Судья: Обухова М.А. Дело № 33а-1037/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,
судей: Багаутдиновой Г.Р., Сентяковой Н.Н.,
при секретаре: Токаревой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2020 года административное дело по апелляционной жалобе государственной инспекции труда в Удмуртской Республике на решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 31 июля 2019 года, которым предписание Государственной инспекции труда в Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и отменено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямова Р.Р., выслушав объяснения государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Д.Е.М. поддержавшую доводы жалобы, представителя АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова К.Р.Р., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
установила:
АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике и инспектору И.С.А.. об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. Требования мотивирует тем, что предписанием государственного инспектора труда отдела правового государственного надзора Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике И.С.А.. от ДД.ММ.ГГГГ № «Белкамнефть» им. А.А. Волкова обязано:
1) в соответствии со ст. 152 ТК РФ произвести расчет и оплатить сверхурочную работу гр. Л.Н.Л. за май, сентябрь, октябрь 2014, март 2015, май, июнь, октябрь, ноябрь 2016г., май, октябрь 2017 в срок до ДД.ММ.ГГГГ
2) в соответствии со ст. 236 ТК РФ начислить и выплатить денежную компенсацию за неоплату сверхурочной работы в установленном трудовым законодательством размере гр. Л.Н.Л. за май, сентябрь, октябрь 2014, март 2015, май, июнь, октябрь, ноябрь 2016г., май, октябрь 2017 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец с оспариваемым предписанием не согласен и читает, что при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Вопрос о перерасчете оплаты сверхурочной работы данного работника и выплате ему денежной компенсации является индивидуальным спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено госинспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным, противоречащим ст. ст. 356 и 357 ТК РФ.
Представитель административного истца АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова – Т.О.А., заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика И.С.А. действующая на основании доверенности, просила отклонить заявленный административный иск.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика И.С.А. просит отменить решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 31 июля 2019 года и вынести новое решение, об оставлении предписания в силе.
В обоснование жалобы указано, что в действиях АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова по неоплате сверхурочной работы гр. Л.Н.Л. в установленном законодательством порядке отсутствуют признаки индивидуального трудового спора, так как данное нарушение является очевидным нарушением трудового законодательства и работник не обращался с заявлением в органы по рассмотрению индивидуального трудового спора.
Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание может быть обжаловано работодателем в суд (ст. 361 ТК РФ).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
По делу установлено, что государственным инспектором труда по государственной инспекции труда в Удмуртской Республике И.С.А.. была проведена внеплановая, выездная проверка в отношении АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова, поводом проведения проверки явилось обращение Л.Н.Л.
Л.Н.Л. осуществлял трудовую деятельность в АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова с ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д. 41).
По результатам проверки административным ответчиком составлен акт проверки ДД.ММ.ГГГГ. № и выдано АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова предписание № от ДД.ММ.ГГГГ
В акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. установлено нарушение работодателем в отношении Л.Н.Л. ст. 152, 236 ТК РФ.
Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ. на АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ.:
в соответствии со ст. 152 ТК РФ АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова произвести расчет и оплатить сверхурочную работу гр. Л.Н.Л. за май, сентябрь, октябрь 2014г., март 2015г., май, июнь, октябрь, ноябрь 2016г., май, октябрь 2017г.;
в соответствии со ст. 236 ТК РФ начислить и выплатить денежную компенсацию за неоплату сверхурочной работы в установленном трудовым законодательством размере Л.Н.Л. за май, сентябрь, октябрь 2014г., март 2015г., май, июнь, октябрь, ноябрь 2016г., май, октябрь 2017г.
Статьей 356 ТК РФ предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).
В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно части второй статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Исходя из приведенных норм ТК РФ, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.
В данном конкретном случае при проведении проверки на предмет соблюдения ОА «Белкамнефть» им Волкова А.А. трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права государственным инспектором Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике И.С.А.. выявлены очевидные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с чем правомерно выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Истец в обоснование своей позиции ссылается на превышение государственным инспектором труда полномочий, указывая на то, что вопрос о выплате заработной платы работнику является индивидуальным трудовым спором, разрешение которого отнесено к компетенции соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора.
При этом административным истцом не учтено право работника защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и полномочия государственного инспектора труда на вынесение в адрес работодателя обязательных для исполнения предписаний в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Как усматривается из материалов дела, работник Л.Н.Л. ни в комиссию по трудовым спорам, ни в суд за разрешением индивидуального трудового спора не обращался. Выявленные нарушения трудового законодательства не носят индивидуальный характер, затрагивают права всех работников, оплата сверхурочной работы которых осуществляется в 1.5 размере, в нарушение норм Трудового законодательства, при очевидных установленных нарушениях требований ст. 152 ТК РФ.
В данном случае, инспектором выявлено очевидное нарушение трудовых прав работника, и выводы суда о наличии индивидуального трудового спора не основаны на нормах трудового права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения, которым административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 31 июля 2019 года отменить, вынести новое решение, которым административные исковые требования Акционерного общества «Белкамнефть» им. А.А. Волкова к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике о признании незаконным предписания инспектора Государственной инспекции труда в Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике удовлетворить.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья
судьи: