, пункта 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации, учитывая обязательность судебных постановлений, что закреплено частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», родители обязаны самостоятельно и добровольно выполнять обязательства по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в том числе так, как они определены судебным решением (соглашением об уплате алиментов).
Поскольку взыскание алиментов на содержание ребенка является одним из способов реализации конституционных положений о защите детства и имеет особое социальное значение, федеральный законодатель в целях гарантирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение указанных платежей может стать одним из основных источников средств к существованию, установил в Семейном кодексе Российской Федерации и в Законе об исполнительном производстве обязанность судебного пристава-исполнителя в случае неисполнения решения суда о взыскании алиментов на содержание детей определять размер задолженности по алиментам путем принятия постановления в соответствии с требованиями статьи 14 Закона об исполнительном производстве.
Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
В разделе V Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденным ФССП России 19 июня 2012 года №01-16 (действующих на день вынесения оспариваемого постановления), разъяснен порядок расчета задолженности по алиментам, согласно которому расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Из содержания постановления о расчете задолженности Лагушина О.А. по алиментам на содержание дочери в пользу административного истца следует, что судебным приставом-исполнителем указан остаток задолженности на ДД.ММ.ГГГГ (дата совершеннолетия дочери), определен период задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом чего размер задолженности составляет <данные изъяты> рублей.
При этом до внесения изменений в статью 43 ФЗ«Об исполнительном производстве», действующее законодательство не предполагало возможности прекращения исполнительного производства по достижении ребенком совершеннолетия при наличии задолженности по алиментам, начисление алиментов после наступления совершеннолетия ребенка должно было быть прекращено, а задолженность подлежала взысканию в рамках исполнительного производства о взыскании алиментов до полного ее погашения.
Разрешение вопроса о прекращении исполнительного производства и взыскании задолженности по алиментам после вступления в силу указанных изменений, подлежало в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 44 ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции, действующей на день вступления в силу указанных изменений), согласно которой одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 4 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам, а также по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Доказательств составления оспариваемого постановления позже даты, которая в нем указана, не приведено.
Таким образом, исполнительное производство по взысканию с Лагушина О.А. алиментов не могло быть прекращено после достижения дочерью совершеннолетия при наличии задолженности по алиментам ранее вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №321-ФЗ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что установлен факт не направления в адрес взыскателя оспариваемого постановления, вынесения постановления без учета вышеприведенных положений закона, что нарушает право взыскателя на принудительное взыскание задолженности по алиментам, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Лагушиной Ю.А. требований и удовлетворении их в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Лагушиной ФИО15 удовлетворить.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самары Еремеевой ФИО16 по вынесению постановления о прекращении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> Еремеевой ФИО17 о прекращении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме
Решение в окончательной форме составлено 20октября 2021 года.
Судья . Е.С. Пудовкина
.
.
.
.
.