Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-223/2016 ~ М-179/2016 от 15.01.2016

дело № 2-223/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея 1 апреля 2016 года

Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

с участием представителя истца Олиферова М.В., представителей ответчиков Калашникова П.Ф., Новиковой А.В., Томина А.В., Ткачева Д.Л.,

при секретаре Ткачевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Зейские системы водоотведения», администрации города Зеи Амурской области, обществу с ограниченной ответственностью «Городские коммунальные системы» о возложении обязанности по приведению дорожного покрытия проезда в нормативное состояние,

установил:

Прокурор Зейского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении на ООО «Зейские системы водоотведения» обязанности привести дорожное покрытие проезда в районе второго подъезда жилого дома № 40 мкр. Светлый в г. Зее в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой Зейского района проверки по обращению председателя Совета многоквартирного дома установлено, что дорожное покрытие в указанном месте находится в ненадлежащем состоянии: имеются вспучивания бетонного покрытия со множеством больших по размеру остатков бетона, при этом в месте повреждения дорожного покрытия расположены подземные канализационные сети, проходящие от канализационного колодца к указанному дому и переданные для использования ответчику, в связи с чем ответчик в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории г. Зеи, Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязан привести поврежденное дорожное покрытие над канализационными сетями в нормативное состояние в целях обеспечения бесперебойного движения транспортных средств и безопасных условий такого движения.

По инициативе суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: администрация г. Зеи, ООО «Городские коммунальные системы» и МБУ «Единая служба по благоустройству г. Зеи», истцом поддержаны требования к администрации г. Зеи и ООО «Городские коммунальные системы».

В судебном заседании помощник прокурора Зейского района Олиферов М.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, в дополнение к доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что поскольку спорный участок является автомобильной дорогой, при этом имеются обременения в его использовании с целью проезда к объектам смежного землепользования, постольку администрация г. Зеи на основании Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления» и Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязана привести этот участок дороги в нормативное состояние.

Представители ответчика ООО «Зейские системы водоотведения» Калашников П.Ф., Новикова А.В. исковые требования не признали, пояснили, что общество никаких работ по прокладке или переустройству водопроводно-канализационных коммуникаций на спорном участке не проводило, разрешение на производство таких работ в администрации г. Зеи не получало, правопреемником ООО «ТЭК» либо ООО «ОСК 3» не является.

    Представитель ответчика администрации г. Зеи Томин А.В. исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии действующим законодательством земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Зея, мкр. Светлый, 40, сформирован, проведен его государственный кадастровый учет, вынесены постановления о расчете земельных долей собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в связи с чем в соответствии со ст. 36 ЖК РФ этот земельный участок и имеющийся на нем внутриквартальный проезд находятся в общей долевой собственности собственников помещений указанного жилого дома, при этом спорный участок дорогой, как инженерным сооружением, не является, требованиям, предъявляемым к дороге, не отвечает, в Перечень автомобильных дорог общего пользования городского значения, относящихся к муниципальной собственности г. Зеи, не включен, поэтому администрация г. Зеи является ненадлежащим ответчиком по делу.

    Представитель ответчика ООО «Городские коммунальные системы» Ткачев Д.Л. исковые требования не признал, пояснил, что общество на основании договора осуществляет управление многоквартирным домом № 40 мкр. Светлый, при этом на управляющую компанию действующим законодательством возложена обязанность лишь по уборке прилегающих территорий, включая дороги, тротуары и проезды, возложение иных обязанностей на управляющую компанию недопустимо.

    Представитель ответчика МБУ «Единая служба по благоустройству г. Зеи» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, о причине неявки суд не уведомил, свои объяснения по иску не представил.

Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Зеи, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Зеи в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, о причине неявки суд не уведомили.

    В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при такой явке.

    Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

    Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем этого круга физических лиц в силу закона.

В судебном заседании установлено, что прокурор Зейского района обратился в суд в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов неопределенного круга лиц, пользующихся проездом вдоль многоквартирного дома № 40 мкр. Светлый в г. Зее Амурской области.

Ненадлежащее состояние дорожного покрытия указанного проезда и не выполнение работ по его ремонту существенно ограничивает права пользующихся им граждан, поскольку ставит под угрозу бесперебойность движения транспортных средств и безопасные условий такого движения.

При таких обстоятельствах обращение прокурора Зейского района в суд с данным иском является законным и обоснованным.

    Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Зейского района проведена проверка по обращению председателя Совета многоквартирного дома № 40 мкр. Светлый в г. Зее, в ходе которой установлено, что дорожное покрытие проезда в районе второго подъезда жилого дома № 40 мкр. Светлый в г. Зее находится в ненадлежащем состоянии: имеется вспучивание бетонного покрытия шириной 3,8 м, длиной 13,8 м, высотой до 14 см со множеством больших по размеру остатков бетона, что нарушает установленные требования Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221.

    Приведенные обстоятельства сторонами не оспаривались.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132).

    В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 3, ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; под ремонтом автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; под содержанием автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

    В соответствии с ч. 4 ст. 6, ст. 12, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

    В соответствии с п. 5 ст. 14, ст. 40 Устава города Зеи дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения муниципального образования, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация города Зеи.

    Таким образом, действующим законодательством обязанность по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения на них возложена на органы местного самоуправления.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Подпунктами «е» и «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, установлено, что в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

    В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1).

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2).

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4).

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5).

Таким образом, возникновение права собственности на земельный участок собственников помещений в многоквартирном доме возможно только после проведения кадастровых работ по его формированию (в том числе работ по межеванию) и проведения государственного кадастрового учета.

    Согласно данным кадастрового паспорта и кадастрового дела данные о земельном участке с кадастровым номером 28:03:010006:0019 по адресу: г. Зея, мкр. Светлый, 40 внесены в государственный кадастр недвижимости 27 ноября 1992 года, на основании заявления и постановления органа местного самоуправления от 8 июня 2010 года уточнены сведения о местоположении границ и площади земельного участка, изменено разрешенное использование земельного участка - на размещение среднеэтажного жилого дома, согласно решению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от 17 июня 2010 года произведен государственный кадастровый учет указанных изменений земельного участка.

Изложенное свидетельствует о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Зея, мкр. Светлый, 40, в установленном законом порядке сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.

    В судебном заседании установлено и видно из материалов дела, что спорный участок, в отношении которого прокурором Зейского района заявлены требования, находится на земельном участке в районе второго подъезда жилого дома № 40 мкр. Светлый в г. Зее, то есть на земельном участке, находящемся с 17 июня 2010 года в общей долевой собственности у собственников помещений в этом многоквартирном доме.

По смыслу закона собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

    В силу ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12); надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ (п. 16); управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42).

Управление многоквартирным домом № 40 мкр. Светлый в г. Зее на основании договора от 15 февраля 2011 года осуществляет ООО «Городские коммунальные системы».

Между тем, п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

    Статья 5 указанного Федерального закона подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на автомобильные дороги: федерального, регионального или межмуниципального и местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.    Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования городского значения, относящихся к муниципальной собственности города Зеи, утвержденному постановлением главы администрации города Зеи № 709 от 13 мая 2014 года, внутриквартальные проезды мкр. Светлый отнесены к муниципальной собственности города Зеи.

Какие именно проезды мкр. Светлый отнесены органом местного самоуправления к внутриквартальным, из указанного Перечня установить не представляется возможным.

    Между тем, в соответствии с пунктом 11.4 Свода правил СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года № 820, улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой проезд отнесен к категории «улицы и дороги местного значения», его основное назначение - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Согласно Нормативам градостроительного проектирования Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 30 декабря 2011 года № 984, внутридворовые дороги, проезды - земельные участки с искусственным покрытием, предназначенные для движения автотранспортных средств к жилым зданиям, вспомогательным площадкам и сооружениям дворового благоустройства (площадкам для мусоросборников, подземным автостоянкам) и расположенные на придомовой территории; внутриквартальные дороги, проезды - земельные участки с искусственным покрытием, предназначенные для движения автотранспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри микрорайона (квартала), в том числе выделяемых красными линиями (приложение № 1).

    Из пояснений в судебном заседании 18 февраля 2016 года специалиста - государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД МО МВД России «Зейский» Венкова П.И. следует, что придомовая территория за пределами тротуара около дома № 40 мкр. Светлый в г. Зее предусмотрена для движения транспортных средств, в связи с чем является проезжей частью, дорогой.

    Как видно из материалов дела, спорный участок расположен вдоль многоквартирного дома № 40 мкр. Светлый в г. Зее, за пределами тротуара, в районе подъезда № 2, предназначен прохода и проезда личного транспорта жильцов указанного дома и служит для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства.

