РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2014 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Брянской О.Е., при секретаре Жойкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-5960/14 по исковому заявлению Ербаева <данные изъяты> к Липерту <данные изъяты> о переносе строения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просил обязать ответчика перенести баню в соответствии с требованиями СНиП 30-02-97, СП 30-102-99, а также выплатить компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. Исковые требования мотивированы тем, что истец на протяжении ряда лет просил ответчика перенести баню на расстояние от границ его участка в соответствии с требованиями СНиП. При строительстве бани ответчику необходимо было заручиться согласием истца, что сделано не было. СНиП 30-02-97 однозначно определено минимальное расстояние между постройками по санитарно-бытовым условиям до душа, бани (сауны) - 8 м. Причем ответчик скат крыши ориентировал в строну истца и ливневые воды заливают его участок. Ответчик не установил водосток на крыше бани и не организовал водослив сточных вод из бани в соответствии со СНиП. Согласно п.8.8 СНиП 30-02-97 сбор, обработку стоков душа, бани следует производить в фильтрованной траншее или других очистных сооружениях, расположенных на расстоянии не ближе 4 м от границы соседнего участка.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца привлечена Сахияева Д.Х.
В судебном заседании истец Ербаев Д.Б. уточнил исковые требования, просил обязать ответчика перенести строение – баню от его летней кухни на 8 м, водосливная система должна быть 4 метра от забора, такой системы у ответчика нет. Строение ответчика расположено на расстоянии менее одного метра от забора, по которому проходит граница между участками. Баня ответчика построена в нарушение СНиП, нет слива сточных вод, нет дренажной системы. Дым от бани ответчика, запахи сточных вод мешают ему, поскольку его летняя кухня, где он принимает пищу в летнее время, находится вблизи бани ответчика. Также просил взыскать с ответчика судебные расходы в размере 4040 руб.
Третье лицо на стороне истца Сахияева Д.Х. поддержала исковые требования Ербаева Д.Б. в полном объеме.
Ответчик Липерт В.Б. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что данное строение не является баней, а представляет собой нежилое строение, там он хранит картофель. На крыше им установлен водосток. Забор является временным и построен на его территории, не на границе участков. Его строение было возведено ранее летней кухни истца. Права истца не нарушаются.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика (пункт 45). Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца (пункт 46).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела подтверждается, что истец Ербаев Д.Б. является сособственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №, доля в праве 2/5, доля в праве 3/5 принадлежит Сахияевой Д.Х. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 03-АА № ответчик Липерт В.Б. является собственником соседнего земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>1, кадастровый номер №.
Истец Ербаев Д.Б., настаивая на перемещении бани ответчика на 8 м от его летней кухни, ссылался на то, что ответчиком при строительстве бани нарушены строительные нормы и правила, расстояние от бани ответчика до его летней кухни истца менее 8 метров, нет слива сточных вод, нет дренажной системы, скат крыши строения ориентирован в сторону его участка, баня расположена на расстоянии менее 1 метра от границы участков.
Представленным истцом ситуационным планом земельного участка подтверждается, что нежилое строение, возведенное ответчиком, расположено на расстоянии 0,32-0,42 метра от границы земельных участков, проходящей по линии забора, а летняя кухня истца расположена на расстоянии 4,32 м от строения ответчика. Доводы ответчика Липерт В.Б. о том, что забор возведен им на территории его земельного участка, а не на границе между участками, не подтверждены доказательствами, в связи с чем не принимаются судом.
В соответствии с примечанием 1 к п. 2.12 СНиП 2.07.01-89* «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 г. № 78, в редакции, действовавшей в период возведения спорного строения) в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек(сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.
Аналогичные положения содержатся в Своде правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» (утв. постановлением Госстроя России от 30.12.99 №94), пунктом 5.3.4 которого предусмотрено, что до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее 1 метра от других построек - бани, гаража и др. Согласно пункту 5.3.8 СП 30-102-99 на территориях с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м.
В нарушение указанных норм возведенное ответчиком нежилое строение расположено на расстоянии менее 1 метра от границы участков.
Однако, истцом не представлено каких-либо доказательств нарушения его права собственности в связи с этим обстоятельством либо реальной угрозы нарушения его права собственности. Доводы о том, что из-за ориентации ската крыши строения в сторону участка истца ливневые воды заливают его участок, не доказаны, при этом суд учитывает, что ответчиком в настоящее время произведен монтаж водостока.
Ссылка истца на СНиП 30-02-97* «Планировка и застройкатерриторий садоводческих (дачных)объединений граждан, здания и сооружения», согласно которому минимальные расстояния между постройками по санитарно-бытовым условиям должны быть до душа, бани (сауны) 8 м, а также предусмотрены правила сбора и обработки стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод, не может быть принята во внимание судом, поскольку СНиП 30-02-97* распространяется на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений, тогда как участки сторон не относятся к территории указанных объединений. Кроме этого, использование ответчиком строения в качестве бани, наличие сточных вод и нарушение в связи с этим санитарно-бытовых условий также не подтверждено доказательствами, ответчиком в ход рассмотрения дела отрицалось.
Доводы истца о том, что расстояние между его летней кухней и нежилым строением ответчика должно быть не менее 8 метров не основаны на нормах права. Применяемые в данном случае СНиП 2.07.01-89* и СП 30-102-99 предусматривают необходимость соблюдения при застройке расстояния не менее 6 м, при этом указанное расстояние рассчитывается от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) и до стен дома, а также хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, а не между любыми постройками, не относящимися к жилым помещениям, возведенных на соседних земельных участках. Более того, как пояснял истец в судебном заседании, он возвел летнюю кухню около 6 лет назад, тогда как спорное нежилое строение ответчика было возведено ранее, что подтверждается представленным ответчиком ситуационным планом по состоянию на 2006 год, где отражено данное нежилое строение.
На основании изложенного требование истца о переносе строения – бани не подлежит удовлетворению.
В связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований о переносе строения, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования о компенсации морального вреда, являющегося производным от основного требования, а также для взыскания судебных расходов в размере 4040 руб., согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ербаева <данные изъяты> к Липерту <данные изъяты> о переносе строения, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятии через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: О.Е. Брянская