Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1340/2021 ~ М-675/2021 от 26.02.2021

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

26 августа 2021 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Байрамове Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1340/21 по иску Ивлевой Р. И. об оспаривании решений первого заместителя Главы г.о. Самара и межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ивлевой Р. И. заключение межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара от 15.10.2020 г. №216з.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ивлевой Р. И. распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2020 г. №3680 «О признании многоквартирного дома, расположенного на территории Ленинского внутригородского района городского округа Самара аварийным и подлежащим реконструкции».

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                            В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2021 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Байрамове Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1340/21 по иску Ивлевой Р. И. об оспаривании решений первого заместителя Главы г.о. Самара и межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара,

установил:

Ивлева Р.И. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением об оспаривании решения первого заместителя Главы г.о. Самара и постановления Правительства Самарской области. В обоснование заявления указывает, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, 1917 г. постройки, вместе с примыкающим к нему домом по адресу: <адрес>, 1900 г. постройки, является объектом архитектурного и культурного наследия регионального значения «Усадьба С.П. Сухова». Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара №3680 от 27.11.2020 г. дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжение принято на основании решения межведомственной комиссии №216з от 15.10.2020 г. Распоряжение обязывает собственников за свой счёт в течение 2 лет произвести реконструкцию дома. В заключении межведомственной комиссии №216з от 15.10.2020 г. отсутствует анализ пригодности квартир для проживания. В заключении не указано, чем вызваны неисправности, не указаны прочность фундамента, степень его износа, состояние окон, не отражено влияние реконструкции стропильной конструкции крыши левой части дома на исторический облик. По состоянию на 2002 г. износ дома составлял более 50%. При передаче квартир в частную собственность капитальный ремонт дома не проводился. Просила признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара №3680 от 27.11.2020 г., признать незаконным исключение дома из программы капитального ремонта.

Определением судьи от 3.03.2021 г. административное исковое заявление Ивлевой Р.И. в части требования об оспаривании решения об исключении дома из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, возвращено, в остальной части заявление принято к производству.

В ходе разбирательства дела истица заявила дополнительное требование о признании незаконным заключения межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара от 15.10.2020 г. №216з.

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещена, просила о рассмотрении дела без её участия.

Ответчик первый заместитель Главы г.о. Самара в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, отзыва на иск не представил.

Ответчик межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте разбирательства дела извещена, отзыва на иск не представила.

Заинтересованные лица Блидар П.Е., Думлер С.В. и их представитель по доверенности от 8.04.2021 г. Леонова О.Л. в судебном заседании требования заявительницы поддержали.

Заинтересованное лицо Администрация г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 186-194), в котором полагало заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Администрация Ленинского района г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 116-131), в котором полагало заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Министерство строительства Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 60), в котором полагало разрешение заявленных требований на усмотрение суда, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Заинтересованное лицо Государственная жилищная инспекция Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.2, л.д. 60), в котором полагало разрешение заявленных требований на усмотрение суда, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Заинтересованные лица Департамент управления имуществом г.о. Самара, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, ООО «Волгаэнергосервис» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.

Ходатайство Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области об отложении судебного разбирательства, мотивированное неполучением копии административного искового заявления, суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку названный орган государственной власти уклонился от получения заказной почтовой корреспонденции с копией административного искового заявления, направленной ему 4.05.2021 г. по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, повторное направление судом лицу, участвующему в деле, копии административного искового заявления процессуальным законом не предусмотрено. При этом первое судебное извещение по делу названное лицо получило ещё 6.05.2021 г., соответственно, оно имело возможность ознакомиться с материалами дела и подготовить письменный отзыв.

Заинтересованное лицо Корчагина Л.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещена, отзыва на иск не представила.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истица является участницей общей долевой собственности на <адрес> (т.1, л.д. 87-89). Другим участником общей долевой собственности на эту квартиру является Блидар П.Е.

Собственниками других помещений в доме являются Корчагина Л.Г., Думлер С.В. (т.1, л.д. 85-86, 90-93). Дом состоит из 4 квартир (№3-6).

Ранее в состав единого домовладения входило также нежилое здание с литерой А (т.1, л.д. 63), в настоящее время ему присвоен самостоятельный адрес: <адрес>

Заключением межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара от 15.10.2020 г. №216з (т.1, л.д. 223-224) выявлены основания для признания многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

Распоряжением первого заместителя Главы Администрации г.о. Самара от 27.11.2020 г. №3680 (т.1, л.д. 201-202) многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Собственникам помещений в доме предписано, получив в Министерстве культуры Самарской области разрешение на проведение работ на объекте культурного наследия, в течение 2 лет произвести реконструкцию дома.

Указанные правовые акты затрагивают законные интересы заявительницы, т.к. в силу п.10 ст.32 ЖК РФ влекут возникновение у неё обязанности осуществить реконструкцию дома за свой счёт под страхом его изъятия для муниципальных нужд, в связи с чем могут быть оспорены заявительницей в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Указанный срок не является сроком исковой давности, поэтому последствия его пропуска применяются судом вне зависимости от заявления об этом стороны в процессе.

