Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североуральск 28 января 2014 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Аксёнова А.С.,
при секретаре Зимовой И.С.,
с участием истца Степановой Н.В.,
ответчика Каштановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Североуральске гражданское дело по иску Степановой Н.В. к Муниципальному образованию «Североуральский городской округ», Каштановой Т. В. о включении имущества в состав наследства, признании право собственности в порядке наследственного преемства,
У С Т А Н О В И Л:
Степанова Н.В. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого она приходится дочерью ФИО2, умершему в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти отца наследниками первой очереди по закону являются она и её сестра Каштанова Т.В. Других наследников первой очереди нет. Завещание он не совершал.
Она и Каштанова Т.В. в установленный законом срок после смерти отца обратилась к нотариусу г. Североуральска Усановой Н.Н. с заявлениями о принятии наследства.
Наследство отца состояло из квартиры <адрес> и гаражного бокса под № по <адрес>
Отец не зарегистрировал право собственности на гаражный бокс. Он был построен им в период с ДД.ММ.ГГГГ год на специально отведенном для целей гаражного строительства земельном участке. После окончания строительства гаражный бокс в эксплуатацию принят не был, и право собственности на него не зарегистрировано. Отец пользовался построенным гаражным боксом как своим собственным с момента постройки и до самой смерти. Являясь фактическими владельцами недвижимой вещи, он более пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно владел и пользовался гаражным боксом, поддерживая его в пригодном для использования состоянии, то есть приобрел право собственности на гаражный бокс в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). Ей известно, что отец планировал обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на гараж, но не успел этого сделать по причине смерти.
Земельный участок под строительство гаража был выделен ФИО2 на основании решения исполкома Североуральского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ года. Ордер на строительство гаража не сохранился.
Первичная инвентаризация гаражного бокса была проведена по моему обращению Филиалом «Североуральское БТИ» (СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости») ДД.ММ.ГГГГ.
Они по взаимному согласию с Каштановой Т.В. приняли решение, что спорный гаражный бокс будет принадлежать ей (истцу), а она (истец) выплатит сестре денежную компенсацию, исходя из половины стоимости гаража.
Фактически строительство гаража окончено. Сооружение не требует внесения в него изменений, направленных на завершение строительства. Для закрепления за ним статуса объекта недвижимости требуется только государственная регистрация, которую она намерена в дальнейшем осуществить.
ФИО2 имел при жизни возможность зарегистрировать свое право на недвижимое имущество и по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила регистрации, в которой ему не могло быть отказано.
Просит:
- включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, одноэтажный шлакоблочный гаражный бокс общей площадью 20,7 квадратных метров под № (литера Г), расположенный <адрес>
- признать за ней право собственности в порядке наследственного преемства на одноэтажный шлакоблочный гаражный бокс № (литера Г) площадью 20,7 квадратных метров, расположенный <адрес>
В судебном заседании Степанова Н.В. поддержала иск по предмету и основаниям.
Ответчик Каштанова Т.В. иск признала.
Ответчик МО «Североуральский городской округ и третье лицо МРИ ФНС № 14 по Свердловской области своих представителей в суд не направили, извещены, в отзывах не возражали против удовлетворения исковых требований.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела, а также наследственного дела, следует, что истец и ответчик Каштанова Т.В. являются наследниками первой очереди имущества, оставшегося после смерти ФИО2 Завещания наследодатель не совершал.
Согласно свидетельству о смерти №, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ года.
С заявлениями о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону к нотариусу обратилась истец Степанова Н.В. и ответчик Каштанова Т.В.
По данным БТИ г. Североуральска, на земельном участке, отведенном под строительство гаражей на основании решения исполкома Североуральского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, по <адрес>, № находится гаражный бокс, одноэтажный, шлакоблочный, общей площадью 20,7 м2. Гаражный бокс в эксплуатацию не принят, право собственности не зарегистрировано, первичная инвентаризация проведена ДД.ММ.ГГГГ по обращению Степановой Н.В.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК - далее по тексту) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1113 ГК наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ст. 1112 ГК в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1111 ГК наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
При наследовании по закону наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК (ст. 1141 ГК).
В соответствии с частью 1 статьи 1142 ГК наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Степановой Н.В. и Каштановой Т.В. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру <адрес> и денежные вклады наследодателя, согласно которым они являются собственниками указанного имущества в порядке наследования по 1/2 доле каждая.
Спорный гаражный бокс не является самовольной постройкой, поскольку возведен на земельном участке, отведенном для целей строительства гаражей. Факт выделения наследодателю земельного участка под строительство гаража не оспаривается.
Согласно п. 1 ст.1153 ГК принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п.п. 1, 2 и 4 ст. 1152 ГК для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Пунктами 34 и 35 Постановления Пленума от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
Наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям.
Таким образом, Степанова Н.В. и Каштанова Т.В. приняли наследство, открывшееся после смерти их отца, обратившись к нотариусу. Они являются его собственниками со дня открытия наследства.
Спор в части принадлежности гаража наследодателю на праве собственности возник в связи с отсутствием надлежаще оформленных документов.
Пунктом 8 вышепоименованного Постановления Пленума Верховного Суда разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
П.п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Предписаниями п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» реализуется принцип единства юридической судьбы сооружения с земельным участком, на котором они расположены. Этот принцип обеспечивает одновременное участие в обороте двух неразрывно связанных объектов: сооружения и земельного участка под ним.
Согласно абз. 2 п.9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу п. 1 ст. 130 ГК к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Для признания гаража объектом недвижимости необходим, в том числе, отвод земельного участка под строительство гаражей. Факт того, что регистрация права собственности на земельный участок и гараж произведена не была, не является основанием для исключения этого имущества из состава наследства.
Такая правовая позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 13.12.2001 года № 16-П).
Право ФИО2, построившего гараж на выделенном для этой цели земельном участке, не оспаривалось. Решение исполкома от ДД.ММ.ГГГГ № отменено не было. ФИО2 владел и пользовался гаражом и, соответственно, земельным участком длительное время.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 фактически владел на праве собственности спорным земельным участком и расположенным на нем гаражом, поэтому данное имущество подлежит включению в состав наследства.
Вместе с тем, по тем основаниям, что наследство приняли по 1/2 доле, как истец, так и ответчик Каштанова Т.В., иск Степановой Н.В. в части признания за ней право собственности на весь гаражный бокс удовлетворен быть не может, только в размере 1/2 доли.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, гаражный бокс, общей площадью 20,7 м2, под номером 230 (литера Г), находящийся <адрес>
Признать за Степановой Н. В. право собственности на 1/2 долю гаражного бокса, общей площадью 20,7 м2, под номером 230 (литера Г), находящегося <адрес>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
СУДЬЯ А.С.АКСЁНОВ