    Вместе с тем, также установлено, что объектом смежного землепользования является нежилое помещение по адресу: г. Зея, мкр. Светлый, 40 строение 1, примыкающее к дому № 40 с торца со стороны подъезда № 1, где осуществляют свою деятельность ИП АИБ (розничная торговля в специализированном магазине, оказание санитарно-технических услуг населению) и ИП БТВ (производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, розничная торговля этими изделиями), проход и проезд неограниченного круга лиц к которым осуществляется через спорный участок, в отношении которого заявлены требования.

    Кроме того, спорный участок служит сквозным проездом как для личного транспорта неограниченного круга лиц, так и для специализированного транспорта к дорогам общего пользования, а также к дому № 41 мкр. Светлый в г. Зее.

    Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ИП АИБ и ИП БТВ, сообщениями ИП АИБ от <Дата обезличена> и ИП БТВ от <Дата обезличена>, данными кадастрового паспорта и кадастрового дела земельных участков с кадастровыми номерами: 28:03:010006:0019 по адресу: г. Зея, мкр. Светлый, 40, 28:03:010006:0002 по адресу: г. Зея, мкр. Светлый, 40 строение 1, технического паспорта канализационных сетей г. Зея и выкопировки из материалов топографической съемки.

    Необходимость использования этого проезда для обслуживания иных жилых и нежилых помещений, организаций и иных объектов ответчиками не оспаривается.

Доказательств обратного, а именно, что проезд, проходящий вдоль дома № 40 мкр. Светлый, предназначен для обслуживания, эксплуатации и благоустройства только этого дома, в деле не имеется.

    Таким образом, спорный участок, в отношении которого заявлен спор, - это участок внутриквартального проезда, являющийся объектом транспортной инфраструктуры, предназначен для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, то есть участок автомобильной дороги общего пользования местного значения.

Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о включении спорного проезда, как автомобильной дороги общего пользования местного значения, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № 40 мкр. Светлый в г. Зее, не представлено.

Поскольку автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах городского округа относятся к собственности городского округа, а осуществление дорожной деятельности - к полномочиям органов местного самоуправления, следовательно, проведение ремонта внутриквартального проезда и его содержание к работам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома не относится и на собственников помещений в многоквартирном доме бремя расходов на такой ремонт не может быть возложено.

При таких данных оснований для возложения обязанности по приведению спорного участка в нормативное состояние на ООО «Городские коммунальные системы» не имеется.

Также не усматривает суд оснований для возложения такой обязанности на ООО «Зейские системы водоотведения».

Правилами благоустройства территории г. Зеи, утвержденными решением Зейского городского Совета народных депутатов от 6 июня 2012 года № 77/56, предусмотрена обязанность юридических лиц, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или ответственном хранении которых имеются инженерные коммуникации: производить все виды работ, связанных с прокладкой, переносом или переустройством инженерных коммуникаций в соответствии с разрешением на строительство, выдаваемым в соответствии с действующим законодательством; восстанавливать при ремонте смотрового колодца не только его конструктивные элементы, но и примыкающее к нему асфальтовое покрытие, но не менее чем в радиусе 20 см от внешнего края люка; восстанавливать примыкающее к люку асфальтовое покрытие в границах разрушения; устранять провалы, просадки грунта или дорожного и тротуарного покрытия, появившиеся в местах прохождения подземных инженерных коммуникаций (п.8.5.11.1, 8.5.11.3 Правил).

Согласно концессионному соглашению № 4 от 25 марта 2014 года муниципальное образование город Зея, от имени которого выступил комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи, предоставил ООО «Зейские системы водоотведения» на срок 15 лет права владения и пользования коммунальными сетями и иным имуществом, образующим единое целое и предназначенным для обеспечения потребителей города Зеи коммунальными услугами (водоотведение), в том числе канализационные сети мкр. Светлый в г. Зее (п. 1, 2, п. 29 Приложения № 1).

Вместе с тем, нахождение подземных канализационных сетей под поврежденным спорным участком дороги с достоверностью не установлено.

Согласно данным технического паспорта канализационных сетей видно, что таковые проходят вдоль дома № 40 мкр. Светлый и от канализационного колодца в районе подъезда № 1 этого дома к канализационному колодцу дома № 41.