В материалах дела отсутствуют сведения о направлении заявительнице копий оспариваемых ею решений, дата, с которой заявительнице стало с достоверностью известно об их принятии и содержании, не может быть установлена. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении требования заявительницы об оспаривании решения межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара от 15.10.2020 г. №216з на основании п.8 ст.219 КАС РФ. Требование об оспаривании распоряжения первого заместителя Главы Администрации г.о. Самара от 27.11.2020 г. №3680 предъявлено заведомо с соблюдением установленного срока на обращение в суд.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Согласно п.33, 34 названного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Согласно п.7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Согласно п.42-44, 47 названного Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.08.2019 г. №1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинён ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утверждённого субъектом РФ на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, проводит оценку соответствия помещения установленным в названном Положении требованиям.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает:

приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения по установленной Положением форме;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить своё особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

В соответствии с п.1.1, 2.1 Положения о межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара, утверждённого постановлением Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара от 2.03.2020 г. №8, межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара является коллегиальным органом, образованным для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, находящихся на территории Ленинского внутригородского района г.о. Самара, за исключением случаев, предусмотренных п.7(1) Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Указанный орган осуществляет полномочия межведомственной комиссии, определённые Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.

Тем же муниципальным правовым актом утверждён состав межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара.

Согласно п.3.3.3, 3.3.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого постановлением Администрации г.о. Самара от 19.07.2013 г. №776, на основании полученного заключения межведомственной комиссии уполномоченный сотрудник Департамента управления имуществом г.о. Самара осуществляет подготовку проекта распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара и направляет его на согласование, подписание и регистрацию. Результатом административного действия является принятие распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара.

Таким образом, оспариваемые заявительницей правовые акты приняты соответственно межведомственной комиссией для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара и первым заместителем Главы Администрации г.о. Самара в пределах полномочий, предоставленных им муниципальными правовыми актами г.о. Самара в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.

Из материалов дела следует, что основанием для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции явилось заключение органа государственного надзора (контроля) – Государственной жилищной инспекции Самарской области от 17.09.2020 г. (т.1, л.д. 226-230). Согласно указанному заключению в ходе проведения осмотра дома выявлено неудовлетворительное состояние наружных стен (выпадение кирпичей, вертикальные трещины), штукатурки стен, значительный износ деревянных переплётов окон, дверных коробок, трубопроводов, системы электроснабжения, значительное рассыхание полов, трещины на потолке <адрес>. Межведомственной комиссии рекомендовано «принять решение в соответствии с п.47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47».

Следует отметить, что в заключении Государственной жилищной инспекции Самарской области от 17.09.2020 г. отсутствуют какие-либо выводы о наличии оснований для признания дома аварийным. Как уже было указано, п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом допускает принятие межведомственной комиссией любого решения, в том числе, решения о соответствии помещений требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и их пригодности для проживания.

Оспариваемое заявительницей решение межведомственной комиссии о наличии оснований для признания дома аварийным основано на инженерно-техническом заключении по обследованию здания ООО «ВолгаЭнергоСервис» от не указанной определённым образом даты в 2014 г. №12.10.14-Т3 (т.1, л.д. 205-222). Согласно указанному заключению дом находится в аварийном состоянии в терминологии СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений». При этом состояние наружных стен, перекрытий, дверных и оконных заполнений определено как аварийное (трещины), состояние крыши и кровли, лестниц, внутренних перегородок, полов, инженерных сетей – как недопустимое (т.е., менее критическое, чем аварийное).

Межведомственной комиссией собственное обследование дома не проводилось.

Установленный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом порядок принятия решения был соблюдён, процедурных нарушений при его принятии не выявлено.

На основании утверждённого межведомственной комиссией заключения уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления – Администрации г.о. Самара приняло решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Оспаривая принятые решения по существу, истица указывает, что в основу решений было положено инженерно-техническое заключение ООО «ВолгаЭнергоСервис», с которым истица не согласна, полагает его необъективным, выполненным без должного исследования объекта капитального строительства.

Доводы истицы заслуживают внимания, поскольку проведение исследования с ней не согласовывалось, она не имела возможности участвовать в выборе организации, которой было поручено исследование, отсутствуют доказательства её извещения о времени осмотра объекта.

В связи с изложенным по ходатайству истицы для проверки обоснованности оспариваемых им решений, установления, действительно ли многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> находится в состоянии, при котором он подлежит признанию аварийным, и если да, возможна ли его реконструкция, судом была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Самарское бюро экспертиз и исследований».

Согласно заключению судебного эксперта от 23.07.2021 г. №21-41 (т.2, л.д. 143-211) жилой дом по адресу: <адрес> в целом не находится в аварийном состоянии (находится в ограниченно работоспособном состоянии), при этом отдельные его конструкции имеют категорию технического состояния «аварийное». Квартира №3 не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ввиду наличия ограждающих конструкций, находящихся в ограниченно работоспособном и аварийном состоянии, проникновения наружного воздуха в помещения квартиры через сквозные трещины в конструкциях стен. Для устранения дефектов участков, имеющих аварийное состояние, необходимо провести детальное обследование грунтов и фундамента на участке с признаками просадки фундамента, выполнить на основании этого обследования усиление грунтов и (или) конструкции фундамента, выполнить ремонт кирпичной кладки стен на участке с признаками просадки фундамента (перекладка части кладки, заделка трещин), выполнить усиление кирпичной перемычки над оконным проёмом на участке стены с признаками просадки фундамента, выполнить замену повреждённых досок обшивки стен 2 этажа.

В судебном заседании эксперт Касимова А.В. пояснила суду, что в аварийном состоянии находятся 2 участка стен дома – передняя стена кухни в <адрес> внутренняя несущая стена в <адрес> между коридором и литерой Б1. Однако этого недостаточно для признания дома аварийным в целом. Согласно СП 454.1325800.2019 «Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного состояния» жилое здание относят к аварийной категории технического состояния, если выявлено 2 и более типа несущих конструкций с числом конструкций, находящихся в аварийном состоянии, превышающим 3% от общего количества конструкций. В данном случае в аварийном состоянии находятся конструкции только одного типа – стены. Согласно тем же правилам жилое здание относят к аварийной категории технического состояния, если выявлено более 5% несущих строительных конструкций одного типа, находящихся в аварийном состоянии. В данном случае в аварийном состоянии находится около 4% от общей протяжённости стен (стены измеряются по длине). Поэтому по указанным правилам дом в целом относится к категории «ограниченно-работоспособное состояние». Для устранения существующих дефектов дома необходима не реконструкция, а капитальный ремонт. На фотографиях, приложенных к заключению Государственной жилищной инспекции Самарской области от 17.09.2020 г., изображена треснувшая стена, не относящаяся к дому <адрес>, а оставшаяся от другого, ранее примыкавшего к нему, снесённого здания.

У суда не имеется оснований не доверять заключению судебного эксперта, поскольку экспертом непосредственно осуществлено исследование технического состояния дома, выводы эксперта мотивированны, суждения логичны и последовательны, обоснованы ссылками на строительно-технические нормы, квалификация экспертов подтверждена документально, сведений об их заинтересованности в исходе дела не имеется. Сторонами выводы эксперта под сомнение не ставились.

Что же касается инженерно-технического заключения ООО «ВолгаЭнергоСервис», то оно не может быть использовано в настоящее время для оценки технического состояния дома по очевидной причине – действующий нормативно-технический документ, определяющий правила оценки технического состояния жилых домов в целях признания их аварийными – СП 454.1325800.2019 «Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного состояния» принят значительно позже, чем было составлено указанное заключение, соответственно, выводы заключения построены не на основе действующей нормативной базы.

Совокупность работ, необходимых, согласно заключению судебной экспертизы, для приведения аварийных конструкций дома в работоспособное техническое состояние, отвечает сформулированному в п.14.2 ст.1 ГрК РФ понятию капитального ремонта, а не сформулированному в п.14 ст.1 ГрК РФ понятию реконструкции. Указанные работы сопряжены с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов, что относится к капитальному ремонту и не признаётся реконструкцией.

Таким образом, оспариваемые заявительницей решения органов местного самоуправления являются необоснованными исходя из установленных судом обстоятельств (основываются на инженерно-техническом заключении, составленном без учёта актуального нормативно-технического регулирования), в связи с чем не соответствуют закону по содержанию.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Признание судом не соответствующими закону муниципальных правовых актов автоматически влечет утрату этими актами юридической силы, вне зависимости от их отмены принявшими их органами и должностными лицами местного самоуправления, в связи с чем суд не определяет обязанности административных ответчиков по устранению нарушения прав и законных интересов истицы.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ивлевой Р. И. заключение межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара от 15.10.2020 г. №216з.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ивлевой Р. И. распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2020 г. №3680 «О признании многоквартирного дома, расположенного на территории Ленинского внутригородского района городского округа Самара аварийным и подлежащим реконструкции».

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 6.09.2021 г.

Судья            (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-1340/2021 ~ М-675/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивлева Р.И.
Ответчики
Первый заместитель Главы г.о. Самара
Межведомственная комиссия по Ленинскому внутригородскому району для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признан
Другие
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области
ООО "Волгаэнергосервис"
Министерство строительства Самарской области
Корчагина Л.Г.
Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара
Думлер С.В.
Государственнаыя жилищная инспекция Самарской области
Администрация г.о. Самара
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Блидар П.Е.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
26.02.2021Регистрация административного искового заявления
26.02.2021Передача материалов судье
03.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2021Подготовка дела (собеседование)
24.03.2021Рассмотрение дела начато с начала
01.04.2021Подготовка дела (собеседование)
01.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.04.2021Предварительное судебное заседание
13.05.2021Предварительное судебное заседание
17.05.2021Предварительное судебное заседание
25.05.2021Предварительное судебное заседание
29.07.2021Производство по делу возобновлено
29.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.08.2021Предварительное судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее