33а-4997/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
адрес 23 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио, административное дело по апелляционной жалобе фио на решение Зеленоградского районного суда адрес 24 мая 2021 года по административному делу № 2а-39/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по адрес к фио о взыскании недоимки по пене,
У С Т А Н О В И Л А:
ИФНС России по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с фио недоимку по пене по налогу на имущество физических лиц в размере сумма и пени по земельному налогу в размере сумма.
В обоснование доводов представитель налогового органа указал, что в связи с тем, что в установленный срок обязанность по уплате налогов не была исполнена, были начислены пени.
Решением Зеленоградского районного суда адрес 24 мая 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
С фио взыскана недоимка по пене по налогу на имущество физических лиц в размере сумма и по пене по земельному налогу в размере сумма.
В апелляционной жалобе фио просит решение суда отменить, поскольку полагает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства по уплате налогов не исполнены, пришел к выводу о взыскании недоимки по пене.
Однако судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Так, порядок взыскания недоимки по налогам и пени определен ст. 48 Налогового кодекса РФ и главами 32 и 11.1 КАС РФ.
При этом законодатель предусмотрел одинаковый порядок как для взыскания недоимки по налогу так и недоимки по пене (6. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Из смысла данных норм следует, что в данном случае в порядке искового производства требование о взыскании пеней может быть предъявлено налоговым органом только после направления налогоплательщику соответствующего требования об уплате пени, и обращения с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании такой пени и вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа о взыскании пени.
Взыскание пени производится налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что налоговым органом были составлены требования от 27.01.2020 года № 11829 и от 30.11.2019 года № 73019.
Однако доказательств того, что данные требования направлялись налоговым органом налогоплательщику в порядке ст. 70 Налогового кодекса РФ не представлено.
При этом требование об уплате недоимки, указанной в налоговом уведомлении N 120733307 от 06.08.2016 года, не направлялось, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Следовательно, налоговым органом не соблюден порядок уведомления налогоплательщика о наличии у него недоимки по пене.
При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Действующее правовое регулирование (ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 286 КАС РФ) связывает право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций с наличием у таких лиц задолженности по обязательным платежам и неисполнением требования об уплате взыскиваемой денежной суммы в добровольном порядке или пропуском указанного в таком требовании срока уплаты денежной суммы.
Ненаправление налоговым органом налогового уведомления не порождает у последнего обязанности по уплате пени. Следовательно, право на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по пене у налогового органа не возникает.
В силу положений ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Федеральным законодателем в отношении налога, уплачиваемого физическими лицами и пени, установлен предшествующий обращению в суд порядок взыскания путем последовательного направления налогового уведомления, требования об уплате налога.
Проверяя соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд и процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующую обращению в суд, судебная коллегия установила, что налогоплательщику налоговое требование не направлялись, что прямо указывает на то, что у налогового органа не возникло право на взыскание недоимки по налогам и пени в судебном порядке и свидетельствует о том, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно части 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Сведения о взыскании налогов, на которые начислены пени, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах основания для взыскания недоимки по пене не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по данному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Зеленоградского районного суда адрес 24 мая 2021 года отменить.
Принять по данному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи