дело № 2-520/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.им. Бабушкина 03 октября 2018 года
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Варловой Е.С.,
при секретаре Едемской Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волкогон В.А. к Комитету по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района, администрации Бабушкинского муниципального района о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,
у с т а н о в и л:
Волкогон В.А. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района, в котором просила обязать ответчика заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, кадастровый номер №..., общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, примерно в 150 м по направлению на запад от дома №..., расположенного по адресу: <...>, без проведения торгов, установив стоимость земельного участка равную 15% от рыночной стоимости участка, составляющей 40 000,00 рублей, определенной в отчете об оценке стоимости №... от "___"_____20__.
В обосновании требований указала, что она является собственником нежилого здания – гаража для тракторов, расположенного по адресу: <...>. В ...20__ года она обратилась в Комитет по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Ввиду отсутствия сведений о кадастровой стоимости участка в предоставлении земельного участка в собственность ей было отказано.
Определением Тотемского районного суда Вологодской области от 02.08.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Определением Тотемского районного суда Вологодской области от 14.09.2018 в качестве соответчика по делу привлечена администрация Бабушкинского муниципального района.
В судебное заседание истица Волкогон В.А. не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района в суд не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела без его участия, разрешение требований оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика администрации Бабушкинского муниципального района в суд не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, указав на отсутствие возражений по иску.
Представители третьих лиц Департамента имущественных отношений Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания по делу извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без участия представителей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В силу части 3 статьи 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких участках.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
При этом, согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Положениями части 5 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ закреплено, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Волкогон В.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание, кадастровый номер №..., общей площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <...>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от "___"_____20__ земельный участок кадастровый номер №..., общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>, поставленный на кадастровый учет "___"_____20__, относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование – предпринимательство. Кадастровая стоимость земельного участка не установлена.
По сведениям ТУ Росимущества в Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области, Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района указанный земельный участок в реестре федерального имущества, собственности Вологодской области и муниципальной собственности отсутствует.
"___"_____20__ истец обратилась с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка. Из ответа Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района от "___"_____20__ следует, что отсутствие сведений о кадастровой стоимости земельного участка не позволяет определить размер цены выкупа земельного участка, в связи с чем не представляется возможным его продажа.
В соответствии с положениями части 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 10, 11 которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».
Из системного анализа приведенных федеральных норм следует, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель не является произвольным. Напротив, предполагает выполнение ряда обязательных к исполнению административных процедур, в том числе: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; составление отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, содержащего сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка, сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что пакет документов, представленный Волкогон В.А. с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, является достаточным с точки зрения соблюдения закона и подтверждает ее исключительное право на выкуп земельного участка. Спорный земельный участок не изъят из гражданского оборота, какие-либо ограничения или запреты на приобретение его в собственность отсутствовали.
В соответствии с пунктам 1.1-1.3 Положения о Комитете по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района, утвержденного Решением Представительного Собрания Бабушкинского муниципального района от 18.09.2018 № 209, Комитет является отраслевым функциональным органом администрации Бабушкинского муниципального района, является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Комитет обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением.
Согласно пунктом 2.2.2 Положения Комитет в области осуществления в пределах своих полномочий распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории района – осуществляет функции и полномочия арендодателя и продавца земельных участков в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами Представительного Собрания и администрации Бабушкинского муниципального района, заключает договоры аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного срочного пользования, соглашений к ним.
В связи с изложенным суд находит, что Комитет по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района является надлежащим ответчиком по настоящему делу, а администрация Бабушкинского муниципального района в качестве ответчика по делу подлежит освобождению от ответственности.
В соответствии с пунктом 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 17.11.2014 № 1036, цена земельных участков при их продаже определяется как выраженный в рублях процент от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно абзацу 1 подпункта 3 пункта 3 Порядка, размер процента устанавливается дифференцировано в размере 15% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ (за исключением случаев, указанных в подпунктах 1,2 пункта 3 настоящего Порядка).
Как следует из отчета №... от "___"_____20__ об оценке стоимости земельного участка рыночная стоимость земельного участка, кадастровый номер №..., общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – предпринимательство, составляет 40 000 рублей.
Таким образом, 15% от рыночной стоимости указанного земельного участка составит 6 000 рублей (40 000 рублей х 15%)
При изложенных обстоятельствах, а также принимая во внимание, что истец не может быть лишен права, предусмотренного статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, исковые требования Волкогон В.А. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Волкогон В.А. к Комитету по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района, о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района заключить с Волкогон В.А. договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер №..., общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – предпринимательство, установив стоимость земельного участка при заключении договора купли-продажи в размере 6 000 рублей.
Администрацию Бабушкинского муниципального района от ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2018 года.
Судья Е.С.Варлова