Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-53/2016 (2-728/2015;) ~ М-731/2015 от 21.12.2015

Дело №2-53/2016 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.03.2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Бутурлино                                                                    17 марта 2016 года

Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Петелина Е.В.

при секретаре Кашиной С.П.,

с участием истца Хохлова А.Е., представителя ответчика администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области - Строкина И.Н., представителя третьего лица органа опеки и попечительства управления образования, молодежной политики и спорта администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области - Рахмановой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хохлова Александра Евгеньевича к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области о признании права на предоставление жилого помещения, <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Хохлов А.Е. (далее по тексту истец) обратился в Бутурлинский районный суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области (далее по тексту ответчики) о признании права на предоставление жилого помещения, как лицу <данные изъяты> и предоставлении жилого помещения, указав, что решением комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от 14.11.2014 года истец признан нуждающимся в предоставлении жилья и поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории лиц <данные изъяты>. Жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором истец зарегистрирован, непригодно для проживания, что подтверждается постановлением администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от 13.10.2014 года №1118 «О признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, а техническое состояние исследованного указанного жилого дома не позволяет обеспечить его безопасную эксплуатацию для постоянного проживания, а также несет угрозу жизни и здоровью граждан.

Учитывая, что истец в настоящее время не имеет жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма, истцу исполнилось 18 лет, он имеет право на обеспечение его жилым помещением. В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке <данные изъяты>, ст. <адрес> N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", <данные изъяты> о порядке обеспечения жилыми помещениями <данные изъяты> утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 года N 315, истец просит суд признать за Хохловым А.Е. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как за лицом <данные изъяты>; обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области предоставить Хохлову А.Е. в 2016 году благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм; обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить передачу в 2016 году администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению лиц <данные изъяты>, жилыми помещениями для предоставления Хохлову А.Е. благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании истец Хохлов А.Е. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области Строкин И.Н. иск признал частично, подробно сослался на представленное объяснение (л.д. 121-125).

Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду письменное возражение, в котором иск не признал (л.д. 111-115).

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства управления образования, молодежной политики и спорта администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области - Рахманова Е.Ю., против исковых требований не возражает, однако поясняет, что те граждане которые стоят на указанное специализированное жилое помещение в очереди первыми в связи с обращением других граждан стоящих в данной очереди в суд не могут получить жилого помещения, поскольку предпочтение отдается тем, кто обращался в суд, и имеет решение о предоставление данного жилого помещения.

Выслушав явившиеся стороны по делу, изучив материалы дела, и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).

Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений <данные изъяты>, лицам из числа <данные изъяты>, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке <данные изъяты>" установлено, что <данные изъяты> лицам из числа <данные изъяты>, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также <данные изъяты>, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для <данные изъяты>, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются <данные изъяты> обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи <данные изъяты>. Предоставление <данные изъяты>, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Проживание <данные изъяты>, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

<данные изъяты> (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение <данные изъяты>

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Порядок установления факта невозможности проживания <данные изъяты>, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав <данные изъяты>, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории <данные изъяты>, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 "Об обеспечении <данные изъяты> жилыми помещениями" утверждено Положение о порядке обеспечения <данные изъяты>, жилыми помещениями, согласно п. 1.2 которого обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется, в том числе, путем предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда (п. В), а в п. 1.4 установлено, что предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению <данные изъяты> жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства <данные изъяты>

Кроме того, законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению <данные изъяты>, жилыми помещениями.

Законом Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" в ст. 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области осуществляется уполномоченными Правительством Нижегородской области органами исполнительной власти Нижегородской области, в том числе, путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской области для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Согласно п. 2.7 Положения о порядке обеспечении <данные изъяты>, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315, предоставляемые органами местного самоуправления <данные изъяты> жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).

Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Хохлов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 55-56, 126).

Постановлением главы администрации Бутурлинского муниципального района №266 от 06.03.2015 года Хохлов А.Е. включен в сводный список <данные изъяты> которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Бутурлинского района на условиях специализированного найма (л.д. 28-29).

Хохлов А.Е. в собственности или по договору социального найма жилого помещения не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является (л.д. 25-26).

Постановлением главы администрации Бутурлинского муниципального района №1118 от 13.10.2014 года признан непригодным для постоянного проживания жилой дом, находящейся на балансе Администрации Бутурлинского муниципального района, в котором зарегистрирована истец, находящейся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, данный жилой дом подлежит сносу и расселению в течение года с момента признания его непригодным (л.д. 17-24, 27, 31-54

Указанные обстоятельства участвующими лицами не оспариваются.

Установлено также, что по достижении возраста 18 лет, жилым помещением Хохлов А.Е. не обеспечен.

Суд, разрешая спор по существу, приходит к выводу о наличии законных оснований для возложения на администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области обеспечить Хохлова А.Е. жилым помещением.

Формирование субъектом Российской Федерации списка <данные изъяты> которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "<данные изъяты>" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.

Следовательно, у истца Хохлова А.Е., как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющего право на внеочередное получение жилого помещения, он включен в сводный список <данные изъяты>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение ему так и не было предоставлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости защиты права Хохлова А.Е. в части об удовлетворении иска о признании за ним права на жилое помещение и предоставлении жилья.

Доводы представителя ответчика администрации Бутурлинского муниципального района об отсутствии финансирования на приобретение благоустроенного жилого помещения Хохлову А.Е., судом не могут быть приняты, как основания для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку доводов искового заявления они не опровергают. Так же не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований тот факт, Хохлов А.Е. признан нуждающимся в жилом помещении, поскольку в судебном заседании установлено, что Хохлов А.Е. собственного жилья не имеет, какое-либо иное жилье за ним не закреплено.

При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке <данные изъяты>", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями <данные изъяты>, лиц из числа <данные изъяты>, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Вместе с тем, рассматривая исковые требования в части обязания Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить передачу в 2016 году администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению лиц из числа <данные изъяты>, жилыми помещениями для предоставления ФИО1 благоустроенного жилого помещения, суд считает не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Возлагая на ответчика Администрацию Бутурлинского муниципального района обязанность о предоставлении жилого помещения, суд исходит из положений п. 1.2. и п. 1.3 Положения о порядке обеспечении <данные изъяты>, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315, согласно которых следует, что обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты> осуществляется в том числе, путем приобретения жилых помещений для <данные изъяты> на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области.

Вместе с тем, доводы истца в части приобретения жилого помещения за счет выделенных средств Министерства социальной политики области не может быть признан правильным, поскольку Министерство является главным распорядителем средств областного и федерального бюджета для финансирования строительство (приобретение) жилых помещений для <данные изъяты> осуществляется (п. 2 указанного выше Положения), а органом, непосредственно уполномоченным на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующей категории граждан является Администрация Бутурлинского муниципального района (п. 1.4 Положения).

Таким образом, действующим нормативно-правовым регулированием не предусмотрено как таковой обязанности Министерства как "обязанности передачи денежных средств" при обеспечении лиц указанной категории жилыми помещениями, поскольку бюджетный процесс не предполагает возможность индивидуализировать денежные средства, предназначенные для приобретения жилого помещения индивидуально-определенному лицу из числа лиц, указанной категории, так и защиты нарушенных прав соответствующей категории граждан указанным способом, который фактически регламентирует деятельность уполномоченных и обязанных на предоставление жилья органов.

Соответственно, на ответчика Министерство социальной политики не может быть возложена указанная обязанность восстановить нарушенное право Хохлова А.Е. подобным образом.

В соответствии со ст. 88, 98 ГПК РФ с администрации Бутурлинского муниципального района в пользу Хохлова А.Е. подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 300 руб., поскольку решение состоялось в пользу истца и оплатив государственную пошлину истец понес судебные расходы, от уплаты которых ответчик не освобожден.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хохлова Александра Евгеньевича - удовлетворить частично.

Признать за Хохловым Александром Евгеньевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу, <данные изъяты>.

Обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области предоставить Хохлову Александру Евгеньевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в черте границ Бутурлинского муниципального района Нижегородской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения размером не ниже 30 кв. м.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать с администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области в пользу Хохлова Александра Евгеньевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.

    Судья                                                         Е.В. Петелин

2-53/2016 (2-728/2015;) ~ М-731/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Хохлов Александр Евгеньевич
Ответчики
Министерство социальной политики Нижегородской области
Администрация Бутурлинского муниципального района
Суд
Бутурлинский районный суд Нижегородской области
Судья
Петелин Евгений Валентинович
Дело на странице суда
buturlinsky--nnov.sudrf.ru
21.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2015Передача материалов судье
25.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2016Подготовка дела (собеседование)
01.02.2016Подготовка дела (собеседование)
01.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2016Судебное заседание
17.03.2016Судебное заседание
22.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее