Дело № 2-5130/2015
Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2015 года г. Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Гедымы О.М.
при секретаре Косач К.А.
с участием:
истца Коноплева В.А.
представителя ответчика Обрядина В.И.
представителя третьего лица Зиссер В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5130/15 по иску Коноплева В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периодов работы в льготный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Коноплев В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г. Мурманска (далее ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии.
В обоснование иска истец указал, что 30 января 2008 года он был принят на работу в строительную компанию ОАО Строительная компания «Агростроймонтаж» (далее ОАО СК «АСМ») каменщиком 4 разряда в звено каменщиков, где работает по настоящее время. При достижении пятидесятилетнего возраста, он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако ему в этом было отказано по тем основаниям, что работодателем не были внесены сведения о тяжелых условиях труда в выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период его работы в ОАО СК «АСМ» с 01.01.2010 по 31.12.2010 и с 20.10.2011 по 01.09.2013. Вместе с тем в указанные периоды времени он работал в той же должности и в звене каменщиков, условия его труда не изменились. При исполнении 52 лет он повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, однако пенсионным органом принято решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по тем же основаниям. Отказ пенсионного органа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости находит необоснованным, в связи с чем просит обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы в ОАО СК «АСМ» с 01.01.2010 по 31.12.2010 и с 20.10.2011 по 01.09.2013 в должности каменщика и назначить досрочную трудовую пенсию с момента первоначального обращения за пенсией.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в спорные периоды времени он работал в должности каменщика и в течение полного рабочего дня был занят на строительстве различных объектов в г. Мурманске. В его должностные обязанности входила кирпичная кладка. В спорные периоды он работал в составе специализированного звена каменщиков комплексной бригады. По мнению истца, тот факт, что работодателем не были изданы приказы о создании бригады каменщиков, не может нарушать его права на пенсионное обеспечение. С учетом изложенного, просил исковые требования удовлетворить и назначить досрочную страховую пенсию с момента первоначального обращения за пенсией, а в случае недостаточности стажа в особых условиях труда, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по состоянию на июль 2013 года, просил назначить досрочную пенсию с 28 июля 2015 года (с момента повторного обращения за досрочной пенсией).
Представитель ответчика Обрядин В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск /л.д. 214 том 1/. Указал, что 28 июля 2015 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч. 1 пп. 2, ст. 33 ч. 2 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» по достижении возраста 52 лет. При этом стаж работы истца в тяжелых условиях труда по состоянию на 28.07.2015 составил 06 лет 03 месяца 01 день, при необходимом 7 лет 6 месяцев. При решении вопроса о назначении истцу досрочной страховой пенсии ответчиком не были включены в льготный стаж истца периоды его работы в ОАО СК «АСМ» с 01.01.2010 по 31.12.2010 и с 20.10.2011 по 01.09.2013 так как в выписке из индивидуального лицевого счета в графе «особые условия труда (код)» отсутствует код 27-2/2290000А-12680. По сведениям ОАО СК «АСМ», предоставленным по запросу пенсионного органа, документы, подтверждающие факт работы Коноплева В.А. во вредных и тяжелых условиях труда в соответствии с позицией 2290000а-12680 раздел XXVII «Строительство» Списка № 2, утвержденного Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 № 10 отсутствуют. Данное обстоятельство послужило основанием для отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Полагает, что в настоящее время отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований истца, поскольку последним не представлено доказательств с достоверностью подтверждающих его работу в спорные периоды в составе специализированного звена каменщиков комплексных бригад. С учетом изложенного просит исковые требования истца оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица АО СК «АСМ» Зиссер В.М. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований истца, однако указал, что на предприятии отсутствуют документы, подтверждающие работу истца в спорные периоды в особых условиях труда, соответствующих требованиям Списка № 2 позиция 2290000а-12680. Приказы о создании специализированного звена каменщиков комплексной бригады, а также журнал учета отработанного времени за спорные периоды в организации отсутствуют, в связи с чем в настоящее время невозможно подтвердить, что в спорные периоды работа истца проходила в тяжелых условиях труда. По этим же основаниям работодателем не были внесены сведения в выписку из индивидуального лицевого счета об особых условиях труда истца за спорные периоды.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела (отказного) в отношении Коноплева В.А., суд приходит к следующему.