Из показаний в судебном заседании 27 января 2016 года свидетеля БДН -главного инженера ООО «Городские коммунальные системы» следует, что канализационный колодец в месте вспучивания грунта находится чуть правее подъезда № 2 дома № 40 мкр. Светлый в г. Зее, площадь вспучивания грунта составляет примерно 6 метров по ширине и во всю длину канализационной трубы, проложенной от дома № 40 к дому № 41, тротуар и бетонное покрытие в этом месте повреждены.

Из пояснений в судебном заседании 18 февраля 2016 года представителя ответчика Калашникова П.Ф. и специалиста Прокоповича В.А. следует, что схема инженерных коммуникаций в техническом паспорте канализационных сетей не соответствует действительности, поскольку подземные коммуникации от дома № 40 к дому № 41 проходят от канализационного колодца в районе подъезда № 2 дома № 40 к канализационному колодцу дома № 41.

Однако объективными данными утверждения представителя ответчика Калашникова П.Ф., специалиста Прокоповича В.А., свидетеля БДН о месте нахождения канализационных сетей не подтверждены.

Кроме того, федеральным законодательством, а именно, частью 6 статьи 19 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена обязанность владельцев инженерных коммуникаций за их счет осуществлять реконструкцию, капитальный ремонт автомобильной дороги в случае, если прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, ее участков.

Наличие в Правилах благоустройства территории г. Зеи, положений, возлагающих на указанных лиц обязанность устранять провалы, просадки грунта или дорожного и тротуарного покрытия, появившиеся в местах прохождения подземных инженерных коммуникаций, не может свидетельствовать о том, что владельцы инженерных коммуникаций обязаны производить ремонт дорожного покрытия во всех местах прохождения коммуникаций, независимо от наличия причинной связи между повреждениями дорожного покрытия и фактом прохождения под ним таких коммуникаций.

Данных, указывающих на проведение ООО «Зейские системы водоотведения» работ по ремонту канализационного колодца в районе второго подъезда дома № 40 мкр. Светлый и подземных коммуникаций на спорном участке, на получение разрешений на производство таких работ, сторонами не представлено.

Доказательства, подтверждающие наличие причинно-следственной связи между нахождением подземных канализационных сетей в районе повреждения дорожного покрытия и его повреждением на этом участке дороги, на что указывали стороны и свидетель РВД, также отсутствуют.

При таких данных оснований полагать, что ООО «Зейские системы водоотведения» является надлежащим ответчиком по делу, не имеется.

Вместе с тем, поскольку установлено, что спорный участок является участком автомобильной дороги общего пользования местного значения, относящейся к муниципальной собственности города Зеи, а обязанность содержать автомобильные дороги местного значения в силу закона возложена на орган местного самоуправления, постольку содержание, ремонт и обеспечение безопасности дорожного движения на этом участке дороги должен осуществлять орган местного самоуправления муниципального образования в лице администрации г. Зеи, так как нормы жилищного права не регулируют отношения в сфере безопасности дорожного движения.

Кроме того, суд учитывает, что пунктом 8.7.2 Правил благоустройства территории города Зеи, утвержденных решением Зейского городского Совета народных депутатов от 6 июня 2012 года № 77/56, установлено, что текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) осуществляется специализированными предприятиями на основании муниципальных контрактов с администрацией города в пределах средств, предусмотренных бюджетом города на эти цели.

Муниципальной программой города Зеи «Благоустройство города Зеи Амурской области на 2015-2021 годы», утвержденной постановлением администрации города Зеи от 24 февраля 2016 года № 313, также предусмотрена система мероприятий, направленных на развитие дорожно-уличной сети г. Зеи, а именно: капитальный ремонт, ремонт и развитие улично-дорожной сети, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, осуществление которых предусмотрено за счет областных средств и средств бюджета г. Зеи, ответственный исполнителем этих мероприятий - администрация г. Зеи.

В соответствии с ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

    Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

    Статьей 179.4 БК РФ установлено, что часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, является дорожным фондом, к которым также относятся муниципальные дорожные фонды. Муниципальный дорожный фонд создается решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете). Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа муниципального образования. Бюджетные ассигнования муниципального дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в очередном финансовом году.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см (п. 3.1.2 ГОСТ).

Из материалов дела видно, что в результате проведенных прокуратурой Зейского района проверок, в том числе с участием представителя ОГИБДД МО МВД России «Зейский», 14 января 2016 года и 30 марта 2016 года установлено, что дорожное покрытие проезда в районе второго подъезда жилого дома № 40 мкр. Светлый в г. Зее находится в ненадлежащем состоянии: имеется вспучивание бетонного покрытия шириной 3,8 м, длиной 13,8 м, высотой до 14 см со множеством больших по размеру остатков бетона.

В ходе рассмотрения дела наличие дефектов дорожного покрытия, превышающих предельно-допустимые параметры, установленные ГОСТ Р 50597-93, также установлено, участниками процесса не оспаривалось.

Ненадлежащее состояние дорожного покрытия нарушает права граждан на бесперебойность движения транспортных средств, на безопасность дорожного движения, защиту их здоровья, жизни и имущества, приведение его в надлежащем состоянии является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3.2 Устава МБУ «Единая служба по благоустройству г. Зеи» создано, в том числе с целью осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Зея, его видами деятельности, в частности, являются: выполнение работ (оказание услуг) и (или) заключение соответствующих договоров на выполнение работ (оказание услуг) по текущему содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений, включая механизированную и ручную уборку автомобильных дорог; выполнение работ и (или) заключение соответствующих договоров на выполнение работ по устройству, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог и всех видов дорожных сооружений, производственных объектов, элементов обустройства автомобильных дорог.

Учредителем учреждения является муниципальное образование город Зея, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Зеи (п. 1.4 Устава).

Муниципальное задание для учреждения формируется и утверждается учредителем в порядке, определенном администрацией города Зеи, в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности. Учреждение осуществляет в соответствии с муниципальным заданием и (или) обязательствами перед страховщиками по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания (п. 3.5 Устава).

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета города Зеи (п. 3.10 Устава).

Согласно данным муниципального задания МБУ «Единая служба по благоустройству г. Зеи» на 2016 год получено задание на ямочный ремонт асфальтовобетонного покрытия дорог города - 15700 кв.м, на ремонт дорожного полотна - 68000 кв.м.

Из пояснений представителя администрации г. Зеи Томина А.В. следует, что в муниципальном задании работы по ремонту или ямочному ремонту дорожного покрытия на конкретных участках автомобильных дорог не определены, необходимость производства такого ремонта определяется соответствующей комиссией, после чего осуществляется финансирование работ.

Таким образом, МБУ «Единая служба по благоустройству г. Зеи» осуществляет деятельность по содержанию и ремонту объектов уличной дорожной сети в рамках и пределах, установленных муниципальным заданием и выделенных бюджетных средств, однако доказательств, свидетельствующих о том, что на ремонт спорного участка дороги учреждением было получено муниципальное задание и ему на эти целей были выделены бюджетные средства, что является обязательным условием для передачи таких полномочий от собственника иному лицу, отсутствуют.

    При этом создание МБУ «Единая служба по благоустройству г. Зеи» и наделение учреждения указанными функциями не освобождает администрацию г. Зея, как уполномоченный орган местного самоуправления, от выполнения возложенных на него законом полномочий по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог, расположенных на территории города Зеи, в том числе, путем выдачи данному учреждению муниципального задания на проведение ремонтных работ и выделения бюджетных средств на их проведение.

    С учетом изложенного оснований для возложения указанной обязанности на МБУ «Единая служба по благоустройству г. Зеи» не имеется.

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному иску является администрация г. Зеи, которой возложенная в силу закона обязанность содержать автомобильные дороги в отношении спорного участка не исполнена, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором в интересах неопределенного круга лиц требований об устранении выявленных нарушений.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № 40 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 1993 ░░░░ № 221.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░          ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░          ░.░. ░░░░░░░░

2-223/2016 ~ М-179/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Зейские системы водоотведения"
муниципальное бюджетное учреждение "Единая служба по благоустройству города Зеи"
Другие
КУМИ г.Зеи
администрация города Зеи
Управление архитектуры и градостроительства админисрации города Зеи
ООО "ГКС"
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Охотская Елена Владимировна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
15.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2016Передача материалов судье
19.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2016Судебное заседание
10.02.2016Судебное заседание
18.02.2016Судебное заседание
01.03.2016Судебное заседание
14.03.2016Судебное заседание
01.04.2016Судебное заседание
06.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее