Дело № 2-298/2016 |
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Заполярный |
6 апреля 2016 г. |
Печенгский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Карташова Е.В.,
при секретаре Головковой Н.В.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Поливоды Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации, размещенной на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет,
установил:
прокурор Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» (далее - МБОУ СОШ № 1) о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации, размещенной на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов выявлены нарушения, согласно которым интернет-сайт МБОУ СОШ № 1, размещенный по адресу: http://www.nikel-1.ukoz.ru не соответствует требованиям, установленным ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
В нарушение требований ст. 7 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 5 и 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785, п.п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.5, 4.6 и 5.1.7.7 ГОСТа 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, поскольку сайт образовательной организации не имеет альтернативной версии для слабовидящих, предусматривающей адаптированную текстовую версию, оснащенную текстовым сопровождением графических файлов, поясняющим изображение, не предусматривает возможности изменения цветовой схемы, межстрочного интервала и изменения размера шрифта текста в пределах 200 процентов.
Требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.
В целях создания специальных условий для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, требования приведенного выше ГОСТ Р 52872-2012 должны применяться наряду с иными актами, принятыми в области стандартизации (в частности с международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов (САО), применяемым в соответствии с п. 23 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
Неисполнение МБОУ СОШ № 1 требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выразившееся в необеспечении беспрепятственного доступа инвалидов, круг лиц которых определить невозможно, к информации, размещенной на официальном сайте образовательного учреждения, нарушает их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Просит обязать МБОУ СОШ № 1 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу привести официальный сайт образовательной организации, размещенный по адресу: http://www.nikel-1.ukoz.ru, оснастив его альтернативной текстовой версией для инвалидов по зрению, предусматривающей текстовое сопровождение графических файлов, поясняющее изображение, возможность изменения по выбору пользователя цветовой схемы, межстрочного интервала (междустрочия) внутри абзаца от 1,5, а также размера шрифта текста в пределах 200 процентов без применения вспомогательных технологий таким образом, что пользователю не нужно было прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран.
Ответчик с иском согласился, представив в суд соответствующий отзыв, в котором указывает, что по состоянию на *.*.* проведены работы по становлению версии для инвалидов по зрению, соответствующей требованиям, установленным ГОСТ Р 51872-2012 (л.д. 20).
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно представил суду заявление ответчика от *.*.* о признании иска в полном объеме.
Ответчик в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Согласно представленному заявлению, просит рассмотреть дело без участия его представителя.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. «b» ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г.) (далее - Конвенция) государства-участники в целях наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В соответствии с п.п. «f» и «g» ч. 2 ст. 9 Конвенции государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
В силу ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
В соответствии со ст. 14 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В силу ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации утверждены приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785.
Приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. № 1789-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» (далее - ГОСТ Р 52872-2012), который распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 52872-2012 под доступностью интернет-ресурсов для инвалидов по зрению (accessibility internet-resource for invalids on sight) понимается возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.
В соответствии с Руководством по обеспечению доступности веб-контента (WCAG) 2.0 для людей с ограничениями жизнедеятельности определены следующие уровни доступности информации для инвалидов по зрению: уровень AAA - уровень доступности специализированных интернет-ресурсов для инвалидов по зрению. Позволяет инвалиду по зрению обеспечить доступность к интернет-ресурсу с использованием специальных технологий этого ресурса, разработанных для людей с ограничениями по зрению (п. 4.1.3 ГОСТ Р 52872-2012).
Основные принципы, которыми необходимо придерживаться при разработке интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, приведены в разделе 4.2 ГОСТ Р 52872-2012:
4.2.1. Воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать.
4.2.2. Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе пользователями с нарушением зрения.
4.2.3. Понятность: информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения.
4.2.4. Надежность: контент должен быть надежным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения.
В силу п. 4.5 ГОСТ Р 52872-2012 для полноценного доступа инвалидов по зрению к интернет-ресурсам информация должна быть представлена в виде текста.
Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 52872-2012 графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, т.к. доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.
В соответствии с п. 5.1.7.7 ГОСТ Р 52872-2012 визуальное отображение: для визуального отображения блоков текста доступен механизм для достижения следующих характеристик (уровень AAA):
- цвета переднего плана и фона могут быть выбраны пользователем;
- ширина строки не превышает 80 символов;
- текст не выровнен по ширине строки (одновременно по правому и левому полям);
- межстрочный интервал (междустрочие) внутри абзаца не менее 1,5, а интервал между абзацами больше межстрочного минимум в 1,5 раза;
- размер шрифта текста может быть изменен в пределах 200 процентов без применения вспомогательных технологий таким образом, что пользователю не нужно прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран;
- изображение текста. Изображение текста используется только для украшения или в случаях, когда специфическое отображение текста имеет ключевое значение для передачи информации, например, изображение логотипа (уровень AAA).
В ходе проверки прокуратурой Печенгского района сайта МБОУ СОШ № 1 установлено, что интернет-сайт, размещенный по адресу: http://www.nikel-1.ukoz.ru не соответствует требованиям, установленным в п. 5.1.7.7 ГОСТ Р 52872-2012.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются представленными скриншотами (л.д. 10 - 15).
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что несоответствие интернет-сайта МБОУ СОШ № 1 требованиям ГОСТ Р 52872-2012 нарушает права лиц, ограниченных по зрению, на свободный доступ к информации.
В силу ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав являются пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Оценивая в совокупности установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора следует признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предложенный прокурором срок, в течение которого ответчиком должны быть исполнены исковые требования, по мнению суда, является разумным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Печенгского района Мурманской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» привести официальный сайт образовательной организации, размещенный по адресу: http://www.nikel-1.ukoz.ru, в соответствии с требованиями доступности для инвалидов по зрению, оснастив его альтернативной текстовой версией для инвалидов по зрению, предусматривающей текстовое сопровождение графических файлов, поясняющее изображение, возможность изменения по выбору пользователя цветовой схемы, межстрочного интервала (междустрочия) внутри абзаца от 1,5, а также размера шрифта текста в пределах 200 процентов без применения вспомогательных технологий таким образом, что пользователю не нужно было прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран. Установить срок исполнения решения суда - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» в доход бюджета муниципального образования Печенгский район Мурманской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Карташов |