Согласно статье 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года не применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Таким образом, при разрешении настоящего спора подлежат применению нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с п. 2 статьи 3 названного Федерального закона страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 4 Закона №400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
На основании части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона №400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, а за период работы до 01.01.1992 – Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956 № 1173. Списки составлены по производственному принципу, определяют наименование профессии в соответствующих производствах, условия работы и характер занятости, при которых предоставляется право на досрочное пенсионное обеспечение.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2
При этом, согласно пункту 9 Разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков.. .», утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено каменщикам, постоянно работающим в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий и сооружений и других объектов" (код 2290000а-12680).
Таким образом, право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях предусмотрено только для каменщиков, постоянно работавших в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец Коноплев Владимир Александрович, 30.07.1963 года рождения в период с 30 января 2008 года по 30 ноября 2015 года состоял в трудовых отношениях с АО СК «АСМ» (ранее ОАО СК «АСМ»).
Трудовой книжкой истца подтверждено, что истец был принят на работу на должность каменщика 4 разряда /л.д. 8/.
Реализуя свое право на пенсионное обеспечение, 30 июля 2013 года Коноплев В.А. обратился в ГУ - УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска от 30 сентября 2013 года Коноплеву В.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27, статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.09.2013 №34 страховой стаж истца на момент обращения за пенсией составил 27 лет 11 месяцев 25 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 25 лет 08 месяцев 15 дней, стаж работы с тяжелыми условиями труда составил 04 года 08 месяцев 03 дня при необходимом 12 лет 6 месяцев. При этом пенсионным органом не были включены в стаж работы на соответствующих видах работ периоды работы истца в ОАО СК «АСМ» с 01.01.2010 по 31.12.2010 и с 20.10.2011 по 31.03.2013.
Основанием для исключения указанных периодов работы истца из льготного стажа послужило то обстоятельство, что в выписке из лицевого счета Коноплева В.А. в графе «особые условия труда (код)» отсутствует код 27-2/2290000А-12680.
Материалами пенсионного дела (отказного) в отношении истца подтверждено, что 28 июля 2015 года истец повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г.Мурманска от 25.09.2015 № 33 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда.
Учитывая, что Коноплев В.А. повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по достижении им возраста 52 лет, с учетом требований п. 2 ч. 1 статьи 30 и ч. 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу, что в данном случае страховая пенсия по старости может быть назначена истцу, в случае документального подтверждения им стажа работы с тяжелыми условиями труда не менее 07 лет 06 месяцев.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.09.2015 № 33 следует, что документами, представленными истцом, подтверждено, что страховой стаж истца на момент повторного обращения составил 29 лет 11 месяцев 16 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 27 лет 08 месяцев 07 дней, стаж работы истца с тяжелыми условиями труда составил 06 лет 03 месяца (при требуемом - 07 лет 06 месяцев).
При этом периоды работы истца в АО СК «АСМ» в должности каменщика 4 разряда с 01.01.2010 по 31.12.2010 и с 20.10.2011 по 01.09.2013 пенсионным органом повторно не были включены в льготный стаж истца по тем же основаниям.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что в спорные периоды он работал в должности каменщика 4 разряда в составе специализированного звена каменщиков.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, а также материалами пенсионного дела (отказного) Коноплев В.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 22 ноября 1999 года.
В силу части 1, 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на страхователя.
Согласно п. 2 ст. 13 указанного Федерального закона страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, все сведения о характере работы и условиях труда, необходимые для определения права на льготное обеспечение, представляются работодателями, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверность представленных сведений.
Материалами дела, а также пенсионного дела (отказного) подтверждено, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица - Коноплева В.А. за спорные периоды работы истца в АО СК «АСМ» отсутствует указание на код особых условий труда.
Из справки, представленной третьим лицом – АО СК «АСМ» по запросу суда следует, что в период с 30.01.2008 по 31.11.2015 Коноплев В.А. работал в АО СК «АСМ» в должности каменщика 4 разряда. В этот период времени он постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) работал в специализированном звене каменщиков комплексной бригады: с 30.01.2008 по 31.12.2008 (приказ о создании специализированного звена каменщиков № 27/1-А от 04.02.2008); с 01.01.2009 по 31.12.2009 (приказ №10-А от 11.01.2009); с 01.01.2011 по 19.10.2011 (приказ № 181-А от 31.12.2010); с 02.09.2013 по 31.12.2013 (приказ №177-А от 02.09.2013); с 01.01.2014 по 31.12.2014 (приказ №13-А от 09.01.2014); с 01.01.2015 по 30.11.2015 (приказ №6-А от 12.01.2015) /л.д. 212 том 1, л.д. 29-33 том 2/. В указанные периоды работа истца проходила в тяжелых условиях труда, что соответствует Списку № 2, раздел XXVII «Строительство», код позиции 2290000а-12680.
Из пояснений представителя третьего лица, данных в судебном заседании, следует, что за спорные периоды в организации отсутствуют приказы о создании специализированного звена каменщиков комплексной бригады, а также иные документы, подтверждающие работу истца в особых условиях труда.
Табелем учета рабочего времени, а также личной карточкой работника Коноплева В.А. подтверждено, что в спорные периоды истец работал в должности каменщика 4 разряда, его работа проходила в течение полного рабочего дня /л.д. 33-34, 48-211 том 1/. В указанные периоды работы истец также находился в очередных отпусках, и на листке временной нетрудоспособности, сведения о переводе истца на другую работу, а также о выполнении им иной работы в спорные периоды, в документах, представленных третьим лицом отсутствуют.
Материалы пенсионного дела (отказного) в отношении Коноплева В.А. содержат сведения, предоставленные ГУ УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска, согласно которым в «Перечнях» и «Сводных сведениях о выполненных работах», предоставленных ОАО «АСМ» по состоянию на 30.06.2010, на 31.12.2010, на 30.06.2012, на 30.09.2012, на 31.12.2012, на 30.06.2013, должность каменщика не поименована.
В ходе судебного разбирательства установлено, что генеральным директором АО СК «АСМ» утверждались поименные списки работников, пользующихся правом на досрочное назначение трудовых пенсий в соответствии с пп. 1-15 ст. 27 и пп. 7-13 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 (по Спискам № 1 и № 2).
Так, материалами дела подтверждено, что 30.01.2009 генеральным директором Общества утвержден поименный список по состоянию на 31.12.2008, согласно которому Коноплев В.А. поименован в указанном списке в качестве каменщика комплексной бригады (Список №2, раздел XXVII «строительство», позиция 2290000а-12680, код особых условий труда 27-2 /л.д. 34-35 том 2/.
30.01.2010 генеральным директором Общества утвержден поименный список по состоянию на 31.12.2009, в котором Коноплев В.А. также поименован в качестве каменщика комплексной бригады /л.д. 36-37 том 2/.
Сведения об утверждении генеральным директором Общества поименного списка за 2010 год в материалах дела отсутствуют.
22.04.2011, 12.07.2011, 20.10.2011, 27.01.2012 генеральным директором АО СК «АСМ» утвержден поименный список по состоянию на 31.03.2011 (за 1-ый квартал 2011 года), на 30.06.2011 (за 2-ой квартал 2011 года), на 30.09.2011 (за 3-ий квартал 2011 года), на 31.12.2011 (за 4-ый квартал 2011 года) соответственно, в которых Коноплев В.А. поименован в качестве каменщика комплексной бригады, что соответствует Списку № 2, раздел XXVII «строительство», позиция 2290000а-12680, код особых условий труда 27-2 /л.д. 38-45 том 2/.
Документы, подтверждающие утверждение генеральным директором Общества поименных списков работников, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии, за 2012 год в материалы дела не представлены.
Кроме того, 15.10.2013 генеральным директором АО СК «АСМ» утвержден поименный список работников, пользующихся правом на досрочное назначение трудовых пенсий по состоянию на 30.09.2013 (за 3-ий квартал 2013 года), который содержит указание на то, что в указанный период Коноплев В.А. работал каменщиком комплексной бригады, что соответствует Списку № 2, раздел XXVII «строительство», позиция 2290000а-12680, код особых условий труда 27-2 /л.д. 46-48 том 2/. Аналогичный поименный список утвержден генеральным директором Общества 23.01.2014 по состоянию на 31.12.2013 (за третий квартал 2013 года) /л.д. 49-51 том 2/.
При этом, представленные третьим лицом поименные списки не содержат сведений о дате начала и окончания периода работы в особых условиях труда.
Из пояснений представителя третьего лица следует, что указанные поименные списки утверждались работодателем ежеквартально.
Платежными поручениями, представленными АО СК «АСМ», подтверждено, что Обществом производились отчисления страховых взносов на ОПС, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии по дополнительному тарифу (Список № 2) на имя страхователя Коноплева В.А., начиная с сентября 2013 года по октябрь 2015 года. Документов, подтверждающих отчисление страховых взносов по дополнительному тарифу (Список № 2) за спорные периоды представителем работодателя истца суду не представлено.
Таким образом, документами, представленными третьим лицом – АО СК «АСМ» фактически подтверждено, что в периоды с 20 октября 2011 года по 31 декабря 2011 года и с 01 июля 2013 года по 01 сентября 2013 года Коноплев В.А. работал каменщиком 4 разряда комплексной бригады, что соответствует Списку № 2, раздел XXVII «строительство», позиция 2290000а-12680. Между тем, указанные периоды не отражены работодателем в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, как работа в особых условиях труда.
В судебном заседании в качестве свидетелей были допрошены Бабичев В.К. и Крюков С.Б., которые суду показали, что в спорные периоды они работали с истцом в АО СК «АСМ» в той же должности, занимались строительством различных объектов, в их должностные обязанности входила кирпичная кладка. Для выполнения должностных обязанностей работодателем создавалось звено каменщиков, простоев в их работе не было, к выполнению иных работ в указанные периоды времени они не привлекались. Издавался ли работодателем приказ о создании специализированного звена каменщиков свидетелям не известно.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» свидетельскими показаниями могут подтверждаться лишь периоды работы в порядке, предусмотренном Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, специальный стаж показаниями свидетелей не подтверждается, в связи с чем показания свидетелей в части того, что работа истца в спорный период проходила в составе специализированного звена каменщиков, не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих льготный характер работы истца в спорные периоды.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в спорные периоды времени (с 01.01.2010 по 31.12.2010 и с 20.10.2011 по 01.09.2013) истец Коноплев В.А. работал в АО СК «АСМ» в должности каменщика 4 разряда.
Вместе с тем, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют не все каменщики, а только постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, однако истцом, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств с достоверностью свидетельствующих о его работе в спорные периоды в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (за исключением периодов работы с 20.10.2011 по 31.12.2011 и с 01.07.2013 по 01.09.2013), что является необходимым условием для подтверждения факта работы в особых условиях труда и, соответственно, зачета этих периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что в льготный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат включению периоды работы истца в АО СК «АСМ» в должности каменщика 4 разряда в составе комплексной бригады с 20 октября 2011 года по 31 декабря 2011 года (02 мес. 13 дней) и с 01 июля 2013 года по 01 сентября 2013 года (02 мес. 03дня).
Вместе с тем, суд не находит оснований для зачета в льготный стаж истца периода его работы в должности каменщика 4 разряда с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года и с 01 января 2012 года по 30 июня 2013 года, поскольку из представленных в материалы дела доказательств нельзя сделать однозначный вывод, что в указанные периоды работа истца проходила в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения ранее были закреплены в статье 19 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Материалами пенсионного дела подтверждено, что первоначально Коноплев В.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 30 июля 2013 года по достижении им пятидесятилетнего возраста.
Вместе с тем, с учетом периодов работы истца в АО СК «АСМ» включенных судом в льготный стаж истца, по состоянию на 30.07.2013 у него отсутствовал стаж работы в особых условиях труда, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (12 лет и 6 месяцев).
Повторно истец обратился в пенсионный орган за досрочным назначением пенсии 28 июля 2015 года, следовательно, на момент повторного обращения ему исполнилось 52 года.
Учитывая требования, установленные ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" о снижении возраста, установленного для досрочного назначения указанной пенсии, суд приходит к выводу, что на момент повторного обращения истца в пенсионный орган стаж его работы с тяжелыми условиями труда (Список № 2) должен составлять не менее 07 лет 06 месяцев. Данное обстоятельство также подтверждается решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
Вместе с тем, при зачете периодов работы истца: с 20 октября 2011 года по 31 декабря 2011 года (02 мес. 13 дней) и с 01 июля 2013 года по 01 сентября 2013 года (02 мес. 03дня) в льготный стаж, с учетом льготного стажа, исчисленного ответчиком на основании представленных истцом документов (06 лет 03 месяца 01 день), стаж работы истца в особых условиях труда по состоянию на 28 июля 2015 года составит 06 лет 07 месяцев 15 дней (06лет 03мес. 01д. + 02мес. 13д. + 02мес. 01д.), что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости, как с момента первоначального обращения истца за пенсией (30.07.2013), так и с момента его повторного обращения (28.07.2015).
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая, что при подаче искового заявления истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, а также с учетом того, что требования истца удовлетворены частично, государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Мурманск.
Руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коноплева В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периодов работы в льготный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе г. Мурманска включить в специальный стаж работы Коноплева В.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы в акционерном обществе «Строительная компания «Агростроймантаж» в должности каменщика 4 разряда комплексной бригады с 20 октября 2011 года по 31 декабря 2011 года и с 01 июля 2013 года по 01 сентября 2013 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Коноплеву Владимиру Александровичу - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г. Мурманска в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.М. Гедыма