Дело № 2-1046/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2018 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Завертяевой Л.В.,
при секретаре Шильненковой О.С.
с участием представителя истца Шергиной Ю.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Романова В.Н., действующего на основании распоряжения и Устава, представителя третьего лица Мосягина П.Д., действующего на основании Устава
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел
к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство с. Шерья»
о признании действий противоправными и возложении обязанности прекратить нарушение прав по скважине 5949,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел (далее Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в Нытвенский районный суд с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» с. Шерья Нытвенского района Пермского края (далее – МУП «ЖКХ» с. Шерья), просит признать действия ответчика, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в д. М.Ерши Нытвенского района Пермского края. Также просит возложить обязанность прекратить нарушение прав потребителей – граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст.ст. 11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ч. 1 ст. 10, ч. 3 ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416, п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:
- обязать обеспечить проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод (скважины № 5949) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. М.Ерши, с наличием заключения органа Роспотребнадзора, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины № 5949), действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. М.Ерши использования водного объекта, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу;
- возложить обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей д. М.Ерши Нытвенского района Пермского края через средства массовой информации или иным способом решение суда.
В обоснование иска указано, что МУП «ЖКХ» с. Шерья при оказании коммунальных услуг по распределению воды допущены нарушения требований санитарного законодательства.
МУП «ЖКХ» с. Шерья проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважины № 5949) д. М.Ерши Нытвенского района Пермского края имеется без наличия заключения органов Роспотребнадзора, что не соответствует требованиям п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
МУП «ЖКХ» с. Шерья допускает использование водного объекта (скважины № 5949) водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. М.Ерши Нытвенского района Пермского края без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов д. М.Ерши Нытвенского района Пермского края.
В нарушение ст. 18 Федерального Закона РФ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
Данные нарушения также указывают на нарушение требований ч. 3, ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416, а именно, осуществление забора воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из водных объектов скважин, ведется из не разрешенного к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно при осуществлении эксплуатации централизованной системы холодного водоснабжения в д. М.Ерши не могут приниматься меры по обеспечению безопасности такой системы, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращения возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, что является нарушением требований ч. 1., ст. 10 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416.
Допущенные нарушения санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей МУП «ЖКХ» с. Шерья являются услугой ненадлежащего качества, также может повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни граждан.
В судебном заседании представитель истца Шергина Ю.В. исковые требования поддержала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ» с. Шерья Романов В.Н. с исковыми требованиями согласен, пояснил, что исполнение мероприятий зависит от финансирования и процедуры согласования, в связи с чем просит об увеличении срока исполнения до полутора лет.
Представитель третьего лица администрации Шерьинского сельского поселения Мосягин П.Д. с исковыми требованиями согласен, просит увеличить срок исполнения решения суда до полутора лет.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 2 указанного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.
В соответствии с п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.
3.7. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
При рассмотрении данного спора судом установлено, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому краю от 26.05.2015 № 853 проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «ЖКХ» с. Шерья Нытвенского муниципального района Пермского края.
Из акта проверки Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 89 от 29.06.2015 следует, что МУП «ЖКХ» с. Шерья осуществляет деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по содержанию, ремонту и эксплуатации скважин, водонапорных башен, водопроводных сетей, оказания услуг по водоснабжению, водоотведению. МУП «ЖКХ» с. Шерья осуществляет эксплуатацию водопроводов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в том числе в д. М.Ерши Нытвенского района Пермского края (л.д. 19-35).
В результате внеплановой выездной проверки, в том числе, установлено, что проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. М.Ерши не имеет санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора, а также использование водного объекта (скважины № 5949) МУП «ЖКХ» с. Шерья допущено без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения д. М.Ерши использования водного объекта.
29.06.2015 директор МУП «ЖКХ» с. Шерья с актом проверки ознакомлен.
МУП «ЖКХ» с.Шерья создано на основании распоряжения главы администрации Нытвенского района Пермской области от 30.11.2005 №2131-р.
Свидетельством о постановке на учет юридического лица подтверждается, что 15.12.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» с. Шерья Нытвенского района (л.д. 37).
Согласно распоряжению главы администрации Шерьинского сельского поселения Нытвенского района Пермского края от 05.02.2007 № 05-р. учредителем МУП «ЖКХ» с. Шерья является администрация Шерьинского сельского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края (л.д.49-50).
В соответствии с Уставом МУП «ЖКХ» с. Шерья, основными видами деятельности МУП «ЖКХ» с. Шерья является, в том числе, предоставление коммунальных услуг по обеспечению населения и предприятий (организаций) села теплоэнергией, водой, отводу и очистке сточных вод (л.д. 38-47).
На основании Договоров о передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности Шерьинского сельского поселения от 26.03.2007, 18.05.2011 (далее – Договор) и дополнительного соглашения от 29.11.2007 к Договору от 26.03.2007, Муниципальное образование Шерьинское сельское поселение передало МУП «ЖКХ» с. Шерья в безвозмездное пользование муниципальное имущество, в том числе 2 скважины и водонапорную башню в д.Ерши (л.д. 48-64).
Таким образом, на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств суд приходит к выводу о том, что МУП «ЖКХ» с. Шерья как юридическое лицо, распоряжающееся скважиной на праве хозяйственного ведения и осуществляющее деятельность по распределению воды населению д. М.Ерши Нытвенского района Пермского края, обязано принять меры по обеспечению проекта организации зон санитарной охраны участков водозабора подземных вод (скважины 5949) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. М. Ерши с наличием заключения органа Роспотребнадзора, поскольку право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности.
Поскольку ответчик осуществляет деятельность в сфере водоснабжения жителей д. М.Ерши, то несет ответственность за надлежащее качество предоставляемых услуг.
В случае несоответствие питьевой воды по микробиологическим и химическим показателям оказывается вредное воздействие на здоровье населения д. М.Ерши, накопление вредных веществ в организме человека формирует хронические заболевания, что создает угрозу жизни и здоровья потребителей.
Тем самым ответчиком допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан.
Статьей 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей» предусмотрено, что орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
На основании изложенного суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом, в целях своевременного исполнения решения суда, срок реализации мероприятий суд устанавливает один год 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Срок доведения правонарушителем решения суда до сведения потребителей суд устанавливает - в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56, ст. 59, 60, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство с Шерья» Нытвенского района Пермского края выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в д. М.Ерши, Нытвенского района Пермского края.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство с. Шерья» Нытвенского района Пермского края прекратить нарушение прав потребителей – граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст.ст.11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, ч.1 ст.10, ч.3 ст.23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416 от 07.12.2011г., п.1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:
- обязать обеспечить проект организации зон санитарной охраны участков водозабора подземных вод (скважины 5949) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. М. Ерши с наличием заключения органа Роспотребнадзора, в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины 5949), действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. М. Ерши, использования водного объекта, в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать в течение месяца после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей д. М. Ерши Нытвенского района Пермского края, через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 01 ноября 2018 года.
Судья Л.В.Завертяева