11RS0003-01-2020-000371-71 |
2-430/20 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Инта |
23 апреля 2020 года |
Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Матюшенко Ю.Ф., при секретаре Яковлевой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Т. Н. к администрации муниципального образования городского округа "Инта" о восстановлении в списках граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья,
установил:
Борисова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации МОГО "Инта" о восстановлении в списках граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, по категории "инвалиды" с даты постановки на учет 03.02.1997 с составом семьи 3 человека, включая дочь, Борисову О.И., и несовершеннолетнего внука, Попова Д.М., <....> года рождения.
В обоснование иска указала, что состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для переселения из РКС с 03.02.1997 по категории "пенсионеры". Ранее с 03.02.1997 в списках состоял ее супруг Борисов И.А., по категории "инвалиды". Супруг умер <....> и ответчик перевел их из категории "инвалиды" в категорию "пенсионеры". Данный перевод считает незаконным, поскольку в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления субсидии) сохраняется за членами его семьи. Считает, что она и члены её семьи Борисова О.И. и Попов Д.М. имеют право состоять в списках граждан на получение жилищной субсидии по категории "инвалиды" с даты постановки на учет умершего супруга <....>
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал, что законных оснований для восстановления истца на учете по категории "инвалиды", а также с указанным составом семьи, не имеется.
В письменном отзыве третье лицо Минстрой РК ссылался об отсутствии у него сведений о наличии у Борисова И.А. права состоять на учете по указанной категории, а также указал, что на дату смерти Борисова И.А. возможность сохранения права на получение жилищной субсидии за членами семьи умершего лица, состоявшего на учете, законодательно предусмотрена не была. Кроме того полагал, что право Борисовой О.И. на постановку на учет взамен умершего Борисова И.А. возможно только в случае подтверждения их совместного проживания и ведения общего хозяйства до даты его смерти, в свою очередь, Попов Д.М. <....> года рождения не может быть признан членом семьи Борисова И.А.
Третье лицо Борисова О.И. в письменном отзыве с исковыми требованиями согласилась.
Стороны и третьи лица в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела без своего участия, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы учетного дела, суд приходит к следующему.
Их материалов учетного дела следует, что Борисов И.А. в период с 13.10.1975 по 25.10.2000 (далее сведения отсутствуют) непрерывно работал на предприятиях, расположенных в городе Инта, отнесенном к районам Крайнего Севера.
03.02.1997 администрацией МО "Город Инта" Борисов И.А. поставлен на учет (регистрационный №4020, льготный - №340) для улучшения жилищных условий граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи 4 человека, включая Борисову Т.Н. (супругу), Борисова А.И. (сына), Борисову О.И. (дочь). В дальнейшем, с 26.06.2001 Борисову И.А. была установлена инвалидность второй группы, с 07.06.2004 - повторно.
В соответствии с п.20 Положения о регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления).
Таким образом, на дату установления инвалидности Борисов И.А. имел право на перевод его с членами семьи в очередь по категории "инвалиды" по первоначальной дате постановки на учет.
<....> Борисов И.А. умер.
16.03.2005 Борисова Т.Н. в связи со смертью супруга Борисова И.А. переведена из категории "инвалиды" в категорию "работающие" с составом семьи 3 человека с датой постановки на учет 03.02.1997.
Постановлением Главы администрации МО "Город Инта" от 29.09.2005 №<....> Борисова Т.Н. с 15.09.2005 переведена из категории "работающие" в категорию "пенсионеры " с тем же составом семьи с датой постановки – 03.02.1997. 20.02.2008 Борисовой Т.Н. подано заявление о включении её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с составом семьи 2 человека, в том числе дочь, Борисова О.И.
Условия оказания государственной финансовой поддержки в приобретении жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее – Закон).
Статьёй 1 Закона определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, к которым относятся, в том числе инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Ранее данные правоотношения регулировались Федеральным законом от 25.07.1998 №131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", статьёй 4 которого было предусмотрено первоочередное право инвалидов на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при этом размер жилищной субсидии, предоставляемой гражданину при наличии договора о строительстве (приобретении) жилья, определялся исходя из социальной нормы площади жилья для выезжающих членов семьи, установленной на территории субъекта Российской Федерации, куда выезжают получившие жилищные субсидии граждан (ст.5).
Федеральным законом от 17.07.2011 №212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вступившим в действие с 01.01.2012, в статью 1 Закона включена норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
До внесения указанных изменений возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо предусмотрена не была. Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Закон не содержал.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, то есть до 01.01.2012, так же, как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 01.01.2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Таким образом, суд признает, что возможно сохранение права на получение жилищной субсидии за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете на получение жилищной субсидии, в том числе и в случае смерти указанного гражданина до 01.01.2012. При этом для целей признания права на субсидию после смерти гражданина, состоящего на учете, установлению подлежит состав семьи последнего на дату его смерти.
Статьей 5 Закона, а также Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, установлено, что членами семьи гражданина - участника подпрограммы из числа граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (подп."з" п.5, подп."в" п.17 Правил).
Установлено, что Борисова Т.Н. являлась супругой Борисова И.А., Борисова О.И. –дочерью Борисова И.А. и Борисовой Т.Н., что подтверждается свидетельствами серии I<....> от <....>, II-ЕА <....> от <....> соответственно.
Согласно имеющимся материалам дела, Борисова Т.Н., Борисова О.И. и Борисов И.А. на дату смерти последнего совместно проживали по адресу: г<....>, что подтверждается справками о зарегистрированных лицах по указанному адресу, копией поквартирной карточки, представленными копиями медицинских документов. Кроме того, и Борисова Т.Н., и Борисова О.И. состояли на учете совместно с Борисовым И.А. на дату его смерти в качестве члена его семьи.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Борисова Т.Н. и Борисова О.И. в качестве члена семьи Борисова И.А. имеют право состоять в списках на переселение по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 03.02.1997 взамен умершего супруга и отца Борисова И.А.
Доводы ответчика о том, что материалы учетного дела не содержат сведений об отсутствии или наличии у Борисова И.А. на день смерти жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера, то есть доказательств того, что по состоянию на 25.08.2004 гражданин не утратил право состоять в списках на получение жилищной субсидии, суд находит несостоятельными, поскольку при постановке Борисова И.А. на учет 03.02.1997 администрация МОГО "Инта" обязана была разъяснить ему о необходимости представить документы об отсутствии жилья за пределами районов Крайнего Севера. До 2004 года по данному основанию Борисов И.А. снят с учета не был.
Отсутствие инвалидности у истца также не является обстоятельством для отказа в иске, поскольку она имеет право состоять на учете в качестве члена семьи инвалида.
Вместе с тем требование об обязании включить внука истца Попова Д.М. в списки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 03.02.1997 года удовлетворению не подлежит, поскольку Попов Д.М., <....> года рождения, родился после смерти Борисова И.А., поэтому не являлся и не мог являться членом его семьи на дату смерти.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Борисовой Т. Н. удовлетворить частично.
Признать за Борисовой Т. Н., <....> года рождения, право состоять с составом семьи два человека, включая Борисову О. И., <....> года рождения, в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 03 февраля 1997 года взамен умершего Борисова И. А..
Исковые требования Борисовой Т. Н. к администрации муниципального образования городского округа "Инта" об обязании включить Попова Д. М., <....> года рождения, в списки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 03 февраля 1997 года взамен умершего Борисова И. А. - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
подпись |
Мотивированное решение составлено 08 мая 2020 года.
Копия верна: |
|
судья |
Ю.Ф. Матюшенко |