Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-50/2023 (2а-4255/2022;) от 18.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2023 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело №2а-50/23 по иску Межрайонной инспекции ФНС России №23 по Самарской области к Яковлевой З. С. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России №23 по Самарской области обратилась в Волжский районный суд Самарской области с иском к Яковлевой З. С. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу. Заявитель указывает, что в адрес Яковлевой З.С. направлялось требование №18888 об уплате не указанного заявителем налога в не указанном заявителем размере в не указанный заявителем срок. Просит взыскать пени за просрочку его уплаты транспортного налога за период со 2.12.2016 г. по 5.02.2017 г. в размере 965 рублей 67 копеек, недоимку по земельному налогу за 2015 г. в размере 2 рублей и пени за просрочку его уплаты за период со 2.12.2016 г. по 5.02.2017 г. в размере 4 копеек.

Определением Волжского районного суда Самарской области от 20.07.2022 г. дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России №23 по Самарской области к Яковлевой З. С. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу передано на рассмотрение Ленинского районного суда г. Самары.

В ходе разбирательства дела истец заявил дополнительное требование о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в размере 43 894 рублей.

Ответчица представила письменный отзыв (л.д. 129), где утверждала, что все налоги, связанные с не указанным ею автомобилем, она оплатила в 2017 г.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

1. Законом Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» в соответствии со ст.14, 356 НК РФ на территории Самарской области введён транспортный налог. Плательщиками этого налога, согласно ст.357 НК РФ, являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно данным налогового учёта на имя ответчицы в 2015 г. были зарегистрированы легковые автомобили:

- Хонда Crosstour, государственный регистрационный знак мощностью двигателя 274,50 л.с.,

- Toyota Corolla, государственный регистрационный знак , мощностью двигателя 123,60 л.с.,

которые в силу ст.358 НК РФ признаются объектами налогообложения.

Информацией РЭО ГИБДД УМВД по г. Самаре (л.д. 143-145) подтверждаются данные о наличии у ответчицы Яковлевой З.С., в 2015 г. легковых автомобилей:

- Honda Crosstour, государственный регистрационный знак , мощностью двигателя 274,0 л.с., а не 274,50 л.с.,

- Toyota Corolla, государственный регистрационный знак , мощностью двигателя 123,0 л.с, а не 123,60 л.с., снят с учёта 13.08.2015 г.

Таким образом, все автомобили, за которые истцом исчислен транспортный налог, действительно принадлежали ответчице в 2015 г.

Статьёй 2 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» (в действовавшей в соответствующий период времени редакции) было определено, что налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 120 л.с. до 150 л.с. включительно составляла 33 рубля, свыше 250 л.с. – 150 рублей.

Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы (мощность двигателя в лошадиных силах) и налоговой ставки (п.2 ст.362 НК РФ). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Следовательно, размер транспортного налога за 2015 год по 2 указанным автомобилям составлял 43 806 рублей, исходя из мощности их двигателей, указанных в регистрационно-учётных данных ГИБДД.

Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления. Налоговым органом (межрайонной инспекцией ФНС России №16 по Самарской области) направлено налоговое уведомление №85880619 (л.д. 16).

Согласно п.1 ст.363 НК РФ (в действовавшей в соответствующий период времени редакции), транспортный налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Таким образом, у ответчицы имелась обязанность по уплате транспортного налога за 2015 г. в срок не позднее 1.12.2016 г., которая ею не исполнена.

Согласно ст.48 НК РФ в применимой редакции в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Однако если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.

Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (п.50 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ»).

Межрайонная инспекция ФНС России №16 по Самарской области 6.02.2017 г. через личный кабинет налогоплательщика направлено ответчице требование №18888 об уплате транспортного налога в срок до 3.04.2017 г. (л.д. 11, 12).

Требование не было исполнено ответчицей.

Таким образом, срок на обращение в суд исчисляется с 3.04.2017 г. (даты, указанной в требовании) и истёк 3.10.2017 г.

Истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 13.06.2017 г. (л.д. 64-65), т.е. с соблюдением этого срока.

13.06.2017 г. мировым судьёй судебного участка №132 Волжского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ №2а-897/17 о взыскании с Яковлевой З.С. недоимки по транспортному налогу за 2015 г. (л.д. 79).

Определением мирового судьи судебного участка №132 Волжского судебного района Самарской области от 30.03.2022 г. судебный приказ от 13.06.2017 г. №2а-897/17 отменён (л.д. 95-96).

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Указанный срок истёк 30.09.2022 г. (с учётом календаря выходных дней).

В первоначально поданном иске требование о взыскании недоимки по транспортному налогу заявлено не было, цена иска составляла 967 рублей 71 копейку, что прямо указано во вводной части искового заявления.

Требования о взыскании недоимки по транспортному налогу заявлены в порядке уточнения первоначального иска 18.10.2022 г. (л.д. 107-108), т.е. с пропуском установленного срока.

При этом поступивший в суд 21.09.2022 г. электронный образ уточнённого административного искового заявления от имени истца (л.д. 112-114) не был подписан электронной подписью представителя истца (поступил по e-mail, а не посредством сервиса «Электронное правосудие»). В соответствии с п.1 ст.125 КАС РФ административное исковое заявление подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем. Неподписанное административное исковое заявление не принимается к производству и возвращается заявителю. Поэтому направление в суд электронного образа уточнённого административного искового заявления, не подписанного электронной подписью уполномоченного представителя истца, не имеет правового значения и не прерывает течение срока на обращение в суд. Следует также отметить, что в неподписанном уточнённом исковом заявлении цена иска по-прежнему была указана в 967 рублей 71 копейку.

Установленный ст.48 НК РФ срок на обращение в суд не является сроком исковой давности, поэтому на суде лежит обязанность исследовать факт пропуска этого срока, независимо от того, ссылается ли на его пропуск налогоплательщик. Пропуск данного срока влечёт отказ в иске о взыскании налога.О восстановлении пропущенного срока истец не ходатайствует.

2. Согласно данным налогового учёта ответчице в 2015 г. принадлежал земельный участок с кадастровым номером 63:17:0307007:65 по адресу: <адрес> который в силу ст.389 НК РФ признаётся объектом налогообложения.

Согласно реестровой выписке ответчице с 25.12.2013 г. по 23.01.2015 г. принадлежал указанный земельный участок площадью 500 м2, кадастровая стоимость 136 235 рублей, предназначенный для коллективного садоводства.

Однако указанная в реестровой выписке кадастровая стоимость земельного участка установлена постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 г. №935 и в силу п.4 названного постановления подлежит применению с 1.01.2021 г.

В 2014-2020 гг. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:17:0307007:65 составляла 127 455 рублей, согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. №610, установившему удельный показатель кадастровой стоимости земель предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества, в кадастровом квартале в размере 254 рублей 91 копейки за 1 м2.

Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.5 постановления Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района «Волжский» Самарской области от 29.10.2014 г. №346/51 «Об установлении земельного налога на 2015 год» в 2015 г. ставка налога в отношении земельных участков, предназначенных для садоводства, составляла 0,3%.

Соответственно, размер земельного налога за 2015 г. составлял для ответчицы 31 рубль 86 копеек.

Однако истец по неясной суду причине принимает налоговую базу равной 7 555 рублей, из-за чего рассчитанная им налоговая недоимка составляет 2 рубля.

Суд не вправе выходить за пределы исковых требований по взысканию налоговой задолженности.

В соответствии с п.1 ст.397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, у ответчицы имелась обязанность по уплате земельного налога за 2015 г. в срок не позднее 1.12.2016 г., которая ею не исполнена.

Согласно ст.48 НК РФ в применимой редакции в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Однако если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.

Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (п.50 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ»).

Межрайонная инспекция ФНС России №16 по Самарской области 6.02.2017 г. через личный кабинет налогоплательщика направлено ответчице требование №18888 об уплате транспортного налога в срок до 3.04.2017 г. (л.д. 11, 12).

Требование не было исполнено ответчицей.

Таким образом, срок на обращение в суд исчисляется с 3.04.2017 г. (даты, указанной в требовании) и истёк 3.10.2017 г.

Истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 13.06.2017 г. (л.д. 64-65), т.е. с соблюдением этого срока.

13.06.2017 г. мировым судьёй судебного участка №132 Волжского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ №2а-897/17 о взыскании с Яковлевой З.С. недоимки по земельному налогу за 2015 г. (л.д. 79).

Определением мирового судьи судебного участка №132 Волжского судебного района Самарской области от 30.03.2022 г. судебный приказ от 13.06.2017 г. №2а-897/17 отменён (л.д. 95-96).

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Указанный срок истёк 30.09.2022 г. (с учётом календаря выходных дней).

Иск предъявлен 17.06.2022 г., т.е. с соблюдением установленного срока.

Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога возникает, в силу п.1 ст.44 НК РФ, при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Таким образом, требование истца о взыскании с Яковлевой З.С. недоимки по земельному налогу за 2015 год правомерно и подлежит удовлетворению в размере, установленном судом.

В соответствии с п.1 ст.61.2 БК РФ, доходы от земельного налога, установленного представительным органом городского округа, подлежат зачислению в бюджет городского округа Самара.

3. В силу п.4 ст.75 НК РФ в случае несвоевременной уплаты суммы налога налогоплательщик обязан выплатить пеню в процентах от неуплаченной суммы. Процентная ставка принимается равной 1/300 действующей в соответствующий период ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Истец просит взыскать пени за просрочку уплаты земельного налога за период со 2.12.2016 г. по 5.02.2017 г., что является его правом. Размер пеней за этот период рассчитан истцом верно и составляет 4 копейки.

Согласно п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.

Требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчётного) периода, направляется названным органом на основании п.1 ст.70 НК РФ не позднее 3 месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки, а в случае погашения недоимки частями – с момента уплаты последней её части (п.51 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.07.2013 г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ»).

Межрайонная инспекция ФНС России №16 по Самарской области 6.02.2017 г. через личный кабинет налогоплательщика направлено ответчице требование №18888 об уплате пени за просрочку уплаты земельного налога в срок до 3.04.2017 г. (л.д. 11, 12).

Поскольку все суммы пеней заявлялись ко взысканию в порядке приказного производства №2а-897/17, выводы суда по ходатайству истца о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, изложенные применительно к требованиям о взыскании недоимки по земельному налогу, применимы и к требованиям о взыскании пеней.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России №23 по Самарской области удовлетворить частично.

Взыскать с Яковлевой З. С. (место жительства – <адрес>, паспорт серии ) в доход бюджета городского округа Самара недоимку по земельному налогу за 2015 г. в размере 4 рублей, пени за просрочку уплаты земельного налога за 2015 г. за период со 2.12.2016 г. по 5.02.2017 г. в размере 4 копеек и государственную пошлину в размере 400 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья            (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-50/2023 (2а-4255/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Яковлева З.С.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
18.08.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
18.08.2022Передача материалов судье
22.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.09.2022Предварительное судебное заседание
21.09.2022Предварительное судебное заседание
20.10.2022Судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
16.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
10.01.2023Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
20.01.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
16.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее