Дело № 2а-1977/2020
УИД 63RS0044-01-2020-002837-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2020 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
с участием административного ответчика Мязитова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1977/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары к Мязитову Камилю Асмуиловичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
установил:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары к Мязитову К.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, в обоснование своих требований, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога за 2014-2017 год, поскольку имел в собственности транспортное средство, являющееся объектом налогообложения. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении налог уплачен не был, на основании ст.75 НК РФ были начислены пени за несвоевременную уплату налогов и направлено требование об уплате налога и пени. До настоящего времени требование не исполнено. На основании изложенного просит суд взыскать с Мязитова К.А. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 2.568 рублей, пени за 2014-2017 г. в сумме 902 рубля 55 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, не явился, о дате и времени судебного заседания надлежащим образом извещен, причину неявки суду не сообщил, ходатайств не представил.
Административный ответчик Мязитов К.А. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку транспортный налог за 2015-2017 годы оплачен в ноябре 2018 года. Транспортный налог за 2014 год оплачен в 2015 году. С расчетом пени не согласен.
Выслушав пояснения административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд полагает в удовлетворении административного искового заявления следует отказать по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы в установленном порядке транспортные средства. Согласно п.1 ст. 358 НК РФ автомобили признаются объектом налогообложения.
Ст. 14 НК РФ определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
При этом согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Как установлено в судебном заседании на основании карточки учета транспортных средств из базы специализированного учёта регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД (л.д. 61-62), во владении административного ответчика Мязитова К.А. в 2014-2017 г.г. находилось транспортное средство:
- NISSAN ALMERA CLASSIC VIN: №, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак №, а, следовательно, он был обязан уплатить транспортный налог.
Из материалов дела следует, что административному ответчику были направлены налоговые уведомления:
- № 31311045 от 21.09.2017 года об уплате транспортного налога за автомобиль NISSAN ALMERA в сумме 2.568 рублей за 2014, 2016 г. со сроком оплаты не позднее 01.12.2017 (л.д.26);
- № 60609389 от 23.08.2018 г. об уплате транспортного налога за автомобиль NISSAN ALMERA в сумме 2.568 рублей за 2017 г. со сроком оплаты не позднее 01.12.2017 (л.д.21).
Согласно справкам ПАО Сбербанк о подтверждении платежа, 27.11.2018 года и 29.08.2019 года административным истцом произведена оплата транспортного налога на сумму 7.704 рубля за 2014 и 2016 годы, и на сумму 2.568 рублей за 2017 год соответственно (л.д.66-67).
Таким образом, требование административного истца исполнено в полном объеме, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2017 год.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
К административному иску налоговым органом приложены:
- требование № 1348 от 28.01.2019 г. об уплате пеней в сумме 36 рублей 21 копейка со сроком уплаты до 11.03.2019 (л.д. 23),
- требование № 25251 от 14.05.2019 г. об уплате пеней в сумме 1.034 рубля 20 копеек со сроком уплаты до 24.06.2019 (л.д. 30).
Таким образом, срок, установленный для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по пени, начисленные административным истцом за период с 02.10.2015 по 13.05.2019, истек 11.09.2019 и 24.12.2019 года.
Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа ИФНС РФ по Железнодорожному району г. Самары обратилась 28.11.2019, т.е. в течение шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ, по требованию от 14.05.2019. В отношении требования от 28.01.2019 срок обращения к мировому судье пропущен.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 20.12.2019 судебный приказ был отменен (л.д. 33).
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим иском ИФНС обратилась в суд 20.07.2020 года, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, в обоснование которого указана причина пропуска срока – возврат искового заявления определением от 11.06.2020 года в связи с отсутствием полномочий лица, подписавшего административный иск.
Между тем данная причина не является уважительной для восстановления пропущенного срока на обращение в суд, поскольку не является основанием для приостановления его течения.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд считает, что налоговый орган имел возможность обратиться в суд в установленный законном срок, однако, такой возможностью не воспользовался, в связи с чем не находит правовых оснований для восстановления пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного иска в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи заявления о выдаче судебного приказа, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска о взыскании задолженности по пеням по транспортному налогу за 2014-2017 г.
Более того, пени за период с 01.01.2015 по 01.12.2015 года были заявлены к взысканию по административному делу № 2а-2432/2018 по спору между тем теми же сторонами. Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 04.12.2018 г. в удовлетворении исковых требований было отказано (л.д. 72-74), однако, налоговым органом повторно инициированы данные требования.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары к Мязитову Камилю Асмуиловичу о взыскании недоимку по транспортному налогу за 2017 год, пени на недоимку по транспортному налогу – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 09 октября 2020 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Судья Секретарь